Из чего состоит спортивная империя Романа Ротенберга
Блог 31 рассказывает, как Роман Ротенберг прошел путь от сына миллиардера из окружения Владимира Путина до одного из ключевых игроков на российском спортивном рынке.
Роман Ротенберг, племянник Аркадия Ротенберга, одного из богатейших людей России, сын его младшего брата Бориса, человек в российском спорте хорошо известный. Прошлый год стал для Романа поворотным, он начал переход от управленческих должностей к созданию собственной диверсифицированной спортивной бизнес-империи.
Перед тем, как перейти непосредственно к рассказу, я хотел бы отметить, что все приведенные здесь данные и сведения были взяты мной из открытых источников. В силу ряда обязательств морального и юридического характера я не стал использовать информацию, полученную мной во время работы с Романом в КХЛ несколько лет назад, а также от общих друзей и знакомых. Этот текст я планировал опубликовать немного раньше, в разгар финальной серии розыгрыша Кубка Гагарина, но после знаменитого инсайда от Алексея Шевченко это могло выглядеть не совсем уместно. Теперь, после победы СКА, в давлении на команды меня по крайней мере не упрекнуть.
Свои первые шаги в российском спортивном бизнесе Роман Ротенберг делает на рубеже 2007 и 2008 годов, когда в недрах «Газпромэкспорта» началось обсуждение проекта создания Континентальной хоккейной лиги. Летом 2008-го 27-летний Роман занимает должность заместителя генерального директора ООО «КХЛ-Маркетинг» Ильи Кочеврина, на которой пробудет до недавней смены руководства лиги.
Через несколько лет, когда президентом СКА стал Геннадий Тимченко, Ротенберг становится его заместителем по маркетингу и коммерции. Именно в Санкт-Петербурге Роман делает себе имя в качестве одного из ведущих спортивных менеджеров страны, за несколько лет превращая мало кому интересный клуб с заурядной посещаемостью в пример того, как нужно управлять клубом с богатейшими финансовыми возможностями. Именно Ротенберг сыграл ключевую роль в переезде в Россию Ильи Ковальчука.
Параллельно с этим, в конце 2011 года состоялась официальная презентация бренда спортивного питания Vitawin, являвшегося в то время совместным проектом КХЛ и СМП-Банка (принадлежит семье Ротенбергов). Идейным вдохновителем проекта стал именно Роман Ротенберг. К настоящему моменту лига из капитала компании вышла.
Существует забавная легенда, согласно которой Владимир Путин, в 2010 году увлекшийся хоккеем, спросил после одного из матчей у катавшегося вместе с ним Александра Медведева, что за напиток тот пьет. Медведев ответил, что это энергетик, специально привезенный из США, потому что в наших магазинах зачастую продаются некачественные или поддельные препараты. Путин, в свою очередь, дал указание исправить ситуацию, что и стало основным мотивом создания Vitawin.
В конце 2014 года становится известно о том, что Роман приобрел у Петра Макаренко контрольный пакет одного из ведущих агентств спортивного маркетинга в России, компании «Телеспорт», главными активами которой являются соглашения с РФС, РФПЛ и рядом других ключевых клубов и федераций. Сейчас эта покупка выглядит грамотным и дальновидным шагом, особенно с учетом предстоящего чемпионата мира 2018 года. Кроме того, не стоит забывать, что сложности в экономике никто не отменял, и профессиональная команда, собранная в Макаренко «Телеспорте» может стать заменой плохо работающим отделам продаж в клубах и даже целых лигах (я писал об этом еще в январе).
Однако, как оказалось, это была только вершина айсберга. В интервью «Ведомостям» Роман тогда заявил, что «Телеспорт» станет частью создаваемой им группы команий «Спортконцепт». У компании есть вполне себе действующий сайт, на котором размещена презентация для партнеров, из которой я и почерпнул основную информацию для этого поста.
Выяснилось, что одним из главных направлений бизнеса «Спортконцепта» является производство клубного мерчандайзинга и атрибутики, и услугами компании уже пользуются СКА и футбольное «Динамо». Вполне логичный набор клубов (президент «Динамо» – Борис Ротенберг, вице-президент СКА – Роман Ротенберг), да и само направление выбрано тоже довольно удачно – зачем отдавать прибыль от продаж «подведомственным» клубам третьим лицам, если можно сделать это самостоятельно, имея контроль над дизайном, ценами, а также значительно снижая коррупционные риски при закупках.
Для входа в розничный сегмент Роман приобретает контрольный пакет акций в компании «Фансайд», оператора интернет-магазинов КХЛ, Чемпионат.com, «СЭ» и «Совспорта». В перспективе это позволит выстроить вертикально интегрированную цепочку от фабрики в Китае до квартиры болельщика в условном Купчино, когда дизайн, производство и продажа бейсболки с логотипом СКА замкнута в рамках одной компании. «Спортконцепт» получает прибыль, болельщик получает качественный продукт по разумной цене.
Управляющая «Хартвалл-Ареной» (домашняя площадка «Йокерита») финская компания Arena Events также входит в холдинг. Вместе с опытом по превращению Ледового дворца в Петербурге в одну из лучших спортивных арен России это добавляет в портфолио компании экспертизу по менеджменту спортивной инфраструктуры и работы с болельщиками.
Наконец, в прошлом году Роману удалось немыслимое – получить у российского офиса adidas эксклюзивное право на дистрибьюцию брендов хоккейной экипировки Reebok и CCM, которые принадлежат немецкой компании с 2005 года. Я сам 2.5 года работал в adidas и понимаю, какое сложное это было решение для немцев.
Помимо наличия марок мирового уровня в портфеле компании, это дает «Спортконцепту» выстроенные каналы продаж в хоккейные клубы, контракты и контакты с игроками, а также доступ в глобальное сообщество дистрибьюторов спортивных товаров в целом. Среди прочего такой доступ в перспективе открывает возможность выхода на зарубежные рынки через местных партнеров.
Думаю, что на этом формирование спортивной империи Романа Ротенберга не закончится, хотя уже через пару лет даже при текущем состоянии его структуры смогут закрыть большую часть потребностей любого спортивного клуба – будь то производство мерчандайзинга, заказ экипировки для спортсменов, обслуживание домашнего стадиона или продажа спонсорских пакетов. Роман сочетает создание компаний с нуля и покупку лидеров рынка, так что текущим игрокам вполне можно начать волноваться, или наоборот заняться предпродажной подготовкой.
В возможность продажи Ротенбергу «Спорт-Экспресса» я не очень верю, так как это затратный, рискованный с точки зрения репутации и, главное, абсолютно неперспективный бизнес. Еще более фантастическими выглядят новости о покупке одного из ведущих агентств спортивного маркетинга, компании Infront Sports & Media. Буквально пару недель назад была закрыта сделка по покупке контрольного пакета акций компании китайскими бизнесменами. Думаю, максимум, о котором можно говорить – это превращение «Телеспорта» в российский офис Infront.
В общем, в этом году нас ожидает несколько интересных новостей с этого фронта, будем следить за развитием событий.
P.S. По итогам множественных обвинений в «джинсе» и «заказухе», которые обрушились на меня в комментариях в первые часы после публикации я бы хотел прояснить, что всё описываемое мной никак не относится к неоднозначной деятельности Романа в качестве вице-президента СКА в последнее время (история с Шевченко, запрет на общение игроков с прессой во время финала и т.п.). Моей задачей было рассказать о его бизнесе, а не решениях, принимаемых в качестве наёмного менеджера хоккейного клуба.
Фото: РИА Новости/Игорь Руссак
Грубо говоря, затратив миллиарды "мы" приняли Олимпиаду в Сочи. Но очень многие могут сделать не хуже, но на порядок дешевле. При почти что неограниченном бюджете ничего немыслимого в покупке каких-то прав у adidas нет, тот же Прохоров легко взял и купил Нетс, а Абрамович Челси.
А про все его успехи и карьеру не надо: у нас всех назначают, никто сам не пробивается. Там и туда не пробиться, если папы крутого нет.
Рассея.
И публикуют здесь это, совсем за плебеев держат, ожидая, что восхищаться мажориками будут. Тьфу.
где бы они, Абрамовичи и компания, сейчас были, если бы не развал союза и лихие 90-е, когда...разворовали все что можно, и никакого заурядного ума не надо было, просто оказаться в нужном месте и в нужное время...