Йожефу Сабо - 75! О венгерском дьяволе советского футбола
Заканчивается зима. Три белых коня уже в нетерпении бьют копытами, а весна маленькими, немного неуклюжими шажочками пробирается к нашему крыльцу. Глядь, и вот уже стоит она робкой девчушкой у ворот и, сжав в кулачок хрупкую ладонь, неуверенно постукивает в обледенелое полотно двери. Но не спешите ей отворить - не бойтесь, не замёрзнет, разве что подрумянится слегка, - есть у нас ещё одно небольшое дельце. В этот последний февральский день дождитесь полуночи, и когда секундная стрелка зайдёт на свой очередной полукруг, краем глаза уже видя смену времён года, замрите, как под бой курантов после речи президента. Пять. Четыре. Три. Два. Один. Вот оно то самое мгновение! Попробуйте его поймать, почувствовать, унюхать… Пшик! Всё! Март. А в этот самый мимолётный «Пшик!» чего только не уложилось: в нём целый сонм былых дел и событий, проглоченный равнодушной усечённостью невисокосных лет, включая дни рождения всех тех людей, кого угораздило появиться на свет 29 февраля. В их числе и наш сегодняшний герой - Йожеф Йожефович Сабо, которому исполняется 75.
Чтобы написать полную биографию этого выдающегося спортсмена, не хватит ни времени, ни срока службы клавиатуры, поэтому давайте остановимся лишь на некоторых эпизодах его жизни, которые, надеюсь, дадут нам хоть какое-то представление о судьбе, характере и заслугах самого русского венгра в истории отечественного футбола. Что ж, поехали!
Сабо и его первые шаги
29 февраля 1940 года в половине девятого вечера тогда ещё в венгерском городке Ужгород родился мальчик, которого назвали Йожеф. Родители новорождённого понимали, что в плане ежегодных торжеств их отпрыск будет обделён по сравнению со сверстниками и, чтобы ребёнок не чувствовал себя «белой вороной», решили записать в графе «Дата рождения» 1 марта. В последствии, к слову сказать, Сабо узнал у матери правду и решил отмечать свой праздник, как уж было предначертано судьбой - раз в четыре года.
С самого раннего детства Йожеф играл в футбол: сначала с отцом, после за команду местного хлебокомбината, «Красную звезду» и калушский «Химик», а с шестнадцати лет - за ужгородский «Спартак». Именно в последнем коллективе Сабо попал под крыло тренера Золтана Дерфи, которого крайне уважал и ценил на протяжении всей жизни. Этот специалист сразу разглядел в своём подопечном недюжий талант, занимался с ним индивидуально, отрабатывал различные приёмы и был очень строг, не позволяя вольнодумства и расхлябанности. А однажды после того, как Йожеф переболел воспалением лёгких, даже уговорил его мать не запрещать сыну заниматься футболом, хотя поначалу та была настроена категорически: нет и точка!
Удачное выступление за «Спартак» - а команда всегда была в лидерах в классе «Б» - не могло пройти незамеченным. И вот как-то руководство киевского «Динамо», приглядевшись к юному закарпатскому дарованию, решило: «Надо брать!» Так Йожеф, которого поначалу в советской прессе ошибочно именовали Иосифом, оказался в составе главного украинского клуба. И понеслось!
Сабо и его «пушка»
Йожеф изначально относился к футболу фанатично. По его словам, это пошло ещё со дворовых матчей, где во имя победы сражались беспощадно, закаляя в себе характер бойцов. И в этом плане ничего не изменилось, когда он возмужал и стал состоявшимся спортсменом: строгое соблюдение режима, стопроцентная самоотдача на тренировках и в играх, нагоняи волынившим партнёрам. А необузданный темперамент и сложный характер нашего героя, проявлявшиеся как на поле, так и за его пределами, накладывали на его судьбу свой отпечаток. Но об этом ниже.
А какой у Сабо был удар! Йожеф всегда считал, что для вратаря дальний выстрел не менее опасен, нежели попытка пробить с близкой дистанции. Во-первых, мяч летит с очень большой скоростью и зачастую по сложной траектории; во-вторых, всегда есть шанс, что кожаный снаряд отрикошетит от кого-нибудь из игроков и изменит направление, обманув вратаря; в-третьих, для подготовки дальнего удара требуется меньше времени и чаще всего он наносится с той части поля, где сопротивление обороняющихся меньше, нежели в штрафной площади.
По этим причинам Сабо и сам стремился при случае бить по воротам с 20-25 метров, и, уже будучи тренером, желал, чтобы его подопечные имели в своём атакующем арсенале этот действенный приём. Некоторые игроки слушали и внимали, некоторые нет. Среди первых был, например, Андрей Шевченко. Вспомним злополучный для сборной России день 9 октября 1999 года и удар Шевы со штрафного по воротам Филимонова. «Андрюша, иди туда! Ты хорошо играешь головой!» - посоветовал тогда главный тренер сборной Украины Йожеф Сабо устанавливающему мяч у самой боковой бровки форварду «Милана». «Йожефович, я сейчас забью!» - кратко ответил тот. Итог до сих пор перед глазами.
Сабо и его кость
Как мы уже отметили, Сабо был крайне темпераментен, фанатичен, неистов. Бился всегда и до последнего, порой не взирая на повреждения. Думаю, самый показательный случай произошёл на чемпионате мира в Англии в 1966 году.
Шёл полуфинальный матч против команды ФРГ. В одном из эпизодов Йожеф смело пошёл в подкат в середине поля, а Франц Беккенбауэр, второй участник этого стыка, сыграл неудачно – не в мяч, а в кость. Травма! Замены в то время правилами не разрешались, и доктор команды СССР, обколов больную ногу новокаином и как следует перебинтовав, дал «зелёный свет» на возвращение Сабо в игру. Передвигаться наш герой по полю уже нормально не мог и скорее обозначал присутствие, нежели действительно помогал своим партнёрам на поле. Но он не покинул оставшихся и без того в меньшинстве после удаления Численко товарищей, доиграв встречу до финального свистка. Уже потом выяснилось, что Сабо завешал матч с переломом. Такие дела.
Но были в жизни Йожефа и зеркальные ситуации. Отмотаем календарь на три года назад и вернёмся в первенство СССР на встречу киевского «Динамо» с московским «Торпедо». В середине второго тайма в центре поля произошло столкновение Сабо с молодым нападающим автозаводцев Владимиром Сидоровым. В результате у последнего был выявлен перелом ноги. Казалось даже, что грубость со стороны динамовца была умышленной, но сам полузащитник киевлян после утверждал, что в том эпизоде никто не хотел уступать и его оппоненту просто не повезло – игровой, так сказать, момент, бывает. Что ж, как знать… В результате из-за этой травмы Владимир Сидоров пропустил больше года, а её последствия вынудили даровитого форварда завершить карьеру в возрасте 22 лет.
Сабо и его дёготь
Не все уважали и любили Йожефа Сабо. Это если говорить мягко. Если чуть жёстче, то можно заметить, что довольно приличное число его бывших партнёров по киевскому «Динамо» и игроков, которыми он руководил уже в качестве тренера, высказывались тогда и высказываются сейчас о нашем герое весьма нелицеприятно, порой в довольно красочных непечатных выражениях. В разные годы и в прессе проскакивали утверждения «Сабо — не тренер», «Сабо — псих» и т.п., и болельщики выражали озлобленность и недовольство, и игроки не оставались в стороне.
Но всё это были цветочки по сравнению с ягодками от бывшего полузащитника «бело-синих» и сборной СССР Виктора Петровича Серебряникова, ушедшего из жизни в ноябре прошлого года. В одном из интервью он рассказал, что ещё в бытность свою игроком Сабо находился в тесных отношениях с аферистами. В качестве примера, Виктор Петрович поведал вот о таком факте. Представим, стоит очередь в магазин за дефицитным товаром, допустим, за коврами. Сабо со своей «компанией» обегает людскую вереницу, предлагая некоторым «счастливчикам» возможность достать товар «по-быстрому». С согласившихся собирают деньги, заворачивают их в пакет и уходят по направлению к приёмной директора магазина. Потолкавшись там какое-то время, возвращаются и заявляют своим «клиентам», что, мол, к сожалению, не получилось, возвращают пакет и уходят. А, как оказывалось позднее, в пакете вместо купюр уже лежала «кукла» - нарезанная бумага вместо кровно заработанных советскими гражданами рублей. Такой вот бизнес. Странно, конечно. Получали-то футболисты прилично по сравнению с остальным населением страны. И так себя марать… Но что сказано, то сказано. Резюмировал же эту историю Виктор Серебряников словами: «Знаете, есть люди гнилые, сверхнаглые, у них морды в грязи — такими до конца жизни остаются». Добавить нечего.
Сабо и его язык
Да, в адрес Сабо было брошено много нелицеприятных выражений, зачастую сдобренных крепкими эпитетами, но ведь и он никогда не держал слово в потайном кармане. Кто только не оказывался под огнём его критики: и игроки, и коллеги-тренеры, и прочий околофутбольный люд. Например, Маслов выбирал для Йожефа-игрока на поле неверную позицию; Сёмин был никчёмным тренером, потому что боялся прививать игре киевского «Динамо» атакующий стиль и постоянно перестраховывался; Газзаев сделал из «бело-синих» не команду, а «какой-то сброд»; Шовковский после женитьбы стал расхлябанным и плохо ловил мячи; Леоненко не уважал Блохина как футболиста и много пил; Алиев и Милевский… – про них вообще лучше не вспоминать.
«Язык без костей» - это про Сабо. Но многое, согласитесь, по делу. Вспоминая футбол своей молодости, Йожеф Йожефович негодует поведением современных футболистов, у которых на уме только «бабки да тачки», которые не могут назвать и двух игроков киевского «Динамо» времён победного 1975-го, да что говорить – которые и сейчас-то ленятся смотреть матчи ведущих команд мира по тв, а, стало быть, и учиться у выдающихся мастеров современности. Несомненно, не каждый тренер может найти управу на нынешних спортсменов-миллионеров, и Сабо в этом деле тоже преуспел несильно – старые рычаги уже не работают, а принципы функционирования новых, видимо, описаны в книге жизни на непонятном для бывших советских мастеров языке. Что ж, тренерство позади, но Йожеф Йожефович всегда будет востребован, пока людям интересен футбол. И в настоящее время он с завидным постоянством высказывает свое неординарное мнение и критикует всех и вся, выступая в роли эксперта на украинских телеканалах и давая интервью прессе. Благо, его позиция всегда интересна, остра и самобытна.
Спору нет, наш герой – личность неординарная и яркая. Его можно любить, можно и ненавидеть. Но прежде всего давайте не забывать о его немалом вкладе в футбол, о выигранных трофеях в составе и у руля киевского «Динамо» и о том, что не без его участия сборная СССР получила пока наивысшую награду на чемпионатах мира – «бронзу». Завтра, 1 марта, Йожефу Сабо будет уже 75 лет. И я призываю вас поздравить этого заслуженного человека с праздником, кто бы как к нему не относился! С днём рождения, Йожеф Йожефович! И здоровья!
Приглашаю вас в сообщество "Золотые футбольные матчи"
Футбольная классика с комментарием Дениса Цаплинда в блоге "Телевизор 2.0"