5 мин.

Верной дорогой. Как Джером Боатенг становится лидером баварской обороны

Долгие годы, так долго что уже и не вспомнить, вопросов по шефу обороны «Баварии» не возникало и возникнуть в принципе не могло. Всегда был Филипп Лам и все остальные – хорошие защитники, но в разной степени не претендующие на звание лучшего. Вне зависимости от позиции, на которой приходилось играть капитану – нелюбимой слева или родной справа – именно он был образцом стабильности, надежности и уверенности в своих силах. По большому счету, ситуация не изменилась, ведь Лам по-прежнему играет на высоком уровне и является незаменимой деталью командного механизма Гвардиолы. Однако, как бы нам того не хотелось, но оценивать его как защитника уже будет неправильно, Гвардиола регулярно использовал Филиппа в центре поля и возвращать его в оборону очевидно не собирается.

В поисках нового лидера, способного стать ключевым исполнителем защитной линии, казалось бы никак нельзя было остановиться на кандидатуре Джерома Боатенга. Первое время Боатенг не просто не мог похвастаться той самой надежностью и стабильностью, он напротив,  был зачастую одним из слабейших на поле. Когда «Бавария» приобретала Джерома у «Манчестер Сити» три года назад за 14 миллионов евро, он возможно и не был готовым игроком основы для топ-клуба, но в его лице команда получала молодого универсального защитника, уже дебютировавшего за сборную Германии и отлично приспособленного к бундеслиге.

Первые два года в Мюнхене для него выдались скомканными, он хоть и являлся игроком старта, но далеко не всегда демонстрировал ту игру, которую от него хотели бы видеть. Помним дебютную встречу Боатенга, когда в первом туре бундеслиги против менхенгладбахской «Боруссии» он, вместе с другим новичком Мануэлем Нойером, поспособствовал единственному голу в свои ворота и соответственно поражению «Баварии». Впоследствии за три года именно этот «дуэт» стал лидером по количеству голевых ошибок – у Нойера таковых шесть, у Боатенга – девять. Сперва Джером метался между позициями – Хайнкес ставил его то направо, из-за плохой сыгранности Рафиньи с Роббеном, но атакующих способностей Боатенга не хватало для фланговой работы, то в центр защиты, где уже приходилось выигрывать конкуренцию. В целом справлялся с этим Боатенг без особого труда, ибо несмотря на то, что ошибок он допускал несколько больше своих партнеров, но с немолодым Даниэлем ван Бюйтеном тягаться было легче, а Хольгер Бадштубер, до полного раскрытия Давида Алаба, нередко закрывал левую бровку.

Джером был игроком, которому очень не хватало стабильности (впрочем, как и всей обороне сезона 11\12) и сдержанности – он был лидером по фолам, а так же каждый год получал красные карточки, коих у него за баварскую карьеру уже набралось четыре. Однако с ним продолжали связывать определенные надежды и постепенно он начал их оправдывать. После ужасной травмы Хольгера Бадштубера в концовке первого круга чемпионского сезона Боатенг стал крепким игроком старта, образовав связку в центре обороны с Данте. Он очень убедительно провел второй круг, хорошо выглядев и у своих ворот, и при подключениям к атакам, забив даже свой первый гол в немецком чемпионате. И, не отставая от других, он так же внес немалый вклад в те огромные успехи.

С приходом Гвардиолы многое изменилось. Расстановка, еще больший уклон на атаку и контроль мяча, и защитники уже перестали быть просто защитниками, сконцентрированными главным образом на обороне. В прошедшем сезоне Боатенг не слишком выделялся на фоне остальных, он являлся лишь одним из исполнителей обороны, в целом не лучше и не хуже каждого из них. У Пепа тогда был выбор, он только пытался построить свою команду, имея конкретную идею, но не до конца осознавая, как ее реализовать в подобных условиях. Множество экспериментов, немало обидных ошибок и, наконец, понимание того, что изменения необходимы вновь. Сложно предполагать, как бы строилась оборонительная линия, будь сейчас в строю все, кто начинал сезон. Пеп определенно всерьез рассчитывал на Бадштубера, коего даже называл самым умным оборонцем, с которым ему приходилось работать, и Хави Мартинеса – оба активно наигрывались в предсезонных матчах и на старте сезона. Но, что есть, то есть, и уже ничего не изменить.

Помимо Боатенга в команде еще остались Бернат, Рафинья, Данте, Бенатия и Алаба, но лишь Джером выделяется на общем фоне. Первых двух в качестве лидеров рассматривать не будем, Данте заметно сдал довольно давно, Бенатия пока только предстоит доказывать свою состоятельность, а Алаба больше, чем просто защитник. На деле Боатенг третий по среднему коэффициенту полезности в «Баварии» после Арьена Роббена и Хаби Алонсо, и первый среди защитников. По отборам он уступает Бернату и тому же Алонсо, стал меньше фолить, совершая чуть больше одного фола за игру, и на его счету наибольшее количество заблокированных ударов соперника.

Безусловно, Джером по-прежнему ошибается, причем иногда так, что хватаешься за голову (например, в матчах с «Манчестер Сити» или «Гертой»), но он делает это реже других. Кроме того, как немного упоминалось, в системе Гвардиолы он действует весьма высоко и отлично поддерживает атаки (особенно матч с ЦСКА). Помним его победный гол «Сити», передачу на Роббена после отбора в финале кубка Германии, и на Левандовски в недавней игре ЛЧ. И с ним в составе «Бавария» не проигрывает уже 53 матча в бундеслиге.  

За последние два года Боатенг поистине добился необходимого прогресса. Даже в основе сборной Германии, где, по мнению некоторых, ему не место, он выглядит неплохо и в финале Чемпионата Мира проявил себя далеко не хуже партнеров. Джером больше не молодой перспективный игрок, активность в инстаграме которого превышала активность на поле, на данный момент он, вероятно, находится на пике своих возможностей. Но, разумеется, хочется верить, что это не предел, ведь ему еще есть, к чему стремиться. Пока он идет верной дорогой…