6 мин.

Примера: Лечь под аутсайдера

Договорные матчи. Появились не вчера, исчезнут не завтра. Собственный исходник — слова экс-главного тренера сборной России Павла Садырина: «Любой чемпионат мира — тотализатор, где крутятся огромные деньги. После поражений от Бразилии и Швеции у нас было шесть различных вариантов выхода из группы и мы заранее знали, что ни один из них не пройдёт».

Общая известная нам цифра — 40% предопределённых матчей. На сейчас в Испании собственные объективные сомнения вызывают:  Сельта — Альмерия (0:1), Райо Вальекано — Депортиво (0:1), Райо Вальекано — Кордова (0:1), Леванте — Малага (4:1), Эспаньол — Валенсия (1:2), Сельта — Атлетико (2:0), Барселона — Малага (0:1), Гранада — Малага (1:0) и свежий пример из Сегунды — Жирона — Альбасете (2:2).

Шесть первых матчей содержат признаки обстоятельств, когда сравнительно благополучные становились жертвами нуждающихся. Валенсия агрессирует в борьбе за место в Лиге Чемпионов, всё остальное — выигрыши аутсайдеров у середняков. При этом, Леванте одержал волевую победу, а Нолито из Сельты, исполняя 11-метровый, пробил в тот же левый нижний, куда уже повалился голкипер Альмерии.

 Из Примеры в Сегунду: Погоня за миражами славы

Всё безусловно, могло быть случайностью. Когда читаешь экспертные оценки в стиле «Было видно, как Мамаев целенаправленно бил именно в штангу», воля ваша, хочется сделать доброе дело и вызвать человеку неотложку. Профессиональные футболисты, действительно, обладают очень поставленным ударом. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно найти видео Дэвида Бэкхэма, по завершении карьеры периодически развлекающегося бомбардировкой пустых ведер с расстояния в много метров. Есть только разница: здесь у него сколько угодно времени на то, чтобы выцелить, правильно развернуть ногу и так далее. Почти все игровые решения принимаются в цейтноте и являются, скорее, инстинктивной классификацией данной конкретной ситуации, чем осознанным выбором и исполнением в доли секунды.

Другой аргумент против утверждения — Валенсия в принципе более классная команда, чем Эспаньол, а её мотивация выше. Попугаи — середняки. На тот момент им светил выход в финал Кубка и резонов умирать в чемпионате было немного. В то же время эта команда способна доставить проблем где и кому угодно, а смирение имеет ту же цену, что мотивация. В самом деле, есть ли разница между официальным получением премиальных за пролитые декалитры пота, которые, возможно, принесут победу и чёткой, спокойно, гарантированной выплатой за поражение, с турнирной точки зрения не чреватого вообще ничем? Отбросив все красивые слова о спортивном духе, чистоте игры и прочем, получаем тех же живых людей, которые, если что-то и должны, то первоочерёдно — своим семьям. Иными словами, дочери всё равно, на какие деньги ей будет куплена новая игрушка, а жене — уж совсем без разницы абстрактная чистота денег, с которыми она пойдёт за новым платьем.

Не относясь ни к чему как к факту, сеем зёрна разумных сомнений. По мере приближения развязки турнира и определённости круга задач, число странных матчей будет возрастать. Аутсайдеры будут хватать не своё.

Собственно, это уже началось. 27-й тур стал странным исключением, в котором шесть последних команд взяли одно очко на всех. Но тут и малореально было рассчитывать на что-то иное. Эльче играл в Севилье, Депортиво — в Валенсии, Леванте — на Бернабеу, Эйбар, хоть и дома, но с Барселоной. Гранада могла зацепиться и даже открыла счёт на Вальекасе, но в конце концов и Райо — не благотворительное общество Бери, что хочешь.

Кордову в расчёт уже не берём. Там поможет только волшебство. Но эта команда показательна как интерес аутсайдеров к выступлению в Примере.

Вернувшись туда спустя 42 года, клуб за неполный первый круг заработал 72% средств, полученных за весь прошлый сезон в Сегунде от продажи билетов, пива, атрибутики и прочее. Доходы от телетрансляций, пусть и распределены абсолютно неправомерно, разнятся в разы — от не более 2 миллионов в Аделанте до не менее 5 в BBVA. Ну и главное — трансферы. Эйбар купил у Понферрадины Хави Лару за 10 000 евро. Для игроков Примеры таких цен просто нет. Чудо, если удастся найти игрока за 100 000 в аренду.

Потому покупать будут. Отобьётся. Схемы могут быть разными. Осасуна страдает из-за самой неадекватной — якобы, агентское вознаграждение за игрока, который и в составе-то не появился. Сарагоса 2011/2012 была чуть тоньше, но тоже не блестяща. Хотя, с точки зрения закона, никто не мог запретить президенту начислить своим игрокам дополнительные премии, например, дабы мотивировать их на концовку чемпионата, а куда уж они их дели потом, сеньору Агапито знать просто не дано. Есть ещё варианты пресловутого чемоданчика в холле гостиницы, неучтёнки, или, отбеливания по сложному пути через 48 подставных фирм. Суть от того не меняется никак.

Для команд этажом выше всё актуально точно так же, только деньги фигурируют совсем другие. Отряд середняков — Малага, Атлетик, Сельта и Реал Сосьедад плюс, с некоторой долей условности, примкнувший к ним Райо в принципе конкурентоспособен на уровне еврокубков и, в первую очередь, в домашних встречах — 1 очко всей  первой пятёрки на Аноэте иллюстрирует более чем наглядно, способен на внезапные удары. Нужно ли грандам и полуграндам терять европейские деньги и спонсорские контракты, или, проще поступиться сравнительно малым и жить спокойно?

С турнирными договорняками более-менее разобрались. Во встрече Жироны и Альбасете оная составляющая отсутствовала как факт. Каталонцы при любых обстоятельствах остаются в шестёрке, а значит, в зоне плей-офф — от спасительного, если они вдруг надумали сливаться, 7-го места их отделяет 10 баллов. Могли войти в двойку прямого выхода в Примеру, но при плотности результатов — они и сейчас, занимая 5-е, отстают от лидирующего Бетиса на 4 пункта при 13 матчах до конца регулярки, это не имеет вообще никакого значения. Альбасете, напротив, при любых раскладах оставался в зоне повышенного риска. Перед туром было 30 очков, вылет начинался с 28.

Всё шло по очень логичному сценарию — Жирона забила два мяча. Фаворит дома против аутсайдера в игре, в которой по статистике, в 50 процентах случаев побеждает команда, открывшая счёт, а проходимость победы при 2:0 — 75%. И можно только представить, как круто некоторые подогрелись на ставке Х2/Альбасете не проиграет. Тоже возможно совпадение. Но очень странное.

Два других матча наиболее сложны для диагностирования. Дальнейшие события показали, что Атлетико просто очень плох (и этой команде играть ответку Лиги Чемпионов против ведущего в серии и набравшего ход Леверкузена), Барселона же, напротив, даже в эконом-режиме показывает футбол местами космический, ну а один раз из 17 может проиграть любая команда. Тем более, что Малага сильна в принципе.

Непреложный факт в том, что после первого тайма на победу анчоусов давали 5,8. До матча мы даже не смотрели в сторону П2. Вряд ли там было меньше 20. Здесь уместно ещё одно интересное наблюдение: беттинг, при всей его жёсткости Ошибся — потерял деньги, страховки нет,  давления властей — бан сайтов, изменение форм налогообложения и прочее, остаётся одной из немногих динамично развивающихся бизнес — сфер. Контор и росписи ставок становится всё больше. Даже если вдруг провести глобальное расследование и на выходе выяснить, что всё подчинено узкой группе лиц планетарного масштаба,  для простых пользователей всё остаётся прежним.

Между тем, сильных игроков немало. Мы сами вращаемся в кругу со средней проходимостью ставок 70%. Стабильный доход приносит 56% выигрышей. Проигрывать конторе приходится. Но на общем доходе все перечисленные обстоятельства никак не сказываются. Значит, это выгодно. И матчи будут раскладываться не только по турнирным значениям.

Геннадий НИКИТЧАНОВ, Анастасия КАРСАКОВА

donbalon.ru