6 мин.

Дело врачей #3: Медицинский ликбез

И опять про травмы в нашем блоге.

Каждый раз, когда кто-то получает травму, начинается бурное обсуждение, из-за чего она произошла и кого в этом винить. Как парвило, 99.9% мнений высказываются людьми, далёкими от медицины, и 100% мнений звучат от тех, кто никак не связан с клубом, так что в лучшем случае эти мнения — простые догадки, а в худшем — желчные обвинения всего и вся.

В попытке помочь вам чуть лучше понять медицинскую составляющую спорта, мы перевели  интервью одного из канонирских блогов с парой врачей. И адаптировали его в своеобразный FAQ, или говоря по-русски — ликбез.

Насколько сильно мышечные травмы связаны с перегрузкой и можно ли списать их на случайность или плохую генетику?

Генетика? Почти все медицинские недуги можно связать с генетической предрасположенностью под воздействием условий окружающей среды. Когда мы говорим о профессиональных атлетах, страдающих травмами опорно-двигательного аппарата, большинство случаев не связаны с генетикой. Если бы у них была какая-либо генетическая предрасположенность к мышечным травмам, они всего-навсего ничего не добились бы в своём виде спорта.

У одних людей хрящи и сухожилия более гибкие и эластичные, чем у других? Конечно. Как правило, недуг — самое плохое, что может случиться, если здоровье человека в норме. Да, возможно, во всём многообразии организма есть нечто, повышающее вероятность того, что Джек Уилшер получит травму лодыжки, а Харри Реднапп погубит очередную команду. Но, насколько мы знаем, ни одна из наследственных патологий соединительной ткани не была изучена, кроме синдрома Марфана и синдрома Элерса-Данло.

Случайность? Есть мнение, что все травмы происходят из за всяких случайностей, будь то неудачная попытка отбора (МакНейра у Джека), перерастяжение колена (Дебюши) или же ринопластика (коррекция носа в пластической хирургии) в Жиру для своего же партнёра (Коклен), травмы всегда являются следствием неудачного стечения обстоятельств.

Перегрузка? Самое простое объяснение, потому что она не позволяет мышцам человека восстановиться до конца, что делает его более восприимчивым к травмам. Частью работы Шеда Форсайта является реформирование старых тренировочных методов для того, чтобы они соответствовали современным веяниям спортивной науки.

Перегрузка — это тот аспект, который тренерский штаб вполне может контролировать. Уставшие мышцы сильнее всего подвержены судорогам и защемлениям, а также в самый неподходящий момент — разрывам. Но, к сожалению, нельзя провести сканирование или сделать анализ крови, которые могли бы подсказать медицинскому штабу «Арсенала», когда именно Аарон Рэмзи получит травму подколенного сухожилия.

Возможно ли определить, предрасположен ли человек к хроническим травмам по сравнению с другим, или это выяснится только со временем — когда травмы продолжат случаться?

С научной точки зрения — второе. Не думаю, что в возрасте 12-ти лет Абу Диаби мог бы пройти тест, который предсказал бы его легендарную карьеру. Мне кажется, что проблема его последних повреждений в том, что они вызваны теми травмами, которые он получал в прошлом. На микроскопическом и, в конце концов, на макроскопическом уровнях вылеченные хрящи или связки никогда не будут находиться в том же состоянии, в котором они были изначально. На практике это значит, что они становятся со временем все больше подверженными перегрузкам и не способными предостеречь себя от рецидива или какой-либо новой травмы костно-мышечной системы.

Правда ли то, что травмы впоследствии могут вызвать мышечные повреждения, как было в случае с Аароном Рэмзи. И если да, то каким образом?

Найдите на своём теле шрам и пощупайте — вы заметите, что он намного жёстче, чем ткань, которая его окружает. Связать это, например, с подколенным сухожилием Аарона Рэмзи и попробовать представить себе, насколько менее функциональными будут его мышцы, довольно трудно.

Ортопеды говорят, что у атлетов довольно часто возникают проблемы с движением после получения мышечной травмы, а затем и с тем, как вернуть себе былое состояния для того, чтобы делать те же движения, которые они выполняли до травмы.

Есть ли способ уменьшить вероятность получения повторной травмы? Или придётся лечить рецидивы до бесконечности?

Спортсмены в значительной степени всегда находятся в плохом состоянии, так что предотвращение травмы зависит от того, в каком именно состоянии находится игрок по шкале от роскошных апартаментов в Ницце до фавелл в Рио. Также существенным фактором является получение достаточного количества минералов вместе с едой (всем есть шпинат!)

Ещё одна вещь — не давать игрокам самим решать свою судьбу (да-да, Алексис). Всё это — очевидные профилактические меры. Процедуры и методики, выполняемые предотвращения травм, эффективны чуть менее, чем гаитянский шаман вуду.

Когда игрок возвращается после травмы, его физические способности на какое-то время будут ограничены до тех пор, пока она не залечится полностью, и мышцы восстановят свои силы. Учитывая это лучший способ предотвратить рецидив:

  • предоставить достаточное количество времени для правильного лечения и восстановления

  • предоставить игроку достаточное количество времени для ознакомления с новыми пределами его тела, и только потом возвращать его в пекло

Многие изнывают от того, что долго не играет Уолкотт, но, вероятно, что Венгер делает это сознательно, хочет облегчить его возвращение и избежать повторной травмы, что довольно умно, учитывая тип повреждения и срок его отсутствия.

Есть ли вопиющие заблуждения, связанные с медициной в футболе, которые еще нужно пояснить?

  1. Самое большое заблуждение людей, не сведущих в медицине, это то, что они думают, что врачи уверены абсолютно во всём. Что касается футбола, моя главная претензия в том, как быстро они начинают винить главного тренера или тренерский штаб в травме игрока. Для ботаников: медицина — в значительной степени Байесовский мир. Для нормальных: медицина — гуманитарная наука.

  2. Маловероятно, что у кого-либо из игроков «Арсенала» есть склонность к получению травм (читатели негодуют) в том смысле, что ни у одного из них, как мне кажется, нет к этому генетической предрасположенности. Разнообразие травм Диаби — это следствие незалеченных до конца предыдущих травм, которые при этом открывают возможности для получения будущих. То же самое и с остальными игроками.

  3. С приходом Форсайта новый подход к медицине только начинает устанавливаться. Это длительный процесс, в котором происходят систематические изменения, и его результаты нельзя увидеть уже на следующий день. Думаю, в этом плане в клубе начинает появляться некая закрытая философия, которая откроется нам в следующем сезоне или чуть позже. 

По мотивам статьи

Материалы по теме:

Разрушители легенд: Дело врачей

Снова о травмах, или Дело врачей #2