5 мин.

Мульти-клубы - будущее футбола? Часть 2

Мультисобственничество (или MC в сокращении), это когда физическое лицо или группа лиц, работающих в сотрудничестве, владеют более чем одним клубом. Причины владения более чем одним клубом это меняющиеся председатели правления при единственном хозяине, но в конечном итоге это все сводится к одному - к прибыли.

Первая часть - Аппенинская. А вторая переносит нас в среднееевропейскую часть континента - в город Зальцбург, что в Австрии.

"Red Bull"

salzburg

В апреле 2005 года производитель энергетических напитков компания Red Bull приобрела футбольный клуб "Аустрия" Зальцбург. Они сразу же переименовали клуб в "Ред Булл Зальцбург" и домашний стадион в "Ред Булл Арена". Однако действия, совершённые новыми хозяевами не нашли понимая у большинства поклонников клуба. Многие фанаты отказались от поддержки клуба. Группа болельщиков, особо негативно относившимся к изменениям даже создала свой футбольный клуб со старым названием, который в настоящее время играет в третьей лиге Австрии, имея посещаемость более 1000 человек.

salzburg2

По данным сайта transfermarkt.co.uk "Red Bull Salzburg" обладает составом на общую стоимость в 53,15 млн фунтов, ближайший преследователь оценивается всего лишь в 18,7 млн фунтов.

Несмотря на противостояние с болельщиками, "Ред Булл Зальцбург" процветал при новых хозяевах. За 9 лет 5 раз выиграв чемпионат и 4 финишировав вторым. Безусловно, всё это являлось результатом финансовых вливаний. Чемпионат Австрии это лига не из богатых, имея всего одно место в Лиге Чемпионов, и каждый раз занимая первое место и получая призовые от УЕФА этот клуб всё больше уходит в отрыв от остальных команд. Разница очевидна. По данным сайта transfermarkt.co.uk "Red Bull Salzburg" обладает составом на общую стоимость в 53,15 млн фунтов, ближайший преследователь оценивается всего лишь в 18,7 млн фунтов. Маловероятно, что их господство в австрийском футболе закончится в ближайшее время.

"Нью-Йорк" не доминирует над остальными настолько, как австрийская команда - заняв первое место дважды, они вылетали в плей-офф.

nyrb

Затем Red Bull способствовали популяризации своего бренда год спустя купив "New-Jersey MetroStars". И вновь они сразу же переименовали клуб, заодно сменив прописку, на этот раз новообразованный клуб стал называться "Нью-Йорк Ред Буллз". Однако, в отличии от австрийской команды, здесь, в США, стадиону новое имя давать не стали, начав строительство новой "Ред Булл Арена", на которую клуб переехал в 2010 году. К сожалению для владельцев Red Bull, "Нью-Йорк" не доминирует над остальными настолько, как австрийская команда, заняв первое место дважды - они вылетали в плей-офф. Именитые звезды, такие как Тьерри Анри и Тим Кэхилл, наряду с ростом популярности футбола в США, способствуют росту посещаемости на несколько тысяч в течение последних нескольких лет, и, скорее всего, их количество будет продолжать расти в течение ближайших нескольких лет.

leipzig

Последним приобретением является "РБ Лейпциг" (ранее SSV Markranstädt), которые были приобретены летом 2009 года. После покупки SSV Markranstädt были в пятой лиге немецкого футбола. Была обозначена цель выйти в Бундеслигу за десять лет. Первые пять лет прошли очень продуктивно - "РБ Лейпциг" поднялся на 3 дивизиона за пять сезонов и на момент выхода этого материала занимает 7 место во второй Бундеслиге в 4-х очках от второй позиции, позволяющей без стыковых матчей подняться ещё выше. Тем не менее, не всё безоблачно и для этой команды. Здесь тоже среди болельщиков нашлись противники такого подхода к футбольным вопросам.

В дополнение к этому, Red Bull также организовал две команды в других странах - одну в Бразилии и ещё одну в Гане. (оригинально назвав их "Red Bull Brasil" и "Red Bull Гана"). Они кажутся намного меньше коммерчески жизнеспособными, и являются более рекламными продуктами компании чем другие, поэтому я не буду концентрироваться на них слишком много, однако они тоже играют важную роль в планах компании Red Bull. В частности, в поиске новых игроков. 

ralf

Red Bull в последнее время начали перемещать игроков между своими командами как и семья Поццо, но не в таких масштабах - 4 игрока перешли из "Ред Булл Зальцбург" в "РБ Лейпциг" в течение последних пяти сезонов. Вместо этого, при необходимости они покупают игроков из чемпионатов, где есть их клубы. Например "РБ Лейпциг" купил двух игроков из венского "Рапида" этим летом) а также занимаются поиском молодых футболистов. Ральф Рангник, являющийся спортивным директором как "РБ Лейпциг" так и "Ред Булл Зальцбург", недавно заявил, что большинство игроков, за которыми они ведут наблюдение, находятся в возрасте 17-23 лет.

Имея под собой хороший финансовый фундамент, Red Bull могли бы создать очень развитую скаутскую сеть

Несмотря на это, сбивает с толку, что Red Bull не использует модель, которая приносит успех Поццо. Это легко понять, просто посмотрев сколько они заработали на трансферах. Пока эта компания больше упражняется в бренд-маркетинге. Имея под собой хороший финансовый фундамент, Red Bull могли бы создать очень развитую скаутскую сеть, тем более имея своё представительство в очень большом количестве стран. Располагая таким количеством денег, им было бы не трудно собрать огромное количество игроков, которых можно было бы обстреливать в Лейпциге и поддерживать австрийское господство "Ред Булл Зальцбург", а также потенциально выиграть MLS впервые в истории "Нью-Йорк Ред Буллз". А игроков недостаточно хороших для команд высших дивизионов можно было бы переместить в следующий приобретённый клуб.

Они могли бы, конечно, расширять модель дальше, и я уверен, что в их намерениях есть команды во всех ведущих футбольных странах. Конечно, не везде было бы возможно заниматься ребрендингом, особенно в Англии, где владелец "Халла" Асем Аллам недавно хотел, но впоследствии отказался от затеи, переименовать "Халл Сити" в "Халл Сити Тайгерс". Если же они всё-таки попытаются это сделать, то я с трудом представляю себе "Ред Булл Рединг" или что-то подобное, но так, как они сделали с "РБ Лейпциг", я не удивлюсь, если они найдут лазейку (RB не всегда означает Red Bull, например, как вариант RasenBallsport в лейпцигском клубе, так как в Бундеслиге строгие правила, касающиеся рекламы).

 

Первая часть - семья Поццо

 

Продолжение следует...