Хосе Луис Гайя: Страсть и расчёт
Король — рыбак, странник — покоритель, лучший в поколении, латераль с душою форварда. Яркие призывные образы испанской прессы и каждый просится в заголовок. Кратко, ярко, исчерпывающе, продающе. Мы выбираем собственный. Как эрго того, что этот парень делает на поле.
Ни одного большого интервью не видели. Максимум — оценки эпизодов, настроя и экспресс-комментарии после матча. Не от закрытости и звездатости. Он охотно принимает журналистов в своём доме в Аликанте. Просто скромен. Считает, что интервью — честь для больших игроков, мнение которых всегда интересно. Он пока не состоялся.
Пророческая фотография: маленький Гайя рядом с Айялой
Я всегда мечтал играть за Валенсию. В детстве подавал мячи на Месталье. Игрокам, ставшим легендами при жизни. Нынешний спортивный директор Руфете, Ангуло, Пеллегрино. Это была по-настоящему великая команда.
Мы попробуем объяснить происхождение образов, расскажем о ситуации с переходом в Реал и возможно, ответим, чем привлекательна именно его игра.
Во первых строках нельзя не отметить роскошное трансферное решение Франсиско Руфете. Когда летом в Баварию был продан Бернат, спортивный директор и не подумал искать ему замену, заявив общественности, что вопрос левого защитника давно решён. У него есть парень, который затмит, кого угодно. И платить за него ничего не нужно. Он — свой, кантерский. Некоторые не скрывали: Руфете чокнулся. Из Сегунды В в Примеру, в команду с задачами. Так просто не бывает. И где те скептики?
Краткая нарезка, разумеется, не объясняет ничего полностью. Она всего лишь показывает, чему к 18 годам научился парень.
Латераль с душой форварда
История, ставшая известной Рунету благодаря отличному блогу ФК Валенсия. Сам первоисточник находится чуть дальше — на валенсийскомSuper Deporte, но дело не в этом. Суть проста: до 13 лет Гайя был мегаснайпером местного Хувенила, забивашим по 60 мячей за сезон и носившим классический 9-й номер.
Тренер Висенте Кастро (сейчас он возглавляет одну из команд региональной лиги) за несколько минут до матча с Эльче перевёл бомбардира в оборону, сдвинув привычного левого латераля Сальву Руиса на место центрального защитника.
«Сказать, что это было для меня шоком — ничего не сказать. Я вообще ничего не понимал. Конечно, приходилось и обороняться тоже, но одно дело — коллективный откат, игра по ситуации и совсем другое — делать это постоянно. Главная проблема — разница мышлений. Сейчас я это осознаю чётко. Тогда было ощущение даже несправедливости. Мальчик хорошо себя вёл, сдавал все экзамены на пятёрки, а его вдруг загнали на кухню. Работа очень важная и нужная, но её делают специально подготовленные люди. Жизнь показала правоту Висенте.
Я считаю его своим футбольным отцом. Без него, конечно, не было бы ни игрока Гайи, ни Валенсии. Он занимался со мной очень много. Объяснял всю специфику, рассказывал, что я должен делать, что можно, а что — совершенно непозволительно. Атаковать же можно. Просто это нужно делать немного по-другому. Ну и возвращаться в оборону обязательно» — вспоминает Гайя сейчас.
«Я изначально видел в нём левого латераля — комментирует тренер — у него есть все задатки. Он лёгок, быстр, отлично понимает игру. Ну а то, что сам играл в нападении, идёт только на пользу. Получается две стороны медали. Во-первых, он прекрасно читает будущие решения форвардов и, уже обладая оборонительными навыками, умело их предотвращает. С другой стороны, играя в нападении, он получил отличные знания жёстких единоборств и ухода от опеки, а знание уже психологии защитников, позволяют ему быть умнее и хитрее. Честно говоря, доведение до него решения за несколько минут до матча было жёстким ходом. Я полагался на его ответственность. Гайя — очень командный игрок и для него хорошо только то, что идёт на пользу всем. В дальнейшем мы, действительно, работали с ним очень много. Даже на общих тренировках у него был квадрат 20 метров поля, на котором он отрабатывал навыки именно крайнего защитника».
Король — рыбак
Отсюда же — из былых бомбардирских подвигов исходное значение прозвища. Но оно давно забыто, тем более, что много забивающие юноши может быть, и дефицит, но, точно, не эксклюзив. Сейчас берётся иная трактовка. «Он выходит за добычей и кто бы ни играл против него, будь то Арда Туран, Луис Суарес, или, среднестатистический Веллингтон Сильва, обязательно попадутся в расставленные сети. Он просто быстрее и умнее любого из них» — видение главного гайяведа Андреса Гарсии из Супердепорта.
Лучший в поколении
Таков выбор итальянской La Gazzetta, точнее — её приложения Extratime. В прошлом сезоне они нашли звездой поколения Люка Шоу. Он был продан из Саутгемптона в МанЮнайтед за 37 миллионов евро, однако, совсем не жалован Луи ван Гаалом — лишь 13 матчей из 30. Возможно, в этом — одна из причин личного скептического отношения к переезду в Мадрид, о котором мы поговорим прямо сейчас.
Всё лучшее должно быть в Реале. Это понятно. Рейтинг появился в конце 2014-го, а через месяц, за несколько часов до закрытия трансферного окна Флорентино Перес возопил Мне нужен этот игрок. Цена не имеет значения.
Значит ли это, что в случае прихода Гайи до выхода будут сопровождены и Коэнтрау, и Марсело, или, дон Флорентино следует святому эстонскому завету — сперва взять себе что-то дорогое и красивое, а потом подумать, зачем оно нужно? Рассуждать бессмысленно, ибо до лета никакие переговоры не станут достоянием общественности.
Известно несколько пунктов отрицания. «Алькасер и Гайя не продаются ни за какие деньги. Это — магистральные игроки, вокруг которых команда будет строиться на годы вперёд» — один из тезисов Питера Лима, с которыми он выступил в декабре 2014-го. Всё время работы в Валенсии бизнесмен показывает себя грамотным инвестором с чётко выстроенным планом действий.
Так, ответом на предложение Реала стали переговоры по новому контракту для Гайи с кратным увеличением зарплаты — от 200 000 в год, прописанных ему сейчас до 1,5 миллионов — больше получают только Негредо и Энцо Перес. Окончательная сумма является предметом переговоров, но все принципиальные договорённости уже достигнуты.
Руфете открыто говорит о том, что Гайя — это будущий капитан Валенсии, сам футболист предан команде и хочет играть и расти именно здесь.
По-честному, выглядит так, что не последнюю роль играет почти гарантированное место в составе. Его в любой момент может подменить Орбан, но как бы ни сыграл аргентинец, это будет ситуативным решением и на следующий матч всё равно обязательно выйдет Гайя.
В Мадриде слишком много шансов оказаться просто Генрихом Марией Заузе из Золотого телёнка. Зачем-то выписанным, исправно получающим зарплату, но не допущенным до работы.
На другой стороне — родная команда, генетически равная Реалу и Барселоне и строящая новый проект, состоятельная в финансовом плане. Ответ на вопрос выбора уже дан. Методы убеждения Реала не очень понятны.
Странник – покоритель
Здесь всё просто. Он живёт в Аликанте и каждый день, начиная с 11 лет, когда поступил в школу Валенсии, ездит туда со своим отцом. «Сейчас я достиг минимального возраста вождения и могу ездить самостоятельно. Из того, что в основном составе лос че дебютировал в 17 лет делаю вывод: футбол — более демократичное и прогрессивное явление, чем автоезда» — улыбается защитник в окружении отца, матери — Элоизы и брата Алекса. Он и сейчас живёт с ними. Есть ещё младшая сестра Дения. Она на занятиях.
«Просто сложилось так, что я, естественно, не мог ездить сам. Даже если бы умел, меня бы каждый день штрафовали и заворачивали обратно. А за эти годы с отцом сложилось такое, дорожное братство. По пути мы разговариваем с ним об очень многом. Не только о футболе, хотя он его очень хорошо знает, разбирается и многое может подсказать по психологии, тактике, по чему угодно.
Я, действительно, очень многим обязан семье. Они поддерживали меня всегда и во всём, радовались моим успехам и учили трезво к ним относиться. Например, Алекс сказал очень простую вещь: ты — молодец, Хосе. Но Альба — чемпион Европы». Он прав, безусловно. Как бы хорошо ты ни работал, всегда есть, к чему стремиться и никогда нельзя останавливаться».Простой и ясный взгляд безжалостного убийцы, притаившегося на задней площадке. Он всегда готов защитить свой этаж, а если будет надо — забьёт. Не сомневайтесь.
Никто, похоже, и не сомневается. 18-летний дебютант в лихом отрыве выиграл опрос Сервантеса, до странности совпавший с результатами Мarca. Впечатлены все.
Кроме, как всегда, Дель Боске. Меняющего все внешние составляющие, но только не ход черепахи. Впрочем, в данном конкретном всё объяснимо проверенными Альбой и Бернатом. Предшественниками Гайи на месте левого защитника Валенсии.
Геннадий НИКИТЧАНОВ, Анастасия КАРСАКОВА
Результаты опроса Сервантеса: Хосе Луис Гайя — 99, Марио Суарес — 78, Дани Парехо — 72, Мигель Мойя — 69, Серхио Асенхо — 66, Альберто Буэно — 63, Висенте Иборра — 50, Витоло — 45, Игнасио Камачо — 43, Иньиго Мартинес — 40, Марио Гаспар — 27, Ману Тригерос — 23, Лукас Васкес — 22, Серхио Дардер — 20, Серхио Каналес, Рубен Пардо — по 17, Серхио Рико — 16