3 мин.

Когда у нас введут налог на некомпетентных футбольных менеджеров?

500 тысяч рублей за иностранного игрока – это, как сказал бы Тони Сопрано на сходке, для начала переговоров.

Потому что 500 тысяч сейчас и 500 тысяч, скажем, на старте нового сезона могут сильно отличаться в зависимости от стоимости национальной валюты. Сейчас смекнут, что клубы-то не возражают (а чего им, собственно, возражать – переведите эту сумму в евро и вы поймете, о каких позорных копейках идет речь; у бедных же вроде «Арсенала» легионеров почти нет) и поднимут ценник. Помните диалог Коровьева и Никанора Ивановича? «Да разве это сумма! Просите пять, он даст».

Деньги нужны всем. Когда накрывается один источник дохода, непременно ищут другой; или ищут дополнительный, когда одного мало. За всей этой политической суетой мы как-то не заметили (а вот Михаил Гершкович наверняка заметил), что в премьер-лиге осталось только пять иностранных тренеров, двое из которых – белорусы. На тренерах уже не наживешься, как раньше. Нет, конечно, я не думаю, что здесь одно связано с другим, просто хронологически так совпало, что, говоря об одном, нельзя не вспомнить о другом. Да и решения эти одного смыслового ряда – клубы должны платить, потому что кому-то так захотелось.

Многие, заметьте, сомнительные решения, где фигурируют деньги, у нас оправдывают сказками о развитии детско-юношеского футбола. Сейчас еще стали добавлять: в первую очередь, в регионах страны. Чтобы уж наверняка растопить скупое сердце футбольной общественности. Почему сказки? Потому что мы не знаем, куда на самом деле пойдут эти деньги. На развитие детско-юношеского футбола идут деньги – кстати, порядка 30-40 миллион каждый год – от штрафов, выписываемых КДК нашим клубам. И так продолжается много лет. Где отчет: сколько площадок открыто, сколько мячей куплено, сколько детских турниров проведено? Мы не в той стране живем, чтобы можно было верить на слово.

И раз уж на то пошло, что ж вы не думали о детско-юношеском футболе, когда выкидывали в мусорный бак сотни миллионов рублей, которые на языке дипломатии именуются зарплатой Фабио Капелло?

При лимите «10 легионеров + 15 россиян» сборы составят порядка 80 миллионов рублей. Это только в премьер-лиге. Мало, конечно. Кокорин столько зарабатывает за пару месяцев. Но какая разница, много это или мало, когда речь о другом – с какой стати клубы должны платить этот налог. Логика прослеживается следующая: раз вы платите большие деньги за игроков, то и нам, пожалуйста, заносите долю. Ведь эта мера рассчитана явно не на то, чтобы сократить количество легионеров – тогда бы речь шла хотя бы о 500 тысячах евро, а не рублей. Ничего же не изменится. А если реформа, как в нашем случае, ничего не меняет, – значит, эта реформа притворная. И из нас опять делают дураков.

На месте руководителей частных клубов я бы ни копейки не дал. Не потому что я жадный, а из принципа. А еще потому, что у меня нет уверенности в том, что мои деньги действительно пойдут на благие цели. Что, с чемпионата снимут? С государственными клубами разговор другой. Эти что угодно заплатят, не поморщатся – хоть за иностранного тренера, хоть за иностранного игрока. В какой-нибудь другой жизни – верю! – введут у нас сборы за бесполезных, некомпетентных футбольных менеджеров – и вот тогда я обеими руками буду за.

Михаил Борзыкин