Год смерти Рикардо Рейса
Фернандо Пессоа – португальский поэт начала XX века, непризнанный одиночка, со временем ставший символом португальской словесности, вклад в которую самого Пессоа современники сравнивают с вкладом автора знаменитых «Луизиад» (если вы о них ничего не слышали, то это ещё ничего не значит) Луиса де Камоэнса.
Подождите, подождите. На повестке дня Рикардо Рейс. В крайнем случае, Жозе Сарамаго как автор. Какой ещё Фернандо Пессоа?
А вот такой.
Если кто-нибудь после смерти моей пожелает
Написать мою биографию — это будет весьма несложно.
Имеются две основные даты — рожденья моего и смерти.
Между этими датами — все дела мои и все дни мои остальные.
Рикардо Рейс, врач, вернувшийся в Португалию из Бразилии после продолжительного отсутствия, всего лишь гетероним Пессоа. У Пессоа было несколько литературных масок, Рейс – лишь одна из них. Не успев закончить историю своего другого «я», Фернандо умер. Но в португальской словесности в XX веке есть ещё такой мастодонт литературы как Жозе Сарамаго – писатель, про длину предложений которого наслышаны даже те, кто никогда его не читал.
И вот, Сарамаго решает выдумать жизнь выдуманному персонажу. В качестве мотива к возвращению на родину он предлагает своему герою смерть своего создателя. Более того, на страницах романа Рикардо Рейс общается с Пессоа – точнее, с его духом. Тот случай, когда созданное переживает своего создателя.
Кроме прочего Сарамаго придумывает своему герою и личную жизнь – иначе какой это поэт, без музы? И Рейс мечется между возвышенным (нежная девушка с редким и поэтичным именем Марсенда, а также такой особенностью как усохшая рука) и приземлённым в лице горничной Лидии. А ведь это имя – Лидия – Рейс воспел в одном из своих стихотворений (до знакомства).
И вот, он общается с духом умершего, пытается разобраться в своих женщинах и никому не показывает свои стихи. Этот роман вообще не о поэзии, как ни странно.
«Он, видите ли, недоволен и потому лишь, что не получил от Марсенды любовного письма, «нелепого, как и все любовные письма», последние слова были написаны, когда смерть уже поднималась по лестнице и внезапно стало совершенно ясно, что нелепо другое — за всю жизнь не получить ни одного любовного письма».
Сарамаго дал своему несвоему герою совсем немного времени разобраться – или окончательно запутаться – в этой жизни. Повествование в привычном стиле автора, когда во время чтения тебе нельзя расслабляться. Ты даже начинаешь задумываться, не загуглить ли, что за события происходили в Португалии в 1936-ом году – в последний год жизни Рикардо Рейса.
Но лень опять победит, конечно же.
Из занимательного: на страницах можно встретить Бартоломеу и его пассаролу, являющихся ключевыми персонажами в предыдущем романе Жозе Сарамаго – «Воспоминания о монастыре».