Победа пивного лобби и другие итоги года в российском спортивном бизнесе
Когда почти месяц назад я публиковал первую часть этого обзора, у меня были большие сомнения, хватит ли запала на вторую. Пока всё вроде идёт по плану, так что продолжаем рассматривать главные события отечественного спортивного бизнеса в 2014 году. Формат уже традиционный – главная новость плюс несколько событий одной строкой.
Июль 2014
Главным событием середины лета стали законодательные изменения, оказавшие крайне заметное влияние на спортивный рынок нашей страны, – отмена запрета на рекламу пива на спортивных мероприятиях и введение запрета на рекламу на платных каналах. Пивная история стала просто верхом лицемерия со стороны наших депутатов. Мера это подавалась под соусом обязательств перед FIFA в части спонсирования компанией AB InBev (Budweiser, Сибирская Корона, Клинское и т.п.) чемпионата мира 2018 года. Мы, мол, не можем не выполнить взятые на себя обязательства. При этом все выступавшие официальные лица как будто забыли о том, что ещё летом 2013 вступил в силу Федеральный Закон 108 «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата Мира по Футболу FIFA 2018 года, Кубка Конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В пункте 5 статьи 18 этого закона прямо говорится:
В период проведения спортивных соревнований, а также в период с наступления даты за два дня перед датой предварительной или окончательной жеребьевки до наступления даты, следующей после даты окончания соответствующей жеребьевки, на основании договора, заключенного с FIFA или уполномоченным лицом FIFA, допускаются размещение, распространение рекламы средств индивидуализации производителей вина, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также рекламы средств индивидуализации производимых ими товаров в виде словесных обозначений, содержащих исключительно наименование производимой ими продукции или наименование производителя (юридического лица), если указанные производители являются коммерческими партнерами FIFA, контрагентами FIFA и размещение, распространение данной рекламы осуществляются в местах осуществления мероприятий.
В общем, пивное лобби одерживает значимую победу, и уже через пару месяцев «Балтика» продлевает соглашение с КХЛ, предусматривающее на этот раз и появление рекламных бортов на площадках. Ближе к концу года похожее соглашение будет подписано и с РФС.
История с запретом рекламы на платных каналах (в том числе Спорт 1, а также ряд каналов НТВ+) становится полностью понятной только в декабре, когда в рамках итоговой пресс-конференции президент Путин объяснил, что суть закона – в перераспределении сужающегося рекламного рынка в пользу федеральных каналов с последующим сокращением их субсидирования. Звучит здраво, посмотрим, как это будет воплощаться на практике.
Одной строкой. «Аэрофлот» продлевает сотрудничество с ЦСКА, а также расширяет пул своих партнёров в мире спорта, подписывая соглашение от лица дочерней «России» с «Зенитом», который очень здорово обыграет это партнёрство, устроив конкурс среди болельщиков на создание дизайна ливреи самолёта.
Август 2014
Главные новости отпускного августа, которые снова можно объединить в один блок, связаны со стадионами наших футбольных клубов. Первые матчи проходят на «Казань Арене» и «Открытие Арене», а ЦСКА объявляет о том, что стадион на Песчаной примет зрителей уже в 2015 году:
Важность этих событий заключается в том, что у ведущих клубов страны по сути дела больше не останется отговорок о том, что де посещаемость плохая, потому что стадион плохой, доходы в дни матчей маленькие, потому что посещаемость плохая, ну и всё такое прочее. До лета этого года в Москве по сути был один современный стадион – «Локомотив» (Химки всё же слишком далеко), который в силу определённых обстоятельств внутри клуба не уделял особого внимания сервису, да и зачем, если всё равно сильно лучше, чем у других. Теперь всё иначе, на недавнем футбольном форуме в Москве директор арены в Казани много рассказывал о детских игровых комнатах, парковках и других способах улучшить впечатления от посещения стадиона, а накал дискуссий в соцсетях по поводу удобства парковки на матчах «Спартака» и скорости обслуживания «Бургер Кинга» порой превышал разумные пределы. Посмотрим, как руководство того же «Спартака» ответит на удручающую посещаемость последних туров чемпионата. Вечно на погоду всё валить уже не получится.
Одной строкой. Нападающие московского «Локомотива» Роман Павлюченко и Дмитрий Сычёв решают в непростое время диверсифицировать источники дохода. Рома объявляет о решении открыть ресторан модной нынче грузинской кухни в родном Ставрополе, а Дима начинает сниматься в роли тренера в художественном фильме «Коробка».
Сентябрь 2014
Главное событие месяца – выход в публичную плоскость конфликта между РФС и агентством «Телеспорт». В следующие месяцы мы узнаем, на чьи деньги сборная летала в Бразилию и сколько продуктов сгнило по вине руководства РФС на местной таможне; задолженностью перед тренерским штабом заинтересуется Роструд, сборная продолжит проигрывать, окончательно подрывая коммерческую привлекательность российского неклубного футбола. Пётр Макаренко, владелец «Телеспорта», становится одним из главных поставщиков футбольных новостей.
На фото Макаренко с Гусом Хиддинком
Мне довелось познакомиться с господином Макаренко в 2008 году, когда он занимал пост коммерческого директора РФС и курировал переговоры о договоре с adidas, которым я занимался с немецкой стороны. Этот факт, а также некоторая осведомлённость о том, как функционирует РФС, позволяют мне поверить практически во всё, что говорил Пётр в своих публичных интервью. Думаю, главная причина, по которой после всего вылитого в прессу Николай Толстых всё ещё остаётся президентом РФС, – это тот факт, что он является удобной фигурой для списывния на него и его команду всех нынешних проблем. Да и роль министра Мутко в истории контракта с Капелло далеко не так однозначна, так что тут наверняка имеют место и некие негласные договорённости. В любом случае, в декабре 80% уже широко известного публике «Телеспорта» покупает Роман Ротенберг (по данным ЕГРЮЛ сделка ещё не закрыта) и объявляет о планах построить на его базе крупное многопрофильное агентство спортивного маркетинга.
Одной строкой. Капитан Очевидность приветствовал партнёрство между футбольным клубом «Арсенал» и пивом «Арсенальное». «Балтика» остаётся главным ньюсмейкером с точки зрения спортивного спонсорства после либерализации законодательства.
Октябрь 2014
Главным событием октября вне всяких сомнений стал первый за 100 лет Гран-при России в Сочи, первый в нашей стране этап «Формулы-1». Я сам провёл в Сочи около недели, работая с одним из спонсоров команды Lotus F1 Team, видел всё изнутри, много разговаривал с сотрудниками команд и иностранными гостями. Так вот весь тот немного ура-патриотический флёр, сопровождавший гонку, в общем и целом был совершенно оправдан. Организовано всё было на очень хорошем уровне, организаторы грамотно выстроили продажу билетов и в итоге заработали около 700 млн. рублей, а трибуны в день гонки были заполнены под завязку. Даже таможенные органы не подкачали и закрыли глаза на тонны санкционных продуктов, которые были завезены в город для обеспечения работы зоны гостеприимства.
В рамках Гран-при одна из крупнейших российских розничных сетей «Дикси» на одну гонку стала партнёром Infiniti Red Bull Racing, было объявлено о переходе в эту же команду Даниила Квята, так что есть хорошие шансы на повышение общего зрительского и коммерческого интереса к «Формуле-1» в предстоящие годы. Главное, чтобы политика не помешала.
Одной строкой. Московская Пивоваренная Компания и «Спартак» объявляют о начале партнёрства, в рамках которого спонсором клуба становится пиво «Трёхгорное». Великолепный шаг, который позволит болельщикам других клубов спокойно продолжать пить основной бренд МПК, пиво «Жигули», а болельщикам «красно-белых» иметь свой по сути эксклюзивный бренд.
Ноябрь 2014
Главное событие месяца – окончание эпохи Александра Медведева в КХЛ. Решение было ожидаемое, летом Медведев лишился поста гендиректора «Газпромэкспорта», получив формальное повышение в структуре Газпрома, которое больше было похоже на почётную пенсию.
Новым президентом лиги становится Дмитрий Чернышенко – без преувеличения самый перспективный спортивный менеджер страны, который в октябре возглавил головную структуру председателя совета директоров КХЛ Геннадия Тимченко. Думаю, что в ближайшие месяцы мы услышим о новых кадровых перестановках в лиге. Ну а пока посмотрим, как новая команда будет отвечать на новые вызовы, связанные с текущей экономической ситуацией.
Одной строкой. Водочный бренд «Хаски» подписывает соглашение с IIHF и становится спонсором чемпионата мира по хоккею 2015 в Чехии, продолжая славную традицию российских рекламодателей активно использовать международные площадки для продвижения своих брендов и в очередной раз доказывая, что чемпионат мира никому, кроме нашей страны, особо не интересен, раз даже спонсорские пакеты, рассчитанные на глобальную аудиторию, продаются по цене, которую вполне может потянуть производитель из одной страны.
Декабрь 2014
В декабре девальвация рубля, начавшаяся ещё в начале года, приобрела угрожающие масштабы. Российский спорт, который в последние годы зачастую успешно сопротивлялся попыткам начать жить по средствам и в соответствии с экономическими реалиями, начинает валиться. Я далёк от радостного потирания рук по поводу того, что вот сейчас нефтяные и газовые деньги уйдут, и мы начнём жить по-новому, зарабатывая на мерчандайзинге, лицензировании, правах и предматчевой торговле, но определённый отрезвляющий эффект все текущие события определённо внесут. Легионеры-хоккесты, чьи зарплаты ограничены рублёвым потолком, начинают следить за курсом (динамика среднегодовых курсов с 1998 года):
Страна, Sports.ru, бухгалтерии футбольных клубов и РФС в это время подсчитывают, на сколько выросли рублёвые зарплаты Фабио Капелло, Халка и иже с ними. Очевидно, что объективно судить о произошедшем в этом месяце мы сможем как минимум в середине весны. Пока все больше напуганы, ждут окончания новогодних каникул и не планируют новых трат. Вопрос в том, будет ли условный «Газпром» секвестировать условную спонсорскую поддержку ОКР на $130 млн., о которой было объявлено в октябре, еще при 40 с хвостиком за доллар?
Мне кажется, именно девальвацию и стоит назвать ключевым событием 2014 в мире российского спортивного бизнеса. А что на ваш взгляд стало главным событием уходящего года?
- Весь российский спорт окончательно сконцентрировался вокруг друганов Путина (Ротенберги/Тимченко/Миллер);
- "таможенные органы закрыли глаза на тонны санкционных продуктов, которые были завезены в город для обеспечения работы зоны гостеприимства" - прям как на Олимпиаде-80. Совок уже здесь;
- в российском бизнесе можно легко изменить правила игры и отжать назойливых конкурентов от кормушки путинских друганов. Платные каналы стали слишком эффективно конкурировать за рекламодателей с ВГТРК, Газпромедиа и Ковальчуком? - Запретим им конкурировать с ними вообще!
Жопа - главное событие уходящего года в России.
Жопа - это доллар.
Жопа - это Путин.
Жопа - это хоккейная сборная в Сочи.
Жопа - это футбольная сборная в Бразилии.
Жопа - это посещаемость Спартака в последних турах.
Жопа - это Мутко, Капелло и Толстых.
Жопа - это отставка Медведева и речи Третьяка.
Жопа - это лимит на легов в футболе и хоккее.
Хотя последнее не жопа этого года. А остальные жопы, кроме первых двух, это и не жопы даже по сравнению с первыми двумя.
Если надо, вернее инфа сотка, что докинут до особо крупного(2 грамма или больше) в любом случае. Господа полицейские на страже . И в лучшем случае условка и в любом случае учет в нарколожке. Хоть как, пятно на репутацию, ваще не за что. При этом бухающего как мразь, прост пожурят, мол, не надо так, ну что же ты. Лицемерие и говно.