6 мин.

Нападающий Отечества

Если бы Валерий Шмаров забил всего один гол – тот самый «золотой», в ворота киевского «Динамо» осенью восемьдесят девятого, он бы всё равно вписал своё имя в историю «Спартака». Но Валерий Валентинович забивал немало – и на «Бомбонере», и на «Метеоре», и на «Республиканском», и на «Сантьяго Бернабеу», и конечно же в «Лужниках».

Октябрь восемьдесят девятого. До конца чемпионата два тура, и в турнирной судьбе ещё ничего не ясно. На «золото» претендуют «Спартак» и «Днепр». Шансы «красно-белых» предпочтительней, и в случае домашней победы над киевлянами они становятся недосягаемы. Однако у своего самого главного соперника надо ещё выиграть, тем более что динамовцы предельно мотивированы и злы за апрельский разгром на «Республиканском». Киевляне уже не в силах догнать москвичей, но помешать им стать чемпионами вполне в состоянии. У «Спартака» же впереди еще и тяжелейший выезд в Вильнюс.

Тяжело складывался для спартаковцев этот октябрьский вечер. В самом начале встречи не поняли друг друга вратарь Станислав Черчесов и защитник Сергей Базулев -- горячий «привет» им передал Олег Протасов. Лишь в начале второго тайма олимпийский чемпион Евгений Кузнецов пяткой переправил мяч в киевские ворота. Впрочем, ничья устраивает «Днепр», а не «Спартак». Время же неумолимо тает.

И вот последняя минута. Хозяева получают право на штрафной, после того, как киевляне сбили Евгения Кузнецова недалеко от штрафной площадки. Вратарь гостей Виктор Чанов выстраивает мощную стенку, которую пытаются отодвинуть на положенные девять метров судья Владимир Шароян и спартаковец Борис Поздняков. У мяча совещаются штатный исполнитель штрафных Сергей Родионов, обладатель мощного удара Геннадий Морозов и Валерий Шмаров. Валерий тоже иногда бил штрафные, но с левой ноги, а это родионовская точка. Но видно, что Сергей очень устал и бить ему тяжело. Родионов и Морозов уходят, а Шмаров после короткого разбега пробил в обвод стенки, точно в верхний угол! Станислав Черчесов вскинул вверх руки, когда мяч был ещё в полёте, он, как вратарь, почувствовал, что такие удары не берутся, «Спартак» чемпион! После годичной паузы и впервые при Олеге Романцеве. Герои – все, но решающий гол забил Шмаров. Тот самый, который ещё год назад стоял на отчисление.

Да-да, Константин Иванович Бесков мог расстаться с Валерием, посчитав, что девять мячей в двух чемпионатах – не тот результат, который должен демонстрировать форвард «Спартака». Насколько это достоверно? Во всяком случае, в списке на отчисление, который мало кто видел, но о котором многие говорили, Шмаров присутствовал. Однако сменивший Бескова молодой тренер Олег Романцев верил в Валерия. Как видим, не напрасно. Шмаров блестяще провёл и чемпионский сезон, и два последующих. 

Впервые Валерий Шмаров попал на телеэкраны зимой восемьдесят третьего во время мемориала Гранаткина. Нападающий из Воронежа был самым молодым в той сборной СССР, а комментаторы называли его фамилию с ударением на второй слог. Валерий выходил на замену, но при этом запомнился своей настырностью и хорошо поставленным ударом. Вскоре Шмаров закрепился в основном составе «Факела», одного из сильнейших коллективов первой лиги.

 

Весной восемьдесят четвёртого воронежцы преподнесли сенсацию – в четвертьфинале Кубка России они обыграли «Спартак», а в полуфинале лишь в дополнительное время уступили в Ленинграде «Зениту», будущему чемпиону. А осенью команда Виктора Марьенко завоевала путёвку в высшую лигу. Правда, Шмарова в составе «Факела» уже не было – он нёс службу на Дальнем Востоке в составе хабаровского СКА. Тогда воронежские власти, казалось, хорошо подготовились к возможному призыву в армию молодого нападающего (Валерий был определён в местное военное училище), но это не помогло. Шмаров оказался сначала в Хабаровске, а затем отправился в ЦСКА, вытаскивать армейцев из первой лиги.

Не получилось, хотя в том восемьдесят пятом Валерий наколотил за главный армейский клуб 29 мячей. Оступился ЦСКА в переходном турнире, на беду команды Юрия Морозова высшая лига подверглась сокращению. Вот и пришлось пробовать пролезть через игольное ушко. Однако 29 голов никто не отменял, хотя все эти мячи перевесил один незабитый пенальти. «Спартак» и ЦСКА играли на Кубок. Армейцы получили право на 11-метровый. Шмаров пробил сильно и наверняка – в верхний угол, но Ринат Дасаев сумел отразить этот удар. После той игры Валерий попал на карандаш к Бескову, а вскоре сам Константин Иванович пожаловал на армейскую базу. Срок службы Шмарова подходил к концу, а оставаться в ЦСКА большого желания не было. Тем более что армейцам предстояло задержаться в первой лиге. Времена были иные, перестроечные, и оставаться на сверхсрочную футболистов не принуждали.

Впрочем, с переходом в «Спартак» Валерий решил повременить. Дело в том, что «Факел» без Шмарова вошёл в высшую лигу, но там не удержался. Быть может, с Валерием было бы по-другому… Молодой футболист решил помочь команде из родного города вернуться в элиту. Не вышло. И тогда, по окончании сезона-86, он дал согласие на переход в «Спартак».

В команду Константина Бескова Валерию удалось вписаться не сразу. При этом турне по Аргентине ему удалось – Шмаров забил и «Боке Хуниорс» на «Бомбонере», и «Ривер Плейту» на «Монументале». А вот отличиться в чемпионате долго не получалось. Лишь в шестом туре Валерий открыл счёт своим голам в высшей лиге, зато забил сразу два – «Днепру» на «Метеоре». Тем не менее, результативность нападающего оставляла желать лучшего – пять голов пришлись на 1987 год, четыре на следующий. Не попал Шмаров и в олимпийскую сборную, которая выиграла в Сеуле золото, -- помешала травма.

Зато при Романцеве Валерий расцвёл. Забивал он много, причём частенько важные мячи. В девяностом стал самым метким в первенстве страны. Весной девяносто первого его гол поставил точку в блистательной победе «Спартака» над «Реалом» на «Сантьяго Бернабеу». В том же девяносто первом Валерий уехал в Германию, где вместе с Сергеем Кирьяковым играл за весьма крепкий «Карлсруэ», ворота которого защищал молодой Оливер Кан. Примечательно, что в Бундеслиге Валерий освоил новую для себя футбольную специальность – крайнего полузащитника.

А в девяносто пятом Шмаров снова вернулся в «Спартак». И заиграл тридцатилетний форвард так, словно никуда не уходил. Оставалось только сожалеть, что Валерий пришёл только летом, а не с начала первенства. Глядишь, был бы «Спартак» в том сезоне не третьим, а снова первым. И в групповом турнире Лиги чемпионов «красно-белые» выступили превосходно – шесть побед в шести матчах.

Увы, вскоре в «Спартаке» настали перемены. Подались в Европу несколько лидеров, Олег Романцев решил сосредоточиться на сборной, а в игру команды Георгия Ярцева Шмаров не вписался. И уехал в Корею, где отыграл полгода, а вскоре вернулся в родной «Факел». Там Валерий провел еще пять лет, причем и в высшей лиге, и в первой. Заканчивал же в тульском «Арсенале», при этом выходил на поле вместе со старшим сыном Денисом.

Завершив игровую карьеру, Валерий Валентинович избрал для себя профессию тренера. Трудился в родном Воронеже, поднимал местный футбол. Не вышло, как хотелось, во многом из-за отсутствия поддержки местных властей. Так что пока тренер Шмаров своего слова еще не сказал, хотя наверняка у него все еще впереди. Пятьдесят лет, а именно столько исполнится Валерию Валентиновичу 23 февраля, в День защитника Отечества, самый что ни на есть тренерский возраст.

Олег Лыткин