10 мин.

Сергей Юран: Зарплата футболистов «Балтики» не позволяет купить «Астон Мартин»

Главный тренер калининградской «Балтики» Сергей Юран рассказал Афише RUGRAD.EU откуда калининградской команде взять деньги на «Премьер-Лигу», почему клуб сейчас не платит за новых футболистов и почему допинги и стимуляторы не помогут «Балтике» вернуться в Высший дивизион. 

- Почему вы все-таки остановились на клубе «Балтика» Наверняка же у вас были и другие предложения. Вас сюда зарплатой заманили? 

- Варианты были. Условия для меня всегда на втором плане стоят. Самое важное — это задача. Была встреча с губернатором, которая 10 минут длилась. Когда с губернатором поговорили, то я почувствовал, что задача есть. На данном этапе — это сохранить место в ФНЛ. И поступательно будут ставиться задачи на Премьер-Лигу. Эта амбиция меня заинтересовала. Что касается финансов, то они для меня всегда были на втором плане. Я могу сказать, до этого, в других командах, я заработную плату намного больше получал. Так что это был не принципиальный вопрос. Все-таки, мне 45 лет и хочется решать задачи. 

- Но в «Балтике», наверное, все-таки не такие плохие условия, как в азербайджанском «Симурге», где вы тысячу долларов получали? 

- Это да. Я все-таки с азербайджанским клубом сравнивать не буду: клуб тогда только вышел Первого дивизиона, была задача его сохранить... Печальная была ситуация. 

- Но у вас же в каком-то смысле «золотая» молодость была: киевское «Динамо», «Бенфика», «Порто», «Спартак». Вам в Калининграде не скучно будет? Тут, грубо говоря, 3 клуба и 4 ресторана на весь город. 

- Когда мне 20 лет было, то мне было интересно, сколько клубов и ресторанов. Когда у тебя уже семья, двое детей и тренерская карьера... Я много говорил, что хочу из тренерской карьеры выжать максимум. Как футболист, я из себя не выжал где-то 20-25%. Как раз в силу того, что было сказано: клубы, рестораны. Сейчас самое главное — это работа. Клубы для меня уже неинтересны. 

- Вы за игрой «Балтики» вообще раньше следили? Или дело ограничивалось только играми между «Балтикой» и вашими бывшими подопечными? 

- Следил. «Балтика» всегда показывала результаты, это была крепкая команда, шла в лидерах: и на пятом, и на шестом месте. И я не понимал того, что сейчас с командой происходит. Видеть «Балтику» ниже десятого места — это как-то непривычно... А здесь вдруг такая ситуация. 

- Вы в своих интервью отмечали, что губернатор тоже хочет, чтобы «Балтика» играла в «Премьер-Лиге». Но региональный бюджет может это не потянуть. Вы с командами Высшего дивизиона работали, там действительно такие огромные бюджеты? 

- Николай Цуканов сказал, что к 2017 году команда должна быть в Премьер-Лиге. И я уверен, что губернатор здесь опирается не на бюджетные деньги (в основной части). Есть, наверное, мысли, что будут спонсоры. У команд Премьер-Лиги больше шансов их привлечь: это же и реклама, и ажиотаж. Команда Премьер-Лиги играет со «Спартаком», их показывают по телевидению — это другой уровень. Губернатор имел ввиду какие-то бюджетные средства, но основными будут спонсорские. В среднем, у команды Первого дивизиона, бюджет получается в районе 8-9 миллионов долларов, Премьер-Лига — это 20 и более миллионов. Но тут самое главное, насколько эти расходы будут эффективны. Я за принцип привозить не по количеству, а по качеству. Если игрок на 2-3 головы выше местного, то его можно приглашать. Но точечно. А не набрать, а потом непонятно о чем... 

- Сейчас команду от зоны вылета отделяет два очка. Задача стоит, что через 2 года надо играть уже в Премьер-Лиге. Как такое вообще возможно? 

- Есть уверенность и у совета директоров, и у руководства клуба, и у губернатора, что команда ФНЛ не покинет. Я думаю, что я приглашение получил из расчета этого момента. Я решал задачи и выхода в Премьер-Лигу, Я приходил в «Сибирь», где команда находилась в таком состоянии... Задача стояла, чтобы команда не вылетела. В концовке мы шли на пятом месте. Я уверен, что [вылета «Балтики» из ФНЛ] не произойдет. Потому что тут для меня и имя на кону стоит, и людей не подвести. Я человек слова. Если я его даю, то должен умереть, разбиться, но не подвести. 

- Технические это как возможно? Если команда находится в упадке, то как ее можно вывести в Высший дивизион за такой короткий срок? 

- Нужно определиться с футболистами. Пригласить футболистов. И не просто им зарплаты дать... Я не люблю выражения: «Сколько я буду получать?». Когда мне футболист задает такой вопрос, то я сразу с ним общаться прекращаю. Если футболист спрашивает: «Какие задачи будут?», то ты понимаешь, что футболист будет их решать. Второстепенно, понятно, речь идет и о заработной плате. Естественно, футболист должен зарплате соответствовать. Часто у нас так бывает: он не соответствует, а ему делают зарплату, которую ни болельщикам, ни горожанам не объяснишь. 

- Михаил Цикель, когда стал гендиректором, много говорил об оптимизации расходов. Вы сейчас в «Балтике» видите необоснованно высокие зарплаты? 

- Нет. Михаил Аронович сделал так, что в клубе нет задолженностей. Это самое главное. Видно, что он человек опытный и умеет управлять: есть бюджет — живи по этому бюджету, а не раздувай. 

- А наоборот, когда футболист получает незаслуженно мало? - То я всегда подойду к руководству и скажу. Мальчишка, после школы, у него зарплата 5 рублей, а через год он прибавил на 15 рублей и я подойду и скажу, что он соответствует этой зарплате. Но таких случаев в «Балтике» нет. 

- Насколько ситуация с «Шинником», которых вы вывели в Премьер-Лигу, похожа на сегодняшнюю с «Балтикой»? Та команда находилась в лучшем состоянии? 

- В принципе, ситуация была похожая. Когда «Шинник» покинул Высший дивизион, то там нужно было, практически с нуля, формировать новую команду. Мне это удалось в первый же сезон: футболисты приглашались правильно и точечно. Я люблю мозаику собирать: чтобы это не просто хороший футболист был (может он не будет играть по тем требованиям, как я требую). Нужно, чтобы он непосредственно умел играть в тот футбол, который я требую. Тогда складывается мозаика. В «Шиннике» это получилось. Мы минимизировали затраты: заработная плата, трансферы. Подходили очень жестко, а не просто: «Сколько?», «Столько!» и дали... 

- Вы видите какие-то схемы, которые использовались в «Шиннике» и которые можно было бы в «Балтику» перенести? 

- Не должно быть такого, как в «Балтике»: 8 человек получали зарплату, а потом ушли бесплатно. Если игрок соответствует , то с ним надо заключать долгосрочный контракт. Если футболист уходит, то клуб должен [на этом] зарабатывать. Его должны покупать. Клуб должен быть на самоокупаемости. А не просто: мы потратили финансы, контракт закончился, игрок ушел. Это значит, что мы выбросили [деньги]. Да, он играл, но клуб должен зарабатывать. Вот это нужно будет сделать. 

- Это вообще сверхсложная задача — вывести команду в Премьер-Лигу? Как это с «Шинником» происходило? 

- Когда ты такое уже решал, то можно сказать, что есть сложности. А поначалу, конечно, бессонные ночи были. Право на ошибку было минимальное. Губернатор поставил задачу, выделил финансирование и сказал» «Я с тебя спрошу». Такой подход был. Я сказал, что это принимается, но чтобы мне никто не мешал. Он сказал: Главному тренеру не мешать. Но с него я и буду спрашивать». 

- Но Николай Цуканов вас в такие жесткие условия не ставил: «я с тебя спрошу!» и так далее. 

- Естественно, это нормально. Будет ставиться задача выйти в Премьер-Лигу, то, думаю, так вопрос тоже будет поставлен: буду спрашивать с тебя! Это нормально, это принимается. 

- Недавно пресс-служба клуба опубликовала некоторые фамилии футболистов, с которыми ведутся переговоры. Понятно, что каких-то звезд «Балтика» себе, наверное, позволить не может. Но, понятно, что если «Балтика» и выйдет в Премьер-Лигу, то, наверное, не из-за этих фамилий. 

- Сейчас речь идет о фамилиях, которые придут решать другую задачу: удержаться и максимально подняться вверх. Я этих футболистов знаю, они приглашаются под конкретную задачу. Я более, чем уверен, что они ее выполнят. Под дальнейшие задачи мы уже будем смотреть более квалифицированных футболистов. Когда я подписал контракт, мне дали видеозаписи. Я их проанализировал: команда мало пропускает, но не создает моменты и мало забивает. Надо усиливать среднюю линию – это сердце в организме. Как можно добиваться результата, если команда не забивает? Нужна линия нападения. 

- Мне просто кажется, что у людей может возникнуть ощущение, что «Балтику» в Премьер-Лигу только история с бромантаном (допинговое средство – прим.ред.), которая у «Спартака» была, сможет вернуть. 

- Нет, конечно. Я хочу болельщиков успокоить. Я думаю, что поступательно «Балтика» туда вернется. Ситуация с бромантаном в «Спартаке»… Я тогда не был главным тренером, не я принимал решение. Я вообще об этом не знал. Когда это все случилось и вылезло наружу, то я был шокирован. Это исключено. Ты должен физически команду готовить, а не пичкать ее какой-то гадостью. Нужно уважать футболистов. Они же люди. Какие последствия будут в дальнейшем? Умереть, может быть, допинг и поможет… Допинг – это, как лыжная эстафета: на один старт. А команда почти год играет. 

- У вас же наверняка остались какие-то связи, не было в планах привлечь игроков из Высшего дивизиона, которые, может быть, уже в возрасте, стандартам Премьер-Лиги не отвечают, но для ФНЛ бы в самый раз сгодились ? Это же еще и дополнительная реклама клубу. 

- Это понятно. Но на данном этапе, футболисты сюда приходят бесплатно. Клуб не платит, потому что есть связи, есть отношения… Ни агенты, ни тульский «Арсенал» откуда еще два футболиста придут… Мы не будем на аренду тратить деньги, потому что есть отношения. Футболисты, которые к нам приходят получали по 500 тысяч, по 600 тысяч. Сюда они идут [на зарплату] в разы меньше. Потому что есть отношения, они знают меня. Поэтому они даже идут на уменьшение [зарплаты]. 

- Вы еще известны, как человек, который достаточно жестко к дисциплине относится. Была же в «Шиннике» история, когда вы двух футболистов оштрафовали на тысячу долларов и чуть ли уволить не грозились за бутылку вина. 

- Я уже администратору сказал взять им билеты. Это были два ведущих футболиста. Я зашел к ним после отбоя (я просто стучать в дверь умею так же, как футболист). Они открыли дверь, стояла бутылка вина. Я на собрании объявил, что они отчислены. Собрание закончилось, но пришел капитан и попросил вернуться в зал, где мы собирались. Команда за них поручилась. Я сказал: «Даю один шанс». Я до этого объяснял футболистам свои требования (мы сейчас в Сочи приедем и «Балтике» это тоже будет объяснено): со мной лучше такого не делать. Потом из-за этого страдает результат, болельщики не ходят на стадионы, а главного тренера увольняют. «Балтике» надо ждать такой же строгости. От этой строгости футболисты не страдают, а выигрывают: выигрывают в премиях, на улице им не кричат гадкие слова, болельщиков полный стадион, и команда идет на том месте, на которое была поставлена задача. Отпуск – пожалуйста, это ваше личное. Но когда чемпионат, когда тренировочный процесс, то мне не по пути с теми людьми, у кого есть мысли это совмещать. 

- Но вы про Португалию рассказывали и там это в традиции. 

- В Португалии профессионалы. Мы – любители. Если нашу ментальность не контролировать… Я играл в Германии. Там разрешают одну-две бутылки пива. Если у нас разрешишь, то потом полкоманды где-то там надо искать. 

- Вы в Твиттере писали, что российский футбол – это когда «пятнадцатилетний пацаненок разбивается на «Астон Мартин». У нас действительно все так плохо? 

- Я не могу понять, когда пятнадцатилетние ездят на «Астон Мартине». Мы разбаловали молодежь. В том числе и футбольную. В 15 лет он должен быть не на «Астон Мартине» , а готовиться, тренироваться и думать о футболе. А не гонять на «Астон Мартине» по ночным городам. 

- Это из-за того, что в Первом дивизионе огромное количество денег? 

- Не только. Может, и родители не бедные… Я уверен, что зарплата в Первом дивизионе не позволит тебе этого сделать. Не за год, не за два и не за три. А в Высшем – позволит. 

 

Источник