Осторожно, модерн. Почему не всем нравится рост популярности бундеслиги
Посещаемость чемпионата Германии растет будто курс доллара к рублю. Вот уже несколько лет подряд стадионы Бундеслиги – самые популярные в мире. Круче традиционной Англии, безумной Аргентины и Испании с витринными Месси и Роналду. Однако в нынешнем сезоне в Германии можно увидеть целые пустые сектора. Еженедельник «Футбол» разбирается, почему это не влияет на цифры посещаемости и что немецкие фанаты нашли в третьей лиге.
Протест болельщиков «Униона»: «Культура футбола умирает в Лейпциге»
Родео
«Ш-ш-ш!» – тяжеловесно разносится по трибунам стадиона «Ан дер Альтен Фёрстерей». На игру берлинского «Униона» и «РБ Лейпциг» пришли 20 тысяч зрителей, но матч начался в полной тишине. Шумели лишь гости из Лейпцига. Попытки отдельных энтузиастов ответить и поддержать «Унион» голосом пресекаются тем самым шипением. Трибуны стадиона окрашены не в традиционные для клуба красно-белые цвета, а сплошь черные. Каждый болельщик с разрешения руководства «Униона» получил перед игрой своеобразное черное пончо. За воротами растянут баннер: «Культура футбола умирает в Лейпциге». На 15-й минуте в воздух поднимаются тысячи сжатых в кулак ладоней, стадион начинает отсчет: «Два! Один! Ноль!» Болельщики срывают черные тряпки, поднимаются флаги и шарфы, матч снова наполняется привычной для Бундеслиги атмосферой.
«Мы надели черное, чтобы показать, каким будет футбольный матч, когда «Ред Булл» придет в каждую команду, – объясняет один из организаторов акции с простым немецким, возможно, выдуманным, именем Саша. – У них нет традиций, нет ничего. Это сфабрикованный клуб. «РБ Лейпциг» – воплощение коммерциализации футбола. Только маркетинговые интересы и игроки, думающие о деньгах. Есть богатые «МанСити» и «ПСЖ», но это совсем другая история. Вы приходите сюда, на «Альтен Фёрстерей», и заражаетесь этими эмоциями, не можете без этого жить. У них [«РБ Лейпциг»] такого никогда не будет».
Протест болельщиков «Униона» – один из самых масштабных в Германии. Важно, что в Берлине участниками этой акции стали не только ультрас, но и болельщики с центральных трибун, даже старики и женщины. Тыкать в «РБ Лейпциг» палкой, впрочем, начали еще несколько лет назад. Тогда богом забытый «Маркранштадт» из Лейпцига продал компании «Ред Булл» лицензию играть в Оберлиге. Путем искусственного оплодотворения появился «РБ Лейпциг», в который потекли деньги. Даже горстка болельщиков «Плауэна» писала на баннерах: «Ребята из «РБ Лейпциг», у вас нет шансов!», «Плауэн – более 100 лет традиций!». Теперь, когда «красные быки» уже во второй Бундеслиге, протестуют более крупные объединения болельщиков. Причем даже в Бундеслиге. Фанаты «Аалена» и вовсе отказались ехать в Лейпциг. Многие поступают аналогично. Пустой гостевой сектор на «Ред Булл Арене» – обычное дело.
Фанаты «Фортуны» на матче с «РБ Лейпциг»: «Крах футбола»
12:12
Посещаемость Бундеслиги теперь ограничивается лишь вместимостью арен. «Гройтер Фюрт» с его крохотным стадионом на 18 тысяч зрителей был белой вороной. Сейчас на матч приходят в среднем 42 609 болельщиков. Каждая арена в высшем дивизионе отвечает современным стандартам. Какие-то вообще построили несколько лет назад. Впечатляющая посещаемость достигается не только отличной заполняемостью, но и стоячими трибунами. Знаменитая «желтая стена», Die gelbe Wand, дортмундской «Боруссии» – это 24 454 фаната. То есть 30% от общей вместимости «Вестфаленштадиона». Слухи о том, что стоячие трибуны закроют, давно пугают немецких болельщиков. Закон, регулирующий поведение активных болельщиков, был принят пару лет назад. Фанаты протестовали по всей стране. Стадионы молчали до 12:12 минут матча (соответственно дате, когда обсуждался закон – 12.12.2012). Популярность движения «Gegen den modernen fussball», выступающего против коммерциализации футбола, набирает обороты.
«Мы ценим фанатскую культуру в Германии, – успокаивает Кристиан Зайферт, генеральный директор DFL. – Мы последняя из крупных лиг, где фанаты могут стоять во время матчей, и никто из нас не хочет ничего менять на стадионах. Клубы хотят продавать дешевые билеты, потому что в нашей стране очень важно, чтобы люди с низким достатком могли посещать матчи Бундеслиги. Здесь футбол — это событие, которое объединяет людей всех возрастов и с разными доходами. Политики такое сделать не могут, церковь тоже. Многие управляющие директора сами были в прошлом ярыми фанатами. Они понимают, что могли бы поднять цены с точки зрения бизнеса, но они не хотят лишать удовольствия людей. Мы хотели бы, чтобы футбол был доступен для всего немецкого общества».
Ничего лишнего
Руководителя немецкой лиги поддерживают далеко не все. Речь не только о карманных болельщиках «РБ Лейпциг». Самый противоречивый президент футбольного клуба в Германии – Мартин Кинд. Два десятка лет назад «Ганновер» закопался во внутренних проблемах и вылетел в третью лигу. Спасение в лице бизнесмена и далекого от футбола человека Мартина Кинда пришло в 1997 году. Деньги и грамотное руководство положительно сказалось на состоянии «96-х». Теперь клуб выступает с переменными успехами, зато стабильно в Бундеслиге. Однако Кинд не привык так вести дела. Он хочет зарабатывать: на болельщиках, трансферах, в еврокубках. Изменить законодательство, чтобы взять клуб под контроль, он не может, а вот причесать трибуны – вполне. Президенту надоело платить штрафы за использование болельщиками пиротехники. Дерби с брауншвейгским «Айнтрахтом» вообще повергло его в шок.
Кинд хочет, чтобы в Бундеслиге не было ничего личного, просто бизнес. И президент действует резко. Цены на билеты подскочили в разы, чтобы компенсировать издержки на штрафы. Отдельным фанатским объединениям сначала было отказано в продлении абонементов. Позже Кинд великодушно дал добро, но было поздно. Ультрас «Ганновера» отказались от поддержки первой команды. Теперь аншлаги собирает «Ганновер» U23. «На мой взгляд, в этом нет ничего страшного, – пожимает плечами Кинд. – Если ультрас решили посещать игры молодежной команды, это значит, что там будут полные трибуны. А билеты на матчи Бундеслиги распроданы. Атмосфера должна развиваться естественным образом, пусть это и займет много времени». Мечты сбываются.
Протест ногами
Фанаты «Гамбурга», недовольные руководством клуба, пошли дальше и основали свою команду. Многие из них тоже ушли со стадиона и теперь ждут сезона-2015/16. Именно тогда начнется жизнь «Фальке» в районной лиге. Зато уже сейчас у клуба есть героический манифест: «Всеобщее развитие профессионального футбола за последние 15 лет коснулось, к сожалению, и нашей скромной родины. Все началось с продажи названия стадиона и изменения в имени клуба и дошло до продажи акций клуба политикам, которые используют клуб как платформу для выборов. Таким образом, современный футбол снова и снова отходит от истоков и превращается в капиталистического и медийного монстра. В какой-то момент приходит осознание того, что терпению пришел конец, и ты спрашиваешь себя, что же делать дальше?».
Подобный вопрос задавали себе многие немецкие болельщики. И теперь тысячи фанатов поддерживают вторые или молодежные команды «Боруссии», «Баварии», «Гамбурга», «Штутгарта», «Майнца». Там их ждут рабочие районы, стадионы из девяностых, хот-доги и пиво по два евро и романтика.
Стадионы в Бундеслиге не будут грустить об ушедших. Очередь за билетами и абонементами в Дортмунде или Мюнхене на годы вперед. Развитие немецкого чемпионата как индустрии развлечений привлечет на трибуны новых болельщиков. Не местных, так туристов. Посещаемость «РБ Лейпциг» уже выросла до 23 300 зрителей, хотя клубу всего пять лет. Большие деньги окрыля-я-яют.
Текст: Вячеслав Опахин
Фото: perennialunderachievers.com; fupa.net.
А ведь он явно уступает по доходам Кока-Коле и Пепси.
Смотрел немецкую документалку пару месяцев назад тему Ред Булла в спорте. Был опрос как раз про Лейпциг - все возмущенные фанаты как один гундели про "неестественность" создания клуба. У меня тогда возник вопрос - что вообще такое "естественный" порядок создания ФК? Клубы не имеют права создаваться после 190.. года, дальше все этот ваш треклятый модерн фуссбаль?
Да, и насчет того, как эти молодцы разграничили Лейпциг с ПСЖ - парижане весьма мутно создавались в семидесятые, так что не стоит их так уж записывать "в другую историю"
У нас у самих есть чем гордиться и чему соответствовать. Не стоит по любому поводу восхищаться "как же хорошо там у них!".
Второе - они не продавали название(к слову там не Ред Булл зашифровано в РБ), а создали новый клуб. Начали они в третьей Бундеслиге, купив лицензию на участие у Маркранштедта. Маркранштедт же ее продал, потому что не мог финансово потянуть участие. Я прекрасно понимаю с чем связано недовольство болельщиков в аспекте "у них больше денег, чем у остальных - они зажравшиеся гады", здеь их логика ясна. Но говорить, что случаи Лейпцига и ПСЖ разные - это лицемерие. ПСЖ рождался в семидесятые в муках, пичкался деньгами всех меценатов Франции и пытался пригласить всех мировых звезд разом(ничего особо не изменилось:)
Я склоняюсь, что нет никакого "естественного" пути развития клуба. Все клубы были в тот или иной момент времени созданы теми или иными бизнесменами. Вопрос всего лишь в точке отсчета времени. А "неестественность"... Никто не обязан сидеть в дерьме долгие годы только потому, что так надо. Можешь - делай сразу, делай это хорошо.
И при этом совершенно забывается, что стадион Ред Булл построил еще к ЧМ, вложил кучу денег в реконструкцию множества зданий в Лейпциге, создал отличные возможности для детей заниматься спортом.
Я правда не понимаю, что аморального сделал Ред Булл. Вот ни под каким аспектом.
Смысл создавать новые клубы, только в том чтобы назвать их в честь свой компании.
С другой стороны Байер и ПСВ тоже названы в честь кампаний. Но тут немного другое, это всё-таки команды, выросшие из любительской команды работников завода 100 лет назад(по-типу многих советских команд).
В Ред Буле не нравится, то что он в каждый чемпионат сунуть нос хочет.