Долга проводы. Евгений Дзичковский – о том, что будет с зарплатой Фабио Капелло дальше
Евгений Дзичковский в колонке для еженедельника «Футбол» разбирается, кто, как и зачем должен платить главному тренеру сборной России по футболу.
***
Прошлой осенью довелось брать интервью у Николая Толстых. Мы расположились в его кабинете посреди традиционных бумажных Гималаев. И ближе к концу второго часа вышли на вот какой фрагмент разговора.
– Кто должен привлечь источники целевого финансирования контракта Фабио Капелло?
– РФС, а также те, кто брал на себя обязательства по выполнению условий контракта.
– Эти обязательства были даны в письменной или устной форме?
– Они были даны. Это главное.
– Если бы обязательств не было, подписали бы контракт с Капелло?
Здесь необходима пауза. В реальности президент РФС ответил так: «Еще раз говорю: обязательства были». Что я добросовестно и задокументировал. А потом отправил интервью на сверку. Когда материал вернулся обратно, ответ выглядел иначе: «Нет. Но я еще раз говорю: обязательства были».
Пустяшная разница в полтора слова. Но по смыслу меняется многое. Во-первых, Толстых ужесточил, усилил воздействие сказанного на читательские умы. Не имей он сторонних гарантий, никакого контракта, а значит, и никакого Капелло в России не было бы. Во-вторых, для более глубокой прорисовки ситуации президент РФС пошел на потенциальное ухудшение отношений с итальянским тренером, которому наверняка перевели слова работодателя.
***
Конечно, говорить задним числом можно всякое. Сначала пригласить, а теперь открещиваться. Пойди разбери, кто что думал и кому обещал! Но есть еще такая штука как логика. Ее применение наталкивает порой на небезынтересные выводы.
Сложно представить, чтобы кто-то купил «Бентли», не имея денег на бензин. Или пошел бы в «Пушкин» с 500 рублями в кармане. Или умотал бы в Монте-Карло, собираясь в Анапу. К моменту первого подписания контракта с Капелло на РФС уже висел 800-миллионный долг, оставшийся от Сергея Фурсенко. Теоретически он покрывался выплатами от ФИФА, но о наличии свободных семи миллионов евро в год (а если с помощниками, так и десяти) не могло быть и речи. К моменту продления договора ситуация стала еще печальнее. РФС нужно было искать деньги на отправку сборной в Бразилию, обслуживать старые и новые кредиты, платить налоги, рассчитываться с уволенными Роберто Розетти и испанским судейским гуру с тремя отчествами.
Толстых, быть может, не имел в школе пятерки по математике. Но как человек, ездящий на метро, он был обязан понимать: 7 миллионов евро – это много. Это настолько много, что можно оставить в аппарате РФС себя одного, сборную отправить в Бразилию как раз на метро, и все равно не хватит. Нанимать Капелло вообще и продлевать с ним контракт в частности являлось финансовым самоубийством. Если только кто-то не сулил взять бремя тренерских расходов на себя.
Этим кем-то, с его же собственных слов («я лично несу ответственность», «все вопросы должны быть направлены ко мне», «я пригласил Капелло и дал ему гарантии»), принято считать министра спорта Виталия Мутко. Нам не дано знать, в каком виде были оформлены обещания. Возможно, на ресторанной салфетке. Или в устной форме – с применением ногтя и зубной эмали. Известно только, что подписи министра есть и над контрактом с Капелло (там, где обычно ставят «Согласовано»), и под ним.
***
К чему это все? Вовсе не к тому, что Мутко обязан содержать тренера на свою зарплату. Но слово «гарантия», согласитесь, имеет вполне однозначную трактовку. Которая в настоящий момент, к сожалению, выглядит двузначной. У министра – своя, у президента РФС – своя.
Перед чемпионатом мира в Бразилии компания «Телеспорт» перечислила РФС миллиард сто миллионов рублей. Допустим, к этому приложил руку министр. Но целевым платеж назвать сложно: деньги поступили не для Капелло, а в уплату выкупленных у РФС коммерческих прав, которые пришлось бы продавать и без контракта с итальянцем. Просто чтобы выжить.
Теперь вот 400 миллионов рублей дал Алишер Усманов. Министр лично договорился. Высокие стороны пришли к выводу, что стыдно не платить восемь месяцев звезде мировой величины, после чего был оформлен очередной кредит. Стесняюсь спросить: а почему кредит-то? Это ведь не решит проблему и даже не загонит в угол. Это ее еще больше раскудрявит, разожжет и расчешет.
Неужели те самые гарантии министра заключались в умении найти кредитора? И если так, знал ли об этом Толстых? Знал? Тогда по математике у него была даже не тройка. Не знал? Зря тогда президента РФС обвиняют в недоверчивости и подозрительности. Судя по ситуации с Капелло, это легкомысленный и очень недальновидный человек.
***
Главная же печаль в том, что пройдет месяц и Капелло снова надо будет платить. Вместо этого РФС придется отдавать деньги в десять концов, включая Усманова. Целевой источник финансирования тренера не найден – погашен лишь восьмимесячный долг. Что оставляет Толстых в положении куклы, висевшей в кладовке Карабаса-Барабаса на остром крючке, а теперь еще и прибитой гвоздем.
С самим восьмимесячным сроком задолженности тоже мало что понятно. Итальянский тренер – кремень: достаточно посмотреть на него, чтобы в этом убедиться. Он требует уважения от игроков, прессы и начальства. Не успела английская федерация в свое время поменять в сборной капитана, как услышала звук захлопнутой двери и гордое «ариведерчи».
В России дело пахло не капитаном, а керосином. Богатая страна, отказываясь платить, целых восемь месяцев выказывала неуважение лично к Капелло. А он терпел.
С одной стороны, чуяла кошка, чье мясо съела: из семи официальных матчей в календарном году итальянец выиграл лишь один, да и тот у Лихтенштейна. Топать ногами в такой ситуации как-то неловко. С другой стороны, у Фабио имелась не одна, а целых две причины уйти: задержки по зарплате и дрянные результаты. А он ни в какую, словно привороженный. Умеем мы все-таки в себя влюбить, что бы злопыхатели по этому поводу ни говорили.
***
В мокром остатке имеем: почти 25 миллионов евро, положенные Капелло до конца контракта, придется где-то искать; целевой источник финансирования по-прежнему не найден; чем хуже играет сборная, тем больше вопросов к тренеру и к тем, кто его приглашал; РФС в долгах как в шелках; спонсоры раньше просто прятались, а в связи с кризисом забились за плинтус; два центра власти в российском футболе вся эта ситуация точно не сблизила.
Но разве не сама управленческая «двухъядерность», если разобраться, во всем и виновата? Вот кошелек, вот Анапа, вот Монте-Карло. Открыл, пересчитал, принял решение. Это если ты всему голова. Но если решает один, а контракт подписывает другой, ясно, что платить не будут оба. Более того, и с работника спросить не получится. Первому он скажет: «Не вы меня приглашали, не вам и попрекать». Второму: «Не вы мне платите, не вам и указывать». Гуляй, рванина, прячься, Лихтенштейн.
С другой стороны, есть и плюсы. До ЧМ-2018, как ни крути, придется дотянуть с Капелло. А потом, когда долг РФС составит половину национального ВВП, станет уже все равно. К делу подключатся Дума и президент, под их честное слово будет взят по-настоящему взрослый кредит и нанят реально четкий тренер. Теперь уже точно лучший в мире. И вот тогда на месте Молдавии я бы сборной России не попадался.
Каждый год в России на бумагу перерабатывается около 10 млн тонн древесины. Каждый год у Фабио Капелло уменьшается количество кандидатов в национальную сборную России.
Скачай приложение еженедельника «Футбол» «90 минут» на планшет или смартфон. Спаси деревья. Помоги сборной России (иначе придется ужесточать лимит на легионеров).
---------------------------------
Браво!!
:(
Кто сейчас будет обеспечивать выполнение контракта? Платить будет РФС, а вот кто ему даст деньги - это вопрос государственный, так как это национальная сборная России, законом об ужесточении лимита тут не обойдешься
А смысл ее прост, последователен и четок – людям нравится думать, что никто не совершает какое-либо действие по собственной воле и собственному разумению. Всякое действие совершается в чьих-то интересах, - либо за деньги, либо из страха.
Нам скучно считать, что журналист пишет какую-либо статью просто потому, что в этом и состоит его работа. Нам не интересно думать о том, что издание, которое платит зарплату журналисту, заказывает статьи именно на те темы, которые в данный момент наиболее интересны читателям, которые вызовут среди читателей наибольший отклик.
Гораздо интереснее во всем видеть чьи-нибудь происки, ангажированность и продажность. Гораздо удобнее собственную страсть к «скандалам, интригам, расследованиям» сваливать на нечистоплотность журналистов.
Изданию может быть не важно, кто прав. На одной и той же площадке может быть озвучено два диаметрально противоположных мнения. И каждое мнение будет оплачено. Это может быть и джинса. Это может быть и клюква. Это может быть и непредвзятое мнение. Это борьба за внимание читателя, ибо читатель и есть единственный источник доходов издания.
Вы себе еще не противны? Вас не тошнит от вбросов, глобальных выводов и невероятных разоблачений, без которых Вам так скучно жить? Добро пожаловать в мир дерьма и мусора, в котором вы добровольно превращаете свой мозг в отхожее место.