Казус Кукоцкого
Улицкая получила «Русского Букера» за «Казус Кукоцкого», – и для меня это квинстэссенция всего того, что творится с современной отечественной литературой в последнее время.
Итак, чтобы получить премию вам достаточно описать жизнь одной семьи в нескольких поколениях, разбавить всё это аллегорической вставкой о загробном мире, смотрящейся в середине книге не к месту, и затронуть тему религии. Готово, вы великолепны. Эти приёмы работали со времён классической литературы.
Главный герой – врач-гинеколог Кукоцкий, обладающий даром внутревидения: всегда точно знает, что с пациентом не так, благодаря своему особенному зрению. Долго не мог найти себе подругу жизни, потому что на утро после всех этих связей дар пропадал. А в войну – нашёл. В женщине, которой собственноручно удалил матку.
В этом романе вообще много маток, выкидышей, абортов и прочего. Вроде бы объяснимо профессией главного героя – Кукоцкий боролся за легализацию абортов, но читать об этом не очень приятно.
У него и его жены Елены двое дочерей: Таня, родная для Елены (от первого мужа), и Тоня – приёмная для обоих, одноклассница Тани, оставшаяся сиротой после неудачного аборта её матери-дворничихи. Именно после прихода в семью Тони у жены Кукоцкого начинаются проблемы с памятью.
Герои не вызывают симпатии. Все со своими недостатками: от глупости до снобизма, от алкоголизма до откровенного блядства. И они вызывают не то отторжение, что герои с девиантным поведением у какого-нибудь Миллера или Паланика, нет, у героев Улицкой нет даже харизмы. Есть только журчащий слог автора. Мрачно, безнадёжно, да ещё и написано таким языком, который пытается затмить происходящее, говоря о том, что он тут главный. Но Улицкая пишет не так хорошо, как ей кажется.
А ещё она повторяется. И я повторяюсь, указывая на это. В этом романе опять сталкиваешься с давкой после смерти Сталина, с оттепелью (но тут хотя бы не диссиденты, а всего лишь джаз-музыканты… но что Улицкая понимает в джазе?!), евреи и так далее. Удивительно, что обошлось без ребёнка-инвалида – но тут за требующего повышенного внимания родственника идёт Елена.
Ну и, конечно, есть какое-то подозрение, что автор пытается выставить виноватым во всей этой разрухе, разладе и никчёмности жизни не самих людей, а что-то более глобальное: время, нравы, страну, власть, бога. Улицкая к своим героям более жестока, чем сама жизнь, которую как раз вдохнуть в своих персонажей и не сумела.
6/10
А вы читали книги других авторов-лауреатов премии Букера, которые вас положительно зацепили?
в десять лет пасарел всё
а вы там навыдумывали
я понимаю в джазе, даже Whiplash смарел
задавайте вопросы, не стесняйтесь