Чуть не утонул в детстве, не хотел играть в защите, стал легендой Ла Лиги. Мы очень любим Година
Летом он уйдет из «Атлетико».
От редакции: вы в пользовательском блоге «Моя Испания». Здесь пишут про «Реал», «Барсу», Месси, Пике, Симеоне и даже экипировщике «Райо», который стал легендой (трогательная история, если пропустили – сохраняйте в закладки). Плюсуйте, подписывайтесь – и таких постов на Трибуне будет еще больше.
Этот текст был впервые опубликован на Sports.ru в январе
Детство, Росарио, один шаг до гибели
«Диегито!» – раздался истошный крик, который разбудил все живое в небольшом лесу вдоль реки на окраине Росарио. Только что маленькая Люсия прибежала к родителям, жарившим куропаток на берегу, и рассказала о случившемся. Четырехлетний Диего приметил небольшую рыбешку, чья чешуя переливалась всеми цветами радуги на едва согревающем зимнем июльском солнце. Он захотел ее достать.
Уругвайские берега рек настолько источены потоком воды, что некоторые участки напоминают бритву, а порой из-за сильных течений вода накрывает несколько метров берега. Забыв об опасности своей затеи, Диего пообещал золотую рыбку сестре.
Цель была близка, но вдруг маленькая нога в утепленных ботинках соскользнула с камня, и Диего очутился в воде. Он не умел плавать. Пока Люсия добежала до родителей, прошло несколько секунд, но их бы хватило, чтобы унести ребенка, который в этих условиях был похож на бумажный кораблик.
Сеньор Хулио рванул к реке и обнаружил сына у берега, где течения почти нет. Одежда Диего впитала влагу и походила скорее на скафандр: брюки, свитер, куртка, ботинки промокли до нитки, но эта была меньшая из бед.
Через десяток лет Годин говорил о произошедшем так: «Я точно не помню, как выбрался. Все подробности мне рассказали родители. В моей голове остались только промокшие насквозь вещи и момент, когда меня достали из воды».
Годин в центре с собачкой
В пять лет у Диегито выявили заболевание дыхательных путей. Врачи порекомендовали семье отправить ребенка на плавание. Теперь Диего вел себя в воде умело, за него никто не переживал.
Тренер по плаванию был в восторге. Уже после нескольких недель упражнений в Године разглядели будущую звезду уругвайского спорта. И ведь почти не ошиблись. Тогда можно было помечтать об олимпийском золоте.
На детском и юношеском уровне Диего рвал всех. Рост, длина рук и телосложение позволяли ему с легкостью расправляться на дорожке с каждым соперником на местном и национальном уровне.
Летом 1993-го Година отправили в спортивный лагерь «Эспарта де Вальденсе» (Спарта из Вальденсе). Место в десяти километрах от Росарио собирало многих спортсменов со всей округи. Особенно в теплое время года, так как ближайшие крытые бассейны находились в Монтевидео и еще нескольких далеких от Росарио городках.
В лагере Диего не только плавал, но и бегал, прыгал, занимался баскетболом. «Он сразу выделялся на фоне остальных и завоевал наши сердца. Он был очень скоординирован и пытался всегда добиться максимума на дорожке во всех стилях. До сих пор некоторые его рекорды остаются не побитыми», – рассказывал тренер «Эспарты де Вальденсе» Даниэль Мендес.
Первое место на соревнованиях по плаванию. Годин в центре
Диего не страдал от траты времени на бесчисленное количество видов спорта. Он хотел большего, упросив родителей записать его на легкую атлетику и баскетбол. И футбол ему начинал нравиться все сильнее.
Футбол, бумажные мячи из скотча, супербомбардир
Обычный день Диего начинался с раннего подъема. Он завтракал и отправлялся к маме Ирис и тете Оле, которые работали в парикмахерской. К папе в цех Диегито не ходил. «Отец заставлял его подметать и убираться возле рабочего места, там было не до веселья», – шутили родственники Година спустя десяток лет.
Пока к маме приходили клиенты на маникюр и прочие штучки, Диего находил себе занятие: то бегая вокруг здания, то играя в футбол. Когда у него не было мяча, он его лепил из подручных средств: брал бумажные полотенца, обматывал их и пулял что есть мочи в дверные проемы и окна (Признайтесь, вы тоже так делали?).
Однажды Диегито отправил мяч точно в цель – закрытое окно. На звук разбившегося стекла прибежали все, подумав, что кто-то выстрелил. Но оказалось, что ребенок просто поиграл в футбол. Дальше Годин разбивал только горшки из-под цветов своей тетушки Оли на заднем дворе дома.
Повзрослевший Диего тепло вспоминает те времена. Любимая тетя все еще работает в парикмахерской, ставшей настоящим домом для семьи. Когда Годин приезжает в Уругвай, то обязательно заходит сюда. Все семейство собирается именно здесь.
«Он всегда любил побеждать. Неважно, в каком виде спорта. Этим Диего отличался от всех сверстников. Мы даже не знали, на чем он сосредоточится. Нам казалось, что он будет заниматься всем», – вспоминает дядя Уолтер.
А выбор все-таки делать пришлось. В детской команде «Эстудиантес де Росарио» Диегито не был лидером, даже не стремился: «Мы не замечали в нем желания быть нашим вожаком. Напротив, он спокойно и рассудительно слушал товарищей и тренера, – говорил тогдашний партнер Диего – Леандро Санчес. – Но надо понимать, что Росарио в 90-е – очень опасный город, где нельзя было ни в коем случае давать слабину. Поэтому Годин никогда не терпел плохого отношения к себе».
Санчес не соврал про опасный Росарио, где приключения могли встретить тебя где угодно, не говоря уже о школе, в которой учился Диего. Как-то одноклассник решил поиздеваться над 7-летним Диегито. И у него получилось. Годин-младший, придя домой, посоветовался с отцом, тот дал совет: «Еще раз повторится – дай сдачи». Так и случилось на следующий день: с разбитым носом и весь в слезах обидчик Диего убежал. Более подобных вещей не случалось.
Росарио
В школе клуба «Эстудиантес де Росарио» Годин выступал на позиции нападающего. Отрабатывать в защите он не желал больше всего на свете. Когда команда приезжала на турниры, Диего забивал по 9-10 голасо и боролся за лидерство в гонке бомбардиров. В 1998 году его пригласили в городскую сборную, с которой он выиграл чемпионат страны.
***
15-летний Диего каждый день на велосипеде без сидушки преодолевал несколько километров, чтобы успеть на утреннюю тренировку команды «Дефенсор» из Монтевидео. У него были большие перспективы, поэтому после каждого занятия Годин оставался и дорабатывал: удары, прыжки, ускорения. Не раз просил партнеров остаться, чтобы отточить дриблинг.
Цепляться за шанс в команде чемпионата Уругвая Диего был просто обязан. Казалось, что карьера ему предстоит большая и великая. Но вмешались обстоятельства.
Очередной этап подготовки к сезону. Изнуряющий тренировочный период постепенно подошел к концу, а у Диего появились новые надежды. Он хотел показать, что первый сезон в столичной команде стал ошибкой и попытался отдать всего себя на поле небольшого пригорода Монтевидео, где «Дефенсор» проводил сборы.
Годин ждал традиционное предсезонное совещание с невероятным предвкушением. Его должны были назвать в списке игроков основной команды. Пока все уругвайские мальчишки мечтали попасть в великие «Насьональ» и «Пеньяроль», Диего считал, что стоит начинать с малого – реализации мечты стать футболистом и неважно где.
В раздевалку вошел помощник тренера и, не сказав ничего существенного, отправился по своим делам. Игроки отправились на тактическую установку, а вечером того же дня Диего позвонил кто-то из клуба. «Он сказал мне, что я не буду с командой, что клуб не будет оплачивать мое проживание и выдавать суточные. Также он попросил по-хитрому расторгнуть соглашение!» – рассказывал Годин в интервью программе beINSide.
Пластиковые бутылки, спаситель Лемус, трансфер за 840 песо
После неудачи в «Дефенсоре» Диего хотел покончить с футболом. Целых пять месяцев он пробыл в депрессии, которая съедала его изнутри. Родители не знали, как помочь. Единственный вариант озвучил дядя Уолтер: «Я постараюсь переговорить со знакомым тренером в Монтевидео. Может, он возьмет его на просмотр».
Этим тренером оказался Уильям Лемус, который работал в кантере большого «Серро». Молодежка играла в пятом по силе дивизионе Уругвая, но для Година это был последний шанс.
Вила дель Серро, куда поехал Диего на просмотр, оставляет неизгладимое впечатление. Легендарная крепость Артигаса, необыкновенные ландшафты соседствуют с мигрантами со всего мира. В Уругвае и всех испаноязычных странах подобные места называют «Ciudad dormitorio» (дословно «город-общежитие»). Здесь людям порой вовсе не до футбола. Тем более, «Серро» переживал не лучшие времена.
Годин в «Серро»
Сразу после нескольких тренировочных матчей семье Година заявили: «Мы берем вашего сына, но будьте готовы к испытаниям. Мы не оплачиваем обеды и не выдаем форму. Если вы согласны, то давайте подпишем контракт». Выхода из положения не было. Диего стал игроком молодежки «Серро». Тренироваться приходилось днем. Ни о каких прожекторах здесь не знали; только фонари с соседнего шоссе помогали разглядеть мяч ночью. А в душе не было горячей воды.
Хотя это все пустяки. Пока карьера Диего только набирала обороты, он столкнулся с задачей посложнее – найти деньги на проживание и питание. Родители, конечно, старались, чтобы их сын ни в чем не нуждался, но зарплаты токаря и парикмахера хватало не всегда.
Поэтому Диего искал пластмассовые бутылки и пытался выиграть конкуренцию за спасительную тару у местных бедняков. «Я отчетливо помню, как это было. После того, как вместе собирали контейнеры и бутылки, мы отправлялись на склад, чтобы потом получить взамен вкусные бискочитос [печенье с корицей или анисом] и охитос [печенья с желейной начинкой внутри], – вспоминал друг Диего Эстебан Бертинат.
После детской команды, где Диего был форвардом, в «Дефенсоре» его опустили немного ниже – на позицию десятки в расстановке 4-2-3-1. «Серро» играл по иной схеме, где не нужно было играть под нападающим.
Диего вновь встал перед выбором. Одна из немногих позиций, которая ему нравилась – правый полузащитник. Там он и начал свое восхождение в системе «Серро».
Клуб оформил трансфер Година из «Дефенсора». Контракт был подписан 19 марта 2003 года. «Серро» раскошелился аж на 840 уругвайских песо.
Трансферный листок перехода Година из «Дефенсора» в «Серро»
Перед очередным матчем пятого дивизиона между Годином и тренером состоялся судьбоносный диалог.
– Диего, наши центральные защитники травмированы. Тебе придется сыграть вместо них пару матчей, – сказал Лемус.
– Но ведь я никогда там не играл, – недоумевал Диего.
– Ха! Неважно. У тебя есть все задатки: рост, действия в отборе и удар головой. Давай!
После этого Диего навсегда остался в центре обороны. «После первого матча на новой позиции Годин ничего мне не сказал, но я видел, что он переживает. Он не хотел играть в защите», – вспоминал в книге «Мужество. Сердце. Голова» главный тренер Уильям Лемус.
Каждая тренировка для юного Година была каторгой. Он все меньше бил по воротам, чаще участвовал в отборе, оттачивал этот навык и после основных упражнений. Все вылилось в приглашение из взрослой команды «Серро», выступавшей в первом дивизионе. Здесь были совершенно другие условия и более грозные соперники.
Пара десятков матчей в пятом дивизионе в исполнении Година настолько впечатлили руководство «Серро», что ему позвонил главный тренер Херардо Пелуссо. Диего разрывался между двумя командами: основной и дублем. Они играли в разных дивизионах – Примере и Терсере, что не мешало Годину за одни выходные поиграть и там, и там.
В 2003 году он провел свой первый матч за большой «Серро» против «Ливерпуля» из Монтевидео. «Никто из нас не спал накануне. Мы были на нервах – все-таки наш первый матч за основу. Но Диего выглядел настолько уверенным в себе, что я подумал: «Черт, ты так хорош, будто играешь здесь 20 лет»», – делился своими впечатлениями партнер и друг Година Себастьян Саркисян.
В 19 лет Диего пригласили в сборную Уругвая. Тогда родилась ставшая легендарной пара защитников Лугано – Годин. Новые знакомства стали для него судьбоносными. В сборной Годин сдружился с Форланом, который потом помог начать большое европейское путешествие центрального защитника.
В «Серро» спустя пару лет команда перед сезоном выбирала капитанов. В раздевалке голоса разделились и одним из вице-капитанов назначили Диего Година – в таком возрасте редко кто носил повязку в чемпионате Уругвая. Примерно тогда комментаторы прозвали его «Фараоном».
Но все успехи для защитника меркли на фоне ужасного состояния уругвайского футбола. «В нашей стране около тысячи команд. Все они – банкроты, которые играют на пяти отвратительных полях. А на стадионах редко увидишь больше восьми человек», – мотивировал свой отказ играть за сборную капитан Паоло Монтеро, игравший на позиции центрального защитника. Ему хотели найти замену в лице Година.
Отъезд в Европу, дружба с Форланом и мотиватор Симеоне
Резкий переход Диего в «Насьональ» не выглядел удивительным. Пожалуй, это самая стабильная уругвайская команда середины нулевых. С «Насьоналем» Годин выиграл чемпионат, а потом отправился в «Вильярреал».
Валенсийский клуб не обладал огромным количеством скаутов за пределами страны. В этой роли выступил Форлан, который не оставил выбора тогдашнему президенту Роигу: «У нас в сборной есть молодой классный защитник. Давайте возьмем его. Для меня не составит труда уговорить его».
2 августа 2007 года около «Эль Мадригала» началась какая-то суета. Пару зевак превратилась в толпу, которая поднялась на трибуну. Стандартное мероприятие – представление новичка. Многие из собравшихся не понимали, что за Диего Годин к ним приехал. За несколько минут игрок почеканил мяч, сделал пару выкрутасов не лучше, чем обычные парни со двора, и скрылся в подтрибунном помещении. 500 зрителей быстро разошлись.
«Он хороший центральный защитник. Мы считаем, что у него большое будущее, как и у Гонсало Родригеса», – отчитался перед прессой президент Роиг.
Сезон-2007/08 – лучший в истории «Вильярреала», Годин сыграл в большинстве матчей. Вместе с Родригесом они в последующие годы слухами отправлялись в испанские и европейские гранды. Но если Гонсало загубили карьеру травмы, то у Диего таких проблем не было.
Неудивительно, что Форлан появился в жизни Година еще раз. Когда «Атлетико» понадобился центральный защитник, то уругваец не забыл о партнере по сборной. Годин сомневался, принимать ли предложение, но Форлан его уговорил.
На защитника претендовали итальянские гранды – «Интер» и «Милан», а также мадридский «Реал» – Моуриньо отказался от Година в последний момент.
Открытым остается вопрос, кто сыграл более важную роль в становление Година. Лемус, Пеллегрино? Или все же сеньор Оскар Вашингтон Табарес? А, может, Эль Чоло? В любом случае каждый из них поучаствовал. Не случись в жизни Година кого-то из них, то неизвестно, что было бы. Но нынешний Диего многим обязан Симеоне: «Мы много разговаривали первое время. У меня не шла игра, я перенес травму колена и восстановился после удаления аппендицита.
Шли последние минуты игры против «Сарагосы». Я побежал в атаку, чтобы принести победу, но нарвался на контратаку, после чего пришлось фолить в штрафной – пенальти реализовал Антонио Апоньо и зафиксировал окончательный счет 0:1. На следующий день в Махадаонде я встретился с Симеоне, который все объяснил:
«Диего, я понимаю, что ты хочешь преуспеть везде, поэтому так ошибся. Но ты должен заниматься своими делами – обороняться! Если нападающие не забивают, то это не твои проблемы. Это не изменит счет. В отличие от твоей игры. Если ты думаешь, что будешь полезен команде забитым голом, то ошибаешься. Ты поможешь, если будешь надежен в защите!».
В интервью El Grafico Годин сравнивал Табареса и Симеоне: «Мастер отличается от Эль Чоло. У него большой опыт, он спокойнее. Хотя это не мешает ему подмечать любые моменты и высказывать все нам. Но их объединяет то, что они управляют двумя командами с большим темпераментом».
Вместо заключения: Диего Годин – легенда «Атлетико»
Сочетание рассудительности и эмоций у Година с детства. В 2014 году он принес «Атлетико» долгожданное чемпионство, был близок к победе в Лиге чемпионов, но так и остался без этого трофея. Два удара головой против «Мадрида» и «Барсы» навсегда останутся в памяти болельщиков, как и грубость и отчаянность Диего.
За пределами поля никакого привычного нам Година нет. Недавно отец игрока сетовал в прессе: «На родине думают, что он не помогает и не участвует в благотворительности, забыв свои корни. Хотя это не так. Диегито просто не хочет публичности своим поступкам».
Годин постоянно помогает своей школе, отправляет деньги для покупки всех необходимых принадлежностей: от рюкзаков до шариковых ручек. А когда есть возможность, приезжает в школу Росарио, чтобы встретиться с учителями и детьми. В конце 2018 года Диего узаконил отношения с Софией Эррерой. Свадьба прошла в отеле пригорода Монтевидео, но пара попросила всех гостей пожертвовать деньги в главный уругвайский перинатальный центр.
Сегодня Ходин подтвердил, что уходит из «Атлетико». Летом он наверняка окажется в «Интере». Итальянцы спустя 10 лет все-таки получат Диего. «Если Годин покинет «Атлетико», то только потому, что это будет лучшее решение для обеих сторон», – считает Эль Чоло.
9 сезонов в футболке «Атлетико», несколько из них войдут в историю клуба, капитанская повязка, а чемпионство 2014-го и два финала ЛЧ... Они были невероятными.
Мальчик из небольшого городка Росарио стал одним из лучших центральных защитников мира.
Фото: Gettyimages.ru/Alex Livesey; youtube.com/Diario El País (2-4); commons.wikimedia.org/Matías Pereyra Tulón; football-fun.ru; flickr.com/Club Atletico Cerro; twitter.com/rafacotelo; Gettyimages.ru/Clive Mason, Gonzalo Arroyo Moreno, Lars Baron, Aitor Alcalde
Я тоже в детстве чуть не утонул, а знаменитым футболистом так иине стал:(
Он же Господин!