Отто Фишер: «Братья Старостины, бывало, по головке погладят...»
Матч «Спартака» и «Динамо» - старейшее столичное дерби - начался с символического удара по мячу Отто Фишера, который намного старше этого дерби. Со 102-летним болельщиком красно-белых поговорил корреспондент Sovsport.ru.
О том, что в Челябинской области под Копейском живет самый возрастной болельщик красно-белых, стало известно, когда местные журналисты во время интервью выяснили, что Отто Константинович переживает за «Спартак». Известие об этом дошло до Москвы, фан-объединение красно-белых, руководитель фан-клуба «Спартака» Олег Семенов и клуб «Спартак» пригласили Отто Фишера на игру с «Динамо».
- Да ты что! Не может быть! - такой была реакция дяди Отто, когда я ему рассказал о приглашении, - говорит друг сына Отто Фишера Вячеслав Громов, который приехал вместе с ним в Москву. - Решили, что едем. Условились, что на улицу дядя Отто выходить не будет, форточку открывать - тоже. Чтобы не заболеть, мало ли что...
Отто Фишер на поле стадиона «Спартака». Источник: Sovsport.ru
Вячеслав Громов говорит, что Отто Константинович давно живет один. Его сына уже нет в живых, двух приемных детей, которые они воспитывали с супругой - тоже. И жены нет уже как шесть лет.
...К поездке в Москву Отто Константинович и правда отнесся чрезвычайно ответственно. Как рассказывает Вячеслав Громов, уже 11 марта дядя Отто был на чемоданах, хотя выезжать надо было 12-го.
- Приехали в Челябинск, а там вокзал закрыт из-за сообщения о заложенной бомбе, - рассказывает Вячеслав Васильевич.- Поезд, который обычно с первого пути отправляется, перевели на самый дальний. А мы договорились, что машина подъедет на первый перрон. Но ничего - дядя Отто прогулялся и до восьмого пути. И только удивлялся: «Ну надо же, впервые после 1941-го собрался в Москву, а тут такое...».
В это, конечно, сложно поверить. Не в то, что якобы бомбу на вокзале заложили, а в то, что человек прожил столько столько лет. Точнее столько пережил. И вот едет в Москву. Пройти на самый дальний перрон для него не самая сложная задача, если оглянуться на прожитый век...
Отто Фишер с другом своего сына Вячеславом Громовым. Источник: Sovsport.ru
- Родился я на Волге в 1913 году. Немец Поволжья, - говорит Отто Константинович, немного отдышавшись после прогулки по спартаковскому газону. - В 1917-м умерли мои родители и я попал в детский дом в Маркштадте, это тоже в Поволжье. Но мамин брат жил в Москве, был женат на русской женщине. У них не было детей и они взяли в дети меня. В феврале 1918-го я переехал к ним в Москву.
- Где и увидели футбол.
- Да, мы жили в районе Петровского парка. Стадиона «Динамо» там еще не было (его построят только в 1928-м - Прим. ред.). Но рядом был стадион имени Томского (позже его переименуют в стадион Юных пионеров, а уже в наши дни на его месте построят развлекательный и бизнес-центры - Прим. ред.). Вот на этом стадионе «Спартак» и был организован. Мы, мальчишки, там и в футбол, и в хоккей с мячом играли.
- Братьев Старостиных помните?
- А как же! И Андрея, и Александра, и Николая. Еще был Петя, но он помоложе. Александр на правом краю играл, Андрей - в центре нападения... Мы были мальчишками, они старше. Но все равно мы за ними бегали. Кричим им: «дядя Коля!» или «дядя Саша!». Они нас и по головке, бывало погладят...
Отто Фишер у памятника Старостиным не смог сдержать слез. Источник: Sovsport.ru
Футбола в жизни Отто Константиновича не стало в 1941-м. Да и жизни, казалось, не стало тогда как таковой. После начала войны Отто Фишера посадили в тюрьму за то, что он немец:
- Сидел за решеткой. Потом - спецпоселение. Связи никакой не было. Нас охраняли солдаты и окружала колючая проволока. Так продолжалось до 1946 года.
Отто Фишер работал на стройке металлургического комбината, не выезжая из Челябинской области. Он не видел строек Москвы, стройки стадиона «Спартака». И оказавшись здесь, ему сложно говорить.
- Нет в русском языке слов, чтобы описать увиденное, - признается Отто Константинович. - Но правильно говорят, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
У памятника братьям Старостиным Отто Фишера окружили мальчишки. Если сложить их возраст, вряд ли наберется 102 года. Когда Отто Констнтинович присел на скамейку рядом с братьями Старостиными, он не смог сдержать слезу. Прикрыв лицо руками и спартаковским шарфом, опустил на минуту голову.
Что у него было перед глазами? Наверное, детство, стадион в Петровском парке, дядя Коля и дядя Саша Старостины треплют его по голове. Вот как сейчас Отто Констнтинович мальчишек, которые пришли на экскурсию по стадиону.
Трогательно. Уважение к старшим превыше всего. А тем более к таким долгожителям.
Здоровья вам,Отто Константинович!