2 мин.

Истоки и причины межфанатских войн

Возьму на себя смелость утверждать, что спорт берет начало из обрядовых инициаций - религиозных ритуалов, призванных испытать готовность юношей (и девушек) к вступлению во ``взрослую`` жизнь. В древней Спарте к этому обряду готовили с 7 лет.

Уже в древнем Крите из этих ритуалов сделали зрелище. В знаменитых дворцовых комплексах обнаружены помещения - прототипы современных стадионов (с вип-ложами, где располагалась верхушка талассократии), где юноши проходили испытание на глазах у (примерно) 500 человек. В известной древнекритской фреске /Акробаты с быком/ http://old.portal-slovo.ru/images/2236_greece_hist2.jpg мы видим фрагмент этого зрелища. Подготовка к инициации весьма напоминает подготовку современных спортсменов. Тренировка, а затем выступление.

У юношей, проходящих испытания были болельщики - род, к которому они относились. Если юноша не проходил обряда, то это ложилось черным пятном на весь род. Наверное, тогда уже опозоренный род подвергался насмешкам, в зависимости от нравов, царящих в племени.

Возникновение черной магии можно отнести к периоду возникновения первых межплеменных столкновений. Одной из причин возникновения черной магии можно считать атмосферу подозрительности, которая сопровождала межплеменные отношения. Впоследствии, по мере распада племенных союзов, подобная подозрительность перекидывалась на межродовые отношения. Впрочем, мне не попадались сообщения, что, например, олимпийские игры в Древней Греции сопровождались болельщисткими распрями. Однако недоброжелательность проникла в спорт и определенные социогруппы конфликтовали между собой. Например в Византии существовали партии ``зеленых``, ``красных»``и т.д. Они объединялись по этническо-территориальному признаку и получили свои названия по цвету одежд ( специальных накидок) скаковых лошадей за которых они болели на ипподроме. Эти партии боролись между собой за близость к императору, что означало само собой захват власти (неважно кто сидит на троне - важно кто его окружает).

В современной жизни болельщики в большинстве своем нерелигиозны и неплохо информированы, но это не избавило социогруппы от призраков собственной негативной Тени (как это называет К.Юнг) - одного из наших внутренних душевных альтер эго. Всю присущую нам агрессивность, стремление к власти и страсти к саморазрушению мы приписываем своим соперникам.

Что может быть рационального в межфанатских побоищах. Таким образом, мы пытаемся бороться с собственными недостатками, приписывая их другим. Словно в кривом зеркале, мы видим в чужих болельщиках собственное несовершенное отражение. Неудивительно, что в самых грязных склоках, разводимыми фанатами конкурирующих брэндов участвуют юноши (и, увы, иногда девушки) или те кто еще не избавился от инфатильности. Для ``туманной юности`` характерно брожение умов и поиски неких идеалов.

Мы стремимся найти свою цельность, и эта потребность присуща уже всем возрастам. Одним из способов обрести её - влиться в некую социогруппу, например фан-движение Спартака или Зенита. Так называемая социальная самоидентификация. Это действенно, но при этом не обязательно разделять заблуждения и фобии той или иной социогруппы. Если вы считаете себя зенитчиком или спартачом это не означает, что вы самые лучшие. Просто таким образом вы находите свой ``порт приписки``, свой ``отчий дом``.

Сразу оговорюсь, что исторические экскурсы я делал по памяти, поэтому если кто меня поправит, буду только рад. К сожалению в И-нете не все источники, которые я читал в печатном виде оцифрованы, поэтому у меня не было возможности нашпиговать статью ссылками.