Латиноамериканский менталитет
О том, насколько важной является культурологическая составляющая такого понятия как "латиноамериканский футбол", долгие беседы, думаю, еще впереди. Пока что предлагаю проникнуться этим самым латиноамериканским духом через мощнейший латиноамериканский кинематограф. Я считаю, что в Бразилии и Аргентине лучшее кино в мире. Прав я или нет, вы сможете сказать, только посмотрев его лучшие образцы. Поскольку информации на эту тему обычно минимум, делюсь собственным опытом. Не посмотреть эти фильмы, так лучше и не рождаться:
Бразилия:
Cidade de Deus (Fernando Meirelles)
Cidade dos homens (Paulo Morelli)
Tropa de elite (Jose Padilha)
Carandiru (Hector Babenco)
Pixote (Hector Babenco)
Central do Brasil (Walter Salles)
Чтоб привязать это к нашей футбольной теме, добавляю документальный фильм Ginga. Неплохой, но не шедевр, как остальные.
Аргентина:
Sur (Pino Solanas)
Tangos: El exilio de Gardel (Pino Solanas)
El viaje (Pino Solanas)
El Polaquito (Juan Carlos Desanzo)
Pizza, birro, faso (Bruno Stagnaro y Adrian Caetano)
Cautiva (Gaston Biraben)
Cordero de Dios (Lucia Cedron)
Kamchatka (Marcelo Piñeyro)
La noche de los lapices (Hector Olivera)
Garage Olimpo (Marco Bechis)
Cronica de una fuga (Adrian Caetano)
La historia oficial (Luis Puenzo)
Это не о бандитских разборках. Это о том, к чему мы пришли. О делении общества на два непримиримых класса. Современный вариант «Отверженных». Вечная классика. А что касается босса новы, то все фольклорные стили - босса нова, самбы, шору, форро, сертанежа, фреву и т.д. - черпали вдохновение не в сытых кварталах Сан Паулу, а именно в фавелах. Помните тему «Фавела» Айка Квебека? Одна из самых знаменитых вещей босса новы - O morro - о горе, на которых и строятся фавелы, а бандиты потом ведут войны за право владеть морру. Фавела - это и есть Бразилия. Кстати, саундтрек в Городе Бога, как раз, убийственный. Одна тема Convite para a vida чего стоит!
Но есть вопрос Рино -- вы так безапеляцинно заявляете, что «аргентинское и бразильское кино лучшее в мире», что сразу возникает вопрос: насколько глубоко вы изучили кинематограф таких стран, как, например, Россия, СССР, Франция, Германия, Иран, Корея, Китай, Япония, страны бывшей Югославии? Просто интересно.
Я ведь тоже могу заявить «Я считаю, что в Корее лучшее кино в мире. Прав я или нет, вы сможете сказать, только посмотрев его лучшие образцы.» Только такая оценка будет субъективна и я как минимум остерегусь выносить ее на общественную площадку.
Антониони, Кубрик, Аллен, Вендерс, Джармуш, Ки-Дука, Кар Вай, Линч, Фон Триер, братья Коэны, Тарковский, Леоне, Ван Сент, Кустурица -- по моему мнению, все эти люди составляют золотой фонд мирового кино. Маркетологи, MTV и фестивали тут ни при чем. Вряд ли разумно заявлять, что фильмы перечисленных людей -- полный мусор. По мне так «Город Бога» -- весьма средний фильм, пусть жизненный и масштабный (при этом, безусловно, лучше 99% продукции того же Голливуда).
Да, и если вдруг соизволите отвечать, что делайте это, ПОЖАЛУЙСТА, в нормальном тоне и без хамства.
Помнится пару лет назад был фестиваль латиноамериканского кино и я записал названия фильмов, которые там были. Надеялся скачать их, но сожалению, с переводом найти их было трудно. Испанским не владею, разве что с английскими субтитрами можно было бы поискать.
Список:
Да здравствует Мексика! / Que Viva Mexico! (Сергей Эйзенштейн)
Мексиканская болезнь (Игорь Романовский)
Мечтать не вредно / Soñar no cuesta nada (Родриго Триана)
Трижды по два / Tres veces dos (Павел Жиро, Лестер Хамлет, Эстебан Инсаусти)
Американская виза / American Visa (Хуан Карлос Вальдивиа)
¡ Viva Cuba ! (Хуан Карлос Кремата Мальберти, Ираида Мальберти Кабрэра)
Мария, полная милости/ María, llena eres de gracia (Джошуа Марстон)
Играть и бороться / Tocar y luchar (Альберто Арвело Мендоса)
На грани/ Asi del precipicio (Тереса Суарес)
Гаванская сюита / Suite Habana (Фернандо Перес)
Секс с любовью / Sexo con amor (Борис Керсиа)
Рио Ондо / Río Hondo (Ана Карлос)
Дом напротив / La casa de enfrente (Элиас Хименес)
Мария Эскобар / María Escobar (Галиа Хименес)
Год, когда мои родители уехали в отпуск / O Ano em Que Meus Pais Saíram de Férias (Као Хамбургер)
Качимба / Cachimba (Сильвио Каиоззи)
Между Марксом и обнаженной женщиной / Entre Marx y una mujer desnuda (Камило Лусуриага)
Мой лучший враг / Mi mejor enemigo (Алекс Боуэн)
Путешествие к морю / El viaje hacia el mar (Гильермо Касанова)
Реквием по солдату / Réquiem por un soldado (Галиа Хименес)
1809-1810, пока начинается день / 1809-1810 mientras llega el día (Камило Лусуриага)
Молчание Нето / El silencio de Neto (Луис Аргета)
Сам смотрел отсюда только несколько фильмов.
А так же просто известные современные латинские фильмы, которые опять же еще не посмотрел.
“Дефицит” , реж. Гаэль Гарсиа Берналь, 2007.
“У каждого своя карма”, реж. Леон Сермент, 2008.
”Х.С. Чавес”, реж. Диего Луна, 2007.
“Путешествие Нонны”, реж. Себастьян Сильва, 2007.
“Вот так”, реж. Хесус Марио Лосано, 2005.
“Кумбия нас связала”, реж. Рене У. Вильярреаль, 2007
Чем не угодил - это одна из слабейших работ Дэнни Бойла, которого я очень уважаю. Он предсказуем, он с ожидаемым хэппи-эндом, неубедителен, без сильной актерской игры, он снят для тех, кто даже не представляет какие у людей бывают судьбы, для людей выросших в вате, которые не знают проблем. В целом это оскароориентированное кино.
Может его стоит воспринимать как дань Болливуду, но это не делает фильм лучше. Учитывая предыдущие фильмы Бойла - это шаг назад.