Кто содержит клубы АПЛ. Часть вторая
Фанатские мятежи, миллиард за три года и контора, запретная для мусульман − блог «Англия, Англия» продолжает рассказ обо всех владельцах и главных спонсорах команд премьер-лиги.
Владелец. В XXI-м веке «Лестер» увидел уже четырех владельцев. Третий из них, Милан Мандарич, руководил клубным делами всего три года, однако успел за этот срок опустить «лис» до Лиги Один, некрасиво расстаться с любимцем фанатов и нынешним тренером Найджелом Пирсоном и нарваться на обвинения в неуплате налогов. Собственно, последнее «достижение» оказало решающую роль в том, что Мандарич согласился продать клуб тайской компании King Power Group
Владелец KPG раньше носил фамилию Ракшриаксорн, но потом его семья и бизнес получили знаки особого расположения короля Таиланда, и миллиардер решил отметить это дело сменой более статусной в глазах его народа фамилии Шривадданапрабха. Что тайцу честь, то остальному миру − задание со звездочкой в тестах логопеда, поэтому разумнее далее и всегда называть его по имени − Вишай.
За «Лестер» Вишай взялся серьезно и основательно. Присвоил клубному стадиону имя собственной фирмы, создал твердую финансовую почву под ногами и заявил о намерении в скором будущем видеть «лис» в числе ведущих команд АПЛ. Первый пункт своего плана − пробиться и закрепиться в высшей лиге − таец выполнил достаточно быстро, хотя в начале не обошлось без ошибок. До возвращения на тренерский пост Найджела Пирсона он попробовал поработать со Свеном-Ераном Эрикссоном. Разумеется, дело кончилось расторжением контракта и отъездом шведа в очередную экзотическую страну.
В общем, пока Винсент Тан туда-сюда перекрашивает «Кардифф», а Тони Фернандес сжигает в КПР свое состояние, Вишай Шривал...Шривадан... просто Вишай в одиночку отстаивает честь азиатских богачей в футбольном мире. Хотя и ему иногда не чужды эпатажные поступки. Так, таец открыл бесплатный доступ на стадион для группы буддистских монахов и однажды покинул матч в лучших традициях фильма «Профессионал», припарковав вертолет прямо в центре поля.
Титульный спонсор. King Power Group − это крупная сеть магазинов беспошлинной торговли. «King of duty-free» − красноречиво говорят баннеры компании о масштабе своей деятельности (хотя мы-то прекрасно знаем, в какой стране живут истинные короли этого дела).
Владелец. Все могло быть совсем иначе. В 2007-2008-ых годах «Ливерпуль» имел реальные шансы занять сытое, но незавидное место «Манчестер Сити», став собственностью ближневосточных шейхов. Инвестиционная группа Дубаи предпринимала несколько попыток выкупить клуб у американского дуэта Джордж Джиллетт − Том Хикс, но так ничего и не добилась. Имена этих двоих до сих пор заставляют пальцы фанатов «красных» сжиматься в кулаки. Огромный долг по кредиту, падение результатов и целый ряд крайне непопулярные решений вынуждали болельщиков сжигать флаги США в знак протеста и планировать акцию по сбору средств на покупку клуба − что угодно, лишь бы Джиллетт и Хикс больше не сидели в вип-ложе «Энфилда».
Радостный момент для «Ливерпуля» настал в 2010-м году. После затяжной эпопеи, ключевые серии которой проходили в переговорных кабинетах и судах нескольких стран, совету директоров все-таки удалось вышвырнуть Джиллетта и Хикса из клуба и передать его в руки корпорации Fenway Sports Group.
FSG - это инвестиционная компания, созданная Джоном Генри, Томасом Вернером и еще несколькими людьми, знающими толк в выгодных вложениях. Вот уже 12 лет компания владеет бейсбольной командой «Бостон Ред Сокс» (да-да, красные носки) − одной из самых посещаемых и успешных команд МЛБ.
Нельзя не сказать, что за годы, проведенные под крылом Fenway Sports Group, «Ред Сокс» трижды выигрывали чемпионский титул, ну а «Ливерпуль»... «Ливерпуль» давно не видел публичного сжигания звездно-полосатого полотнища и не слышал призывов скинуться всем миром на спасение клуба. С учетом событий прошлого это тоже большое достижение.
Титульный спонсор. На самом деле делить жизнь «Ливерпуля» на эпохи удобнее по надписям на футболках. Допустим, если у тебя в шкафу лежит та, на которой стоит логотип Carlsberg, то можешь с гордостью старожила рассказывать, как видел самый крутой финал в истории клубного футбола или как француз Жерар Улье выигрывал Кубок УЕФА и открывал миру Стивена Джеррарда.
Датские пивовары сотрудничали с мерсисайдцами целых 18 лет, пока в 2010-м им на смену не пришел британский банк Standard Chartered, имеющий дела в более чем 70 странах мира, но особенно тяготеющий к азиатскому рынку. Пока, конечно, рано сравнивать пивоваров с банкирами на весах клубной истории, но почему бы Standard Chartered не задержаться здесь подольше. Тем более, что один раз они уже продлевали соглашение с клубом. Предыдущее действовало до конца сезона 2013/2014 и принесло «Ливерпулю» около 80 млн.
Владелец. «Как же они уже надоели, эти постоянные упоминания шейхов в разделе «футбол», − хоть раз думал каждый из нас. Именно в Манчестере ближневосточные богачи сделали так, что мир больше никогда не будет прежним. Историческая сделка по покупке «Сити» обсуждалась три недели и закончилась 31 августа 2008-го года где-то в роскошных недрах отеля Emirates Palace. Предыдущий хозяин «горожан», тайский политик Таксин Чиннават успел побывать во главе клуба всего год. Во-первых, он никак не мог отказать арабам, качающими деньги прямо из земли, а во-вторых, в Таиланде случился военный переворот, и Чиннавату стало не до футбола. Последний раз в России о нем слышали в 2010-м, когда он собирался залечь на дно в Черногории.
То ли дело шейх Мансур ибн Зайд аль-Нахайян. Этот улыбчивый мужчина средних лет занимает видное положение в запутанной семейной иерархии правителей ОАЭ, управляя внушительными финансовыми потоками и инвестиционными проектами. Едва появившись в «Манчестер Сити», он тут же обозначил космический уровень своих планов: «Чтобы одолеть такие клубы, как «Челси» или «Барселона», необходимо приобрести 22 звезды первой величины. Деньги не проблема. Главное, чтобы в моей команде на каждой позиции играл топ-футболист, а клуб за короткое время стал ведущим в Европе».
Кто и зачем скупает клубы по всему миру
Эта фраза − «деньги не проблема» − вызывает гнев и зависть по всему миру, но ничего, кроме табличек «Against modern football» с ней сделать нельзя. Не будем лишний раз разжигать идеологические споры в комментариях, поэтому обойдемся без цифр расходов. Упомянем лишь одну − за первые три сезона Мансур вложил в «Манчестер Сити» около 1 миллиарда фунтов.
Титульный спонсор. Английский клуб и его друзья по (не)счастью со всего мира используются не только как дорогая игрушка, но и отличная площадка для популяризации ближневосточных стран. Вот например, всякий раз, когда Давид Сильва отдает очередной гениальный пас, а Серхио Агуэро забивает еще один чудо-гол, в сознаниях сотен миллионов людей все крепче оседает надпись Etihad Airways. Это очень масштабная и быстроразвивающаяся (как будто могло быть иначе) авиакомпания, созданная 11 лет назад по эмирского указу правящего шейха и с тех пор носящая звание национальной в ОАЭ.
Владелец. Нашествие на АПЛ богатых американцев − тот самый редкий случай, когда непримиримые соперники могут объединиться для отпора общему врагу. Вряд ли фанаты «МЮ» и «Ливерпуля» грустили в объятиях друг друга со вздохом: «I know that feel bro». Но годы двух почти параллельных войн определенно сделали их отношения немного теплее. Они даже собирались устраивать совместную акцию протеста.
Хотя по масштабу и уровню организации манкунианцы ушли значительно дальше, организовав целое желто-зеленое движение (по цветам «Ньютон Хит» − предка нынешнего «Манчестера»). Его апофеозом и одновременно криком отчаяния стало создание собственной команды «Юнайтед оф Манчестер» − райского острова, где самые отчаянные романтики смогли воплотить в жизнь те задумки, которые не удалось пронести в свой любимый клуб.
Зачем нужны были предыдущие два абзаца? Для контраста. Ведь пока болельщики «красных дьяволов», как могли, бились за традиции, американский бизнесмен Малькольм Глейзер уверенно и расчетливо утверждал свою власть в «МЮ». Начав с 3% акционерного пакета в 2003-м, он шаг за шагом увеличивал эту цифру. 9, 15, 50, 71% и, наконец, полный контроль над клубом к лету 2005-го.
28 мая прошлого года Малькольма Глейзера не стало. К чести болельщиков, подавляющее большинство из них оказались адекватными людьми и в связи со смертью Малькольма ограничились выражением сочувствия родным. Не смотря на возникшие слухи, после смерти своего главы семья Глейзеров продолжила владеть клубом и настроилась вкладывать в обновления столько, сколько потребуется.
Титульный спонсор. Эти летом «Юнайтед» не только щедро тратил, но и выгодно зарабатывал. В силу вступил семилетний контракт с General Motors, по которому одна сторона получает одну из самых популярных в мире команд как рекламную площадку для своей марки Chevrolet , а другая − $80 млн в год. Со следующего года приятных сделкок станет только больше − Adidas перехватывает «дьяволов» у Nike, воспользовавшись рекордной выплатой в $750 млн за 10 лет.
Владелец. Британский миллиардер и владелец сети спортивных магазинов Майкл Эшли известен как человек странный и совсем непубличный. С приходом к власти в «Ньюкасле» второе качество как-то померкло, а вот первое только продолжило развиваться. Покупая команду в 2007-м году, Эшли не удосужился даже проверить финансовое состояние своего актива, получив от юристов неприятный сюрприз − долг «сорок» был на 30 млн больше заявленного.
Поначалу бизнесмен всячески храбрился: выражал готовность к трудностям и тесно общался с фанатами. Однако уже через год его терпение закончилось − осенью 2008-го клуб был выставлен на продажу. Потом, не найдя покупателей, босс изменил свое решение. А после вылета «Ньюкасла» в чемпионшип сделал это вновь. И снова неудачно.
Управление клубом стало для Эшли если не обузой, то крайне тяжелым испытанием. И чтобы как-то его облегчить, он стал искать любой возможности избежать всякого напряжения − финансового, турнирного, умственного. Болельщики уверены, что не самый компетентный в футбольных делах Эшли попал под влияние своих советчиков и помощников. Так это или нет, точно сказать нельзя, но в последнее время в «Ньюкасле» происходили диковинные вещи. Это и нездоровая страсть к французской Лиге 1, и серьезное предложение сделать интервью с игроками платным, и восьмилетний (!) контракт с Аланом Пардью, и явное нежелание попадать в еврокубки.
В 2014-м странности «Ньюкасла» вышли на новый уровень. По-новому начал действовать и сам Эшли, и фанаты, которых не устраивало превращение родного клуба в реалити-шоу. Более подробно о последних событиях вокруг «сорок» вы могли прочитать в двух недавних материалах блога «Англия, Англия». Сделайте это сейчас, если еще не:
Титульный спонсор. В спонсорских делах «Ньюкасл» также не обошелся без эпатажа. Британская компания Wonga занимается выдачей кредитов и является постоянным объектом критики как за свою деятельность, так и за политику компании. И подписывая с ними контракт, «Ньюкасл» наносил по своей еле живой репутации еще один чувствительный удар. Но 8 млн в год и возможные связи с банками перевесили. При заключении контракта пришлось столкнуться с жестким недовольством Паписса Сиссе. Форвард заявил, что его религия (ислам) запрещает как-либо касаться подобных фирм, и отказался надевать новую форму. Чтобы убедить игрока изменить решение, понадобилась неделя напряженных переговоров.
Владелец. Нынешний хозяин «черных котов» − американский инвестор ирландского происхождения Эллис Шорт. Клуб достался ему от консорциума восьми бизнесменов, которые подхватили «Сандерленд» сразу после его вылета из премьер-лиги. Все, кроме одного, участники этого совета из Ирландии, поэтому нет ничего удивительного в том, что состав пополнила целая группа граждан этой страны, а главным тренером стал Рой Кин. Впрочем, любовь к родине не помешала владельцам быстро поднять команду обратно, удержать ее на плаву и в 2009-м передать в единоличное пользование Шорту.
При нынешнем владельце «Сандерленд» занял просторную нишу типичного середняка, поселившись в таблице в районе 10−17-го места. Хотя в финансовом плане «черные коты» живут на порядок сытнее своих соседей по турнирному болоту. Заплатить за одного игрока миллионов десять или потратить в одно лето около тридцати для Шорта обычное дело. Но КПД у такой щедрости пока неоправданно низок, и стать заметным участником лиги «Сандерленду» пока удается только за счет каких-то сторонних событий, вроде безумств Паоло Ди Канио.
Титульный спонсор. В мире не так много команд, которые делают основным спонсором фирму из пищевой сферы. Но британская BFS Group может себе позволить подобные сделки даже с коллективом премьер-лиги. Это крупная компания, занимающаяся оптовыми доставками продуктов питания и разделенная на две дочерние организации − Bidvest Logistics и Bidvest 3663. Кстати, во втором названии скрыт настоящий мастер-класс по креативному мышлению. Цифры 3663 − это слово «food», набранное на классической раскладке телефонной клавиатуры.
Читайте также: Кто содержит клубы АПЛ. Часть первая
С таким же успехом на 3663 набирается dood(ь). Креатив хоть куда.