Франческо Тольдо: «Полуфинал Евро-2000 был для меня развлечением»
Безупречная игра на Евро-2000 сделала Франческо Тольдо национальным героем. Хотя ни на одном другом турнире он не был основным вратарем сборной Италии. В интервью еженедельнику «Футбол» Тольдо рассказал, что помогло ему обыграть Голландию в серии пенальти, вспомнил странные выходки Марио Балотелли и объяснил, что должен кричать вратарь, чтобы забить гол.
В зоне Евро
После встречи с Тольдо на прием к психологу записывались даже уверенные в себе пенальтисты. Чаще всего от него страдали лондонский «Арсенал» и сборная Голландии. В списке «жертв» Франческо нападающие «канониров» Нванкво Кану и Тьерри Анри, а бедный капитан «оранжевых» Франк де Бур проиграл дуэль вратарю дважды за матч.
- Франческо, вы завершили профессиональную карьеру пять лет назад. Какое событие стало для вас самым ярким за это время?
- Со мной произошло несколько отличных вещей: я занимался детским проектом «Интер Кампус», потом стал тренировать вратарей молодежной сборной Италии. А сейчас сотрудничаю с «Интером» в проекте Inter Forever, объединяющем бывших игроков команды. Я знаю, что Джачинто Факкетти хотел, чтобы их связь с клубом была прочнее. В рамках этого проекта мы организуем встречи ветеранов с болельщиками и ребятами из академии, проводим благотворительные матчи и другие мероприятия.
- В Италии отличная вратарская школа, и даже в лучшие годы вам приходилось конкурировать с Пальюкой, Перуцци и Буффоном. Не жалеете, что провели за сборную не так много матчей, как могли бы?
- Да, в 1990-х у нас всегда была серьезная конкуренция, пять-шесть человек легко могли стать номером один. Я в любом случае рад, что провел в сборной почти десять лет. В 1994 году мне удалось выиграть молодежный чемпионат Европы, а с первой командой я завоевывал «серебро» Евро и ездил на чемпионаты мира. Это тоже много!
- Пиком вашей карьеры считается матч с голландцами в полуфинале Евро-2000. Согласны с этим или есть игра, которая для вас имеет еще большее значение?
- Спасибо за этот вопрос! Действительно, все помнят только матч с голландцами и не осознают, насколько сложными были остальные игры. Мой самый тяжелый матч состоялся в 1995 году, когда я совсем молодым дебютировал в сборной Италии. В игре с хорватами наш основной вратарь Лука Буччи был удален, и мне пришлось срочно выходить на поле. Мы сыграли вничью – 1:1, и вот тогда я нервничал! А встреча с голландцами была для меня скорее развлечением.
- Развлечением? Сколько же часов нужно смотреть видео соперников, чтобы вот так назвать шесть пенальти в свои ворота?
- Нет-нет, записи игр тут ни при чем! Это был инстинкт. Верите или нет, но вечером накануне матча я думал, как может сложиться эта игра, – и все сбылось! В точности! С другой стороны, я тоже пытался спровоцировать бьющих, чтобы они метили в нужный мне угол. Пенальти – это лотерея, но у вратаря всегда есть шанс повести соперника за собой. Если повезет.
- А если вы вдруг увидите, что по телевизору повторяют финал Евро с французами, переключите канал? Или досмотрите игру до конца?
- Досмотрю, это не проблема… Конечно, я был разочарован тем поражением, но, когда мы вернулись в Италию, люди мне аплодировали за хорошую игру. Тогда я понял, что второе и третье места – это не поражение. Любые медали – успех.
Укол зонтиком
Два главных клуба в карьере Тольдо – «Фиорентина» и «Интер». Во Флоренции он отыграл восемь сезонов, застав период, когда «фиалки» поднялись из Серии В, расцвели благодаря таланту Габриэля Батистуты и завяли под грузом финансовых проблем. Прощание с «Фиорентиной» у Тольдо прошло в прямом смысле со слезами на глазах.
- Вы воспитанник «Милана», но не провели за этот клуб ни одного матча. Неужели «россонери» никогда не пытались вернуть вас?
- Я кое-что поясню. «Ювентус», «Милан» и «Интер» набирают детей из провинции, выращивают их, а потом отдают в аренду командам низших лиг и смотрят, что из этого выйдет. У меня была возможность вернуться в «Милан», но я сам от нее отказался. За «россонери» тогда играл Себастьяно Росси, который «убивал» всех своих конкурентов. Тогда он как раз установил рекорд лиги по количеству «сухих» минут. Поэтому меня выкупила «Фиорентина», а позже я перешел в «Интер».
- В клубах низших лиг, где вы начинали взрослую карьеру, фанаты порой творят невероятный вещи…
- Да, там могло произойти все что угодно. Трибуны находились рядом с полем, и нам всегда было слышно, что говорили болельщики. А однажды какой-то парень попытался уколоть меня зонтиком, представляете!
- Когда вы играли в «Фиорентине», клубом владел Витторио Чекки Гори – человек из мира кино. Рассказывают, что в качестве премии он мог пообещать игрокам ужин с Шарон Стоун. А как он мотивировал лично вас?
- Он обещал познакомить меня со своей женой – Валерией Марини. Она тоже снималась в кино, симпатичная такая девушка. Витторио вообще был фантастическим человеком, он всячески меня оберегал. Считал, видимо, что я приношу удачу команде. Расскажу одну историю. Как-то раз перед матчем я серьезно заболел. Температура под сорок, когда не то что играть – пошевелиться невозможно. Короче, лежу трупом. И что вы думаете? Витторио прислал ко мне своего доктора и сказал ему: «Делай что хочешь, но Франческо должен играть!»
- А Батистута вас чем-нибудь удивлял?
- Габриэль – один из символов «Фиорентины». Он приехал в Италию никому не известным футболистом и сразу начал забивать ударами с правой. А когда соперники его раскусили, Батистута стал думать, как можно разнообразить игру. В тридцать лет он выдал свой лучший сезон! Мы часто оставались с Габриэлем после тренировок, и он бил мне пенальти. Со стороны за этим наблюдали несколько тысяч болельщиков, они аплодировали каждому удачному действию и всячески поддерживали нас.
- Правда, что болельщики «фиалок» не хотели никуда вас отпускать?
- Я знаю, что фанаты писали обращение президенту, чтобы меня оставить. Связь между командой и болельщиками всегда была очень сильной. Но, к сожалению, у «Фиорентины» возникли трудности с деньгами, и она была вынуждена распродать игроков.
Гол с углового
С «Фиорентиной» Тольдо завоевал лишь два Кубка Италии и один Суперкубок. Трофейный голод он сполна утолил в «Интере», хотя к моменту, когда «нерадзурри» стали по-настоящему грозной силой, Франческо уже потерял место в основе.
- О каком миланском дерби вы будете рассказывать внукам?
- Полуфинальные матчи Лиги чемпионов – это было что-то особенное! Мы тогда дважды сыграли вничью, но за счет гола на выезде «Милан» прошел дальше. В решающем матче он победил «Ювентус» – как видите, это был «итальянский» сезон.
- Вы забили один гол за «Интер» – как раз «Ювентусу». Почему в тот момент решили пойти в чужую штрафную?
- Вы опять можете мне не поверить, но я расскажу абсолютную правду. Перед той игрой я сказал Куперу, что, если мы будем проигрывать в один мяч, в конце матча я пойду в чужую штрафную. У меня было ощущение, что удастся забить. Так оно и случилось. Но знаете, что самое интересное? Обычно, когда вратарь идет на подачу углового, он не всегда успевает до того как игрок сделает навес. Я очень этого боялся и еще с середины поля кричал Эмре: «Подожди, не подавай!»
- Пришлым летом Хавьер Санетти завершил карьеру в «Интере». Удивлены, что это все-таки случилось?
- Это не было сюрпризом. Мы с ним друзья, и я в шутку говорил: «Хавьер, тебе надо было заканчивать еще в 2010-м. Так было бы лучше». Сейчас он выполняет важную функцию – работает вице-президентом клуба. Но и как спортсмен находится в превосходной форме.
- Марио Балотелли в юности был таким же сумасшедшим, как сейчас?
- С ним случалась тысяча историй. Марио ввязывался во все возможные приключения, с ним каждый день обязательно что-то происходило. Я помню, как он приехал на тренировку на «Феррари», а за ним в это время гналась полиция. У Марио тогда не было прав или что-то такое…
- Жозе Моуринью – лучший тренер в вашей карьере?
- Безусловно! Нельзя забывать о том, что у Жозе три диплома, и один из них – по психологии. Моуринью отлично знает, как общаться с людьми. Он жесткий, но очень четкий. От Жозе никогда не услышишь каких-то абстрактных фраз. Все по делу.
- Последние несколько лет своей карьеры вы были запасным вратарем «Интера», но все равно не уходили. Почему?
- У меня были предложения от топ-клубов. Но в тот момент я почувствовал, что «Интер» набирает силу и предоставил себя в полное распоряжение команды. Быть дублером Жулио Сезара? Без проблем! Главное, что я тоже делал вклад в победы.
- Итальянское телевидение как никакое другое умеет делать из футбола шоу. В какой самой необычной программе вам приходилось участвовать?
- Есть такая программа – «Прессинг». Ее ведет один пожилой мужчина, его можно назвать комиком. Это очень весело! В других программах я не очень охотно соглашаюсь участвовать.
- А правда, что на церемонию венчания вы приехали на…
- …мопеде, да! Это Vespa 1960-х годов. Она до сих пор у меня дома. Очень горжусь этой штукой!
Текст: Ярослав Кулемин
Фото: Global Look Press, Сергей Дроняев
Каждый год в России на бумагу перерабатывается около 10 млн тонн древесины. Каждый год у Фабио Капелло уменьшается количество кандидатов в национальную сборную России.
Скачай приложение еженедельника «Футбол» на планшет или смартфон. Спаси деревья. Помоги сборной России (иначе придется ужесточать лимит на легионеров).
Блин, это мой первый ЧЕ, который я осознанно помню
До сих пор помню, как он остановил тогда "оранжевых"
Ну, и Тотти тогда послематчевый классно забил
Какая была Голландия, какой был Тольдо, как блистал Нуну Гомеш со своей шевелюрой. Ностальгия, что ты делаешь, прекрати, ахахах