Где, как и на чём зарабатывают испанские клубы. Спонсорские контракты
Блог «Моя Испания» начинает цикл рассказов о доходах испанских команд и вспоминает их нынешних спонсоров: от фруктово-овощной компании до металлургического завода, а также рассказывает о их контрактах.
Раздел 1. Титульные спонсоры команд
«Альмерия»
Титульный спонсор: Urcisol grupo
Одни из самых тесных связей между клубом и спонсором у «Альмерии», потому что президент Альфонсо Гарсия Габаррон является главным акционером не только команды, но и группы коммерческих организаций Urcisol. Основным родом занятий этих компаний является выращивание фруктов и овощей. Берег Средиземного моря и, соответственно, прекрасный климат позволяют взращивать в садах огромный ассортимент различных фруктов. Так что если вы покупаете на своём рынке фрукты, то знайте, может быть, вы вносите свой вклад в экономическое развитие испанского клуба «Альмерия».
«Атлетик» Бильбао
Титульный спонсор: Petronor
В 2008 году на майках баскского «Атлетика» впервые появился логотип спонсора. Правда, этот самый логотип был сугубо баскский - нефтяная компания Petronor подписала с главным клубом Басконии трёхлетний контракт и обязала себя выплачивать 2 миллиона евро в год. В 2011 году соглашение было продлено на тех же условиях. Что же касается самой компании, то она является ведущей в отрасли нефтепереработки во всей Испании и имеет обширную сеть автозаправочных станций по всему испанскому северу.
«Атлетико» Мадрид
Титульный спонсор: Ministerio de Turismo y Cultura de Azerbaiyán (исп.)
«Индейцы» заключили контракт с министерством туризма Азербайджана зимой 2013 года и пока что не собираются расторгать контракт, который будет действовать до лета нынешнего года. Совсем недавно мадридцы заключили ещё одно спонсорское соглашение, но с другой компанией в сфере интернет-трейдинга Plus500. По этому контракту команда будет получать около 10 миллионов евро в год, а на форме появился ещё один логотип.
«Барселона»
Титульный спонсор: Qatar Airways
Летом 2013 года было официально объявлено о подписании пятилетнего соглашения между катарской компанией воздушных перевозок Qatar Airways и каталонским клубом. По контракту сине-гранатовые получают около 30 миллионов евро в год, для этого всего лишь надо было поместить логотип компании у себя на майках и иногда сниматься в роликах компании, что собственно говоря они и сделали совсем недавно . Хотя в последнее время появляются слухи о том, что соглашение может быть расторгнуто из-за нестабильной ситуации в Катаре.
«Валенсия»
Титульный спонсор: не найден
Питер Лим решил отказаться от малоприметных предложений в районе 5 миллионов евро в год от иностранных компаний для того, чтобы разместить их логотип на футболках своих игроков. Контракт с предыдущим спонсором «Джинко Солар» был расторгнут. Единственная ценная информация о возможном спонсоре «летучих мышей» - Лим хочет «благородного титульного спонсора» вроде ЮНЕСКО или ЮНИСЕФ. Кстати, «Валенсия» - единственная команда примеры, не имеющая абсолютно никаких рекламных нашивок на форме. Разве что на рукаве красуется надпись: «Gloval respect» - это один из девизов валенсийцев.
«Вильярреал»
Титульный спонсор: Pamesa Ceramica
Наверное, в каком-нибудь российском городке найдётся плитка известной валенсийской компании Pamesa, которая в прошлом году вышла на невероятный уровень в 56 млн. кв. м изготовленного материала, да и доходы в 390 миллионов евро позволяют без потерь спонсировать валенсийский «Вильярреал», с которым у компании заключён контракт сроком на 5 лет и ежегодными выплатами за рекламу в размере 2,5 млн. евро.
«Гранада»
Титульный спонсор: Solver Sport Capital
Перечисляя всех спонсоров андалусийцев можно запутаться, ну очень много их. Однако титульным является всё-таки Solver Sport Capital - консультационная и консалтинговая компания в сфере футбола. Кстати, эта компания спонсирует ещё один футбольный клуб - «Кадис», выступающий в Сегунде В. Также стоит отметить, что владелец компании Омар Зейдан претендует на приобретение хихонского «Спортинга».
«Депортиво»
Титульный спонсор: Estrella Galicia 0,0
История этой компании насчитывает более ста лет: мексиканский бизнесмен решил открыть в Ла Коруньи завод по производству пива и воды, который функционирует до сих пор, а его продукцию можно увидеть на прилавках многих магазинов. На майках же футболистов «Депора» красуется безалкогольный вид этого пива (хотя до этого был вполне себе градусный сорт, стоимостью около 0,5 евро).
В 2009 году, во время подписания договора между клубом и компанией, было принято решение о том, что спонсоры будут выплачивать долг, скопившейся у клуба, а небольшую сумму выплачивать непосредственно на нужды. Кстати, в 2012 году Estrella Galicia выпустила специальную партию бутылок (1 млн.), на которой было написано поздравление в адрес только что вышедшей в примеру команды.
«Кордоба»
Титульный спонсор: RD Impagos
Коллекторская компания заключила соглашение с андалусийцами ещё в прошлом сезоне, даже не подозревая, что они выйдут в примеру и будут рекламировать деятельность компании уже на весь мир. Сразу после подписания соглашения президент клуба Карлос Гонсалес заявил о своей невероятной радости по этому поводу. И действительно радоваться было чему. Команда на протяжении нескольких лет находилась без спонсора, а тут такая компания попалась, готовая платить деньги только за то, чтобы рекламировать их.
«Леванте»
Титульный спонсор: East United
Самый свеженький контракт между спонсорами и клубом в примере был заключён между «Леванте» и East United. Переговоры шли долго и завершились аккурат к игре «лягушек» с Мадридом. Вообще, эта компания занимается различной деятельностью, начиная от электроэнергетики и заканчивая недвижимостью. Так, австралийская дочерняя компания, с которой был подписан контракт из-за во избежание налоговых штрафов, обеспечивает полмиллиона жителей электроэнергией.
«Малага»
Титульный спонсор: Unesco
Соглашение между президентом клуба Аль Тани и ЮНЕСКО было подписано летом 2011 года. Оно направлено на развитие и распространение среди молодёжи культуры и спорта. «Наша общая цель – поставить идеалы спорта на службу воспитания взрослых и молодежи. В этом состоит одна из главных мотиваций нашего сотрудничества», - тогда заявил официальному сайту организации Шейх Абдулла Аль-Тани.
У андалусийцев, конечно, есть другие спонсоры, которые приносят определённую прибыль, но титульным является ЮНЕСКО, надпись которого красуется на футболках игроков «Малаги».
«Райо Вальекано»
Титульный спонсор: Qbao.com
Контракт между «пчёлами» и китайской компанией был заключён сроком на 3 года. Его цель не только пополнить бюджет мадридцев, но и расширение связей «Райо» с Китаем, где многие отмечают не бывалый футбольный бунт. Также мадридцы будут курировать подготовку молодых китайских дарований для того, чтобы в будущем они стали великими игроками. Сама же компания Qbao занимается производством высокотехнологичной продукции. В частности, они изготавливают приложения и инструменты для различных портативных устройств. Численность клиентов компании составляет примерно 100 миллионов человек.
«Реал Мадрид»
Титульный спонсор: Emirates Airline
На смену Bwin на майках игроков «Мадрида» появилась надпись Fly Emirates. Контракт с крупнейшей мировой авиакомпанией мадридцы подписали в мае 2013 года. По условиям соглашения, подписанного сроком на 5 лет, «сливочные» зарабатывают 25 миллионов евро за сезон, но если учесть все бонусы и премии, то получится где-то 30.
Недавно Флорентино Перес всё-таки продал название старое название «Сантьяго Бернабеу» и за это получит 20 миллионов евро каждый год, а заработанные деньги пойдут на реконструкцию самой арены.
«Реал Сосьедад»
Титульный спонсор: Qbao.com
Баски заключили контракт с китайской компанией чуть раньше, чем мадридцы и сроком всего на один год, с возможным увеличения срока контракта на ещё один год. Но цель у обоих проектов одинаковые: «Сосьедад» и «Райо» смогут принять участие в обучении молодых дарований города Нанкин, где базируется футбольный клуб Нан Цин.
«Севилья»
Титульный спонсор: Ministerio de Turismo y Cultura de Malaysia (исп.)
По дорожке, протоптанной «Атлетико», пошла и «Севилья». Руководство клуба подписало соглашение с министерством туризма Малайзии летом 2014 года. Естественно, для обоих этот контракт несомненный успех. Для первых - шанс заработать большие деньги, всего лишь рекламируя на своих майках партнёра, а для других - реклама своей страны, которую ежегодно посещают около 28 миллионов туристов. А совсем недавно на одном из мероприятий в Мадриде, посвящённому туризму, побывали игроки «Севильи», которые устроили автограф-сессию.
«Сельта»
Титульный спонсор: Citroën
Самое долгое сотрудничество в мире между спонсором и командой длится уже почти 30 лет. Первое соглашение между Citroën и клубом из Виго было подписано в далёком 1985 году и с тех пор они не расстаются. Даже не в самые лучшие времена французы спонсировали команду и стали одними из первых, кто разместил свою рекламу на майках футбольной команды.
«Хетафе»
Титульный спонсор: Tecnocasa
Соглашение между группой компаний, занимающихся недвижимостью, и «Хетафе» было подписано летом прошлого года. Спонсорская поддержка распространяется не только на первой команде, но и на молодёжной вместе с академией. Рекламу компании можно увидеть как на стадионе и прилежащих территориях, так и на различных мероприятиях, в которых участвует клуб из пригорода Мадрида.
«Эйбар»
Титульный спонсор: Hierros Servando
Контракт басков с местной металлургической компанией был перезаключён летом прошлого года. Но первый контракт между ними был подписан в далёком 2006 году, когда «Эйбар» ещё прозябал в сегунде В. Hierros Servando - один из крупнейших импортёров цветного металла в Европу, в том числе и в Россию. Интересно, что уже на протяжении 40 лет этой баскской компанией управляет сын того самого Сервандо, в честь которого она названа.
«Эльче»
Титульный спонсор: Gioseppo
Глава обувного бренда Gioseppo Хосе Наварро - страстный поклонник «Эльче», поэтому в 2012 году он воспользовался своим служебным положением и подписал спонсорский контракт с клубом из провинции Аликанте. В интервью он сказал: «Эльче» - моя страсть, это самая моя любимая команда. Я надеюсь, что вместе мы выведем команду из кризиса и весь город в целом». Как мы видим, валенсийцы до сих пор находятся на плаву, и в этом стоит, конечно, благодарить Наварро.
«Эспаньол»
Титульный спонсор: Power 8
Контракт с ведущим многопрофильным поставщиком технологий для международных азартных игр онлайн и спортивного беттинга каталонцы заключили сроком на 7 лет. По условиям соглашения спонсор, естественно, имел право, заплатив, переименовать стадион «Корнелья-Эль Прат» в «Power8 Stadium», что было и сделано перед началом сезона 2014/15.
Раздел 2. Спонсорская поддержка команд примеры
Здесь, как в принципе и в любой сфере, касающейся денег в испанском футболе, существует значительная разница между «Мадридом» и «Барселоной» и Всеми остальными. Так, например, между первой командой по этому показателю(«Барселоной») и последней командой («Эйбар», («Малагу» в расчёт не берём)) составляет 31 миллион и 880 тысяч, т.е. каталонцы получают больше от титульного спонсора в 267 раз, чем баскский коллектив, что разница огромна и даже её пропастью не назовёшь.
Выгодные контракты с различных точек зрения имеют далеко не все команды, даже можно сказать, что таких большинство. Как гласит народная мудрость, копейка маленькая, да удаленькая, ну то ч наша мудрость, а в Испании всё по-другому.
Сравнивать испанские показатели с доходами от титульных спонсоров команд АПЛ, мягко говоря, неприлично.Общий доход всех команд примеры от титульных спонсоров составляет 82 миллиона 620 тысяч евро*. Львиную долю, естественно, вносят гранды немного отстал «Атлетико», а дальше пропасть.
***
Общий доход всех команд примеры от титульных спонсоров составляет 82 миллиона 620 тысяч евро*. Львиную долю, естественно, вносят гранды, подотстал «Атлетико», а дальше пропасть.
В этом плане у команд с Туманного Альбиона почти 3-кратное преимущество над примерой (2,9 раза).
Примечание: не учитываются 3 испанские команды: «Хетафе», «Гранада», «Альмерия»
Удручающая статистика для всех испанских команд... Но, конечно, на это есть объективные причины, которые знают абсолютно все:
а) все земные испанские клубы просто-напросто неинтересны спонсорам. В большинство клубов не придут какие-то чужеземцы вроде азиатских и арабских миллиардеров. А если и придут, то будут диктовать свои условия, по которым клубам по контракту достанутся лишь «крохи»;
б) почти все участники примеры имеют местных спонсоров, которые в силу понятных факторов не способны выплачивать миллионы, хотя могли бы. Меценаты пока что живы и в испанском футболе, и зачастую благодаря именно их поддержки команды остаются на плаву. В некоторых клубах основными акционерами выступают как раз-таки они.
***
Мировой финансовый кризис сказался на всей экономике Западной Европы, в том числе и на Испании. Не обошёл он стороной и спорт, в частности всеми нами любимый футбол. Наверное, навсегда останется в памяти красивая история со счастливым концом с участием футбольного клуба «Овьедо», когда болельщики, футболисты и даже некоторые блогеры sports.ru покупали акции клуба, чтобы собрать спасительные 2 миллиона евро. Сейчас клуб находится в руках мексиканского медиамагната Карлоса Слима и играет в сегунде В.
Единственным положительным моментом можно считать то, что испанские клубы худо-бедно справились с кризисом. Правда, до сих пор почти всех лихорадит от этой напасти, от которой не застрахован никто. Если в примере такие команды можно определить почти наверняка по турнирной таблицы, то дальше, спускаясь всё ниже и ниже по иерархии испанского футбола, становится всё грустнее и грустнее.
Можно взять в пример самую известную простому русскому болельщицкому уху «Мальорку». Всем известно, что клуб так и не смог выплатить всю сумму, полагавшуюся Валерию Карпину за расторжение контракта. А сам ВГК с барского плеча взял да и оставил большую часть денег. А о том дурдоме, который творился, прежде всего, в руководстве он тоже рассказал. Таких примеров безответственных, классических и опять-таки до боли знакомых чинушей и руководителей простой русский болельщик может привести не тележку, а целый состав, рассказав о каждом насколько тот «зажрался».
Проблемы нужно как-то решать. Предпринимать кардинальные и не очень решения. А что вместо этого делают руководители испанских команд? Не могут найти общего языка ни по одному остро стоящему вопросу. Правда, здесь скорее вина президентов грандов, чем остальных. Вместо того, что бы сделать из примеры продукт, который будут показывать по ТВ и прочим гаджетам за миллиарды евро. На которой как коршуны набросятся нормальные (щедрые) спонсоры. Испанские руководители клубов делают вид, что ничего не происходит. И пока примера топчется на одном месте, всё та же АПЛ ушла далеко, и её, кажется уже, невозможно достать.
Раздел 3. Прочие спонсоры и сферы их деятельности
Самым популярным спонсорским сектором испанских клубов является, конечно же, сфера напитков и главный мировой бренд «Кока-Кола».
Наряду с исторически самыми выгодными и привлекательными спонсорскими секторами банков, автомобилей и пива, широко развивается и сектор страховых компаний, который уже занимает ведущие позиции.
Бонус: чем украшают свою экипировку клубы примеры?
Когда-то экипировка футболистов была однотонной и невзрачной, но с развитием технологий и жажды чего-то новенького появились различные расцветки экипировки. Одна из ключевых статей доходов испанских клубов - размещение на майках игроков разного рода рекламы.
Самой заспамленной является игровая форма «Гранады» и можно говорить о том, что живого места на ней нет. В свою очередь, самой «чистой» является игровая экипировка «Валенсии», которая имеет лишь вышеуказанную нашивку «Gloval respect».