Что происходит в «Спартаке»
«Спартак» обыграл «Урал». После чего мы услышали о важности вкуса победы и о понимании устремлений главного тренера. «По этой игре мне стало понятно, какой футбол хочет видеть Якин, – сказал после матча Леонид Федун. – Это еще по 30 минутам с «Мордовией» было понятно. Но сегодня отчетливее: половина первого тайма и практически весь второй». Ищущий, возможно, да найдет. И все же жаль, что владелец «Спартака» не расшифровал свое понимание для широких народных масс. Не исключено, что им понятно куда меньше. Или же вовсе ничего непонятно.
Есть ли вообще на свете слова, чтобы описать спартаковский футбол конца 2014 года? Я не говорю, что он плох, хотя, может, и стоило бы. Но давайте извлечем из памяти стандартный набор футбольных эпитетов. Силовой? А у кого в России он другой? Комбинационный? В мечтах. Техничный? Ровно тогда, когда забиваются голы. Удались Промесу рейд, а Ромулу удар – вытаскивай, «Урал». Не удались – продолжаем быстрое перемещение по полю и поиски мяча.
Похожий стиль нам обильно демонстрировался летом, на чемпионате мира. Если условный Азар в состоянии обыграть условного Ещенко, условная Бельгия побеждает совсем уж условную Россию. Таков стиль сборных, ориентированный на технику исполнителей. Главное – не допустить выхода на поле физически немощных. А решающую роль сыграет то, что богом дано. Или клубами. Или системой подготовки футболистов в стране.
В этом смысле «Спартак» Якина, конечно, в большей степени сборная, чем клуб. Единственная характеристика, которую можно с уверенностью применить к красно-белым, – они физически нормальные. Во всяком случае по сравнению с «Уралом» и «Мордовией». Как следствие, фрагментами скоростные. Что идет, кстати, не только от «физики», но и от мотивированности.
Потому и хотелось бы расширенной трактовки слов Леонида Федуна о его понимании якиновского пути. Имелся ли в виду какой-то конкретный параметр? Скажем, дальние передачи и фланговые навесы? Если да, стоит поразмыслить. Но не о подавателях навесов, которых в любой команде полным-полно, а о принимающей стороне. Для обработки и удара по мячу, летящему из прекрасного далека, снова нужен высокий уровень мастерства. Зависящий не от тренерского хотения Якина, а от совсем других моментов.
Правда, Федун мог увидеть в 30-минутном отрезке игры с «Мордовией» проблески какого-то другого, не навесного футбола. Но и в этом случае для превращения проблесков в систему понадобится а) класс; б) подбор игроков.
Уже завершалась, если помните, спартаковская пятилетка Валерия Карпина, а едва ли не самым популярным вопросом все еще был этот: «Главная спартаковская беда – тренер или футболисты?». Многие спешили тут же назвать третий вариант – владельца «Спартака». Зато голоса остальных распределялись, по субъективной оценке, в соотношении 50 на 50. Никто доподлинно не знал, не тех набрали в «Спартак» или не тот набирал. Все мерились версиями, а не истинами.
Ясность пытался внести все тот же Леонид Федун, подсчитавший, сколько Карпин угробил на покупки и сколько выручил на продажах. Суммы исчислялись в сотнях миллионов евро, а превышение трат над доходами выходило трехкратным. Вопрос о виноватом в такой ситуации отпадал сам собой: конечно, Карпин. Его хозяин пять лет платил, но не слышал заказанной музыки. Сколько можно терпеть?
О’кей, Карпину указали на дверь. Но те, кого он накупил, остались в команде. Нет ли тут засады? Если предшественника Якина сочли плохим селекционером, можно ли считать нынешний «Спартак» укомплектованным вообще и под Якина в частности?
Вопрос спорный. Сам швейцарскоподданный в интервью, которого ждала вся страна, коснулся этой темы весьма деликатно. Его спросили, есть ли у «Спартака» состав, требуемый для спартаковского футбола. «Состав, может, и есть...», – начал свой ответ Якин. «Может» – какое интересное слово. Работая с командой довольно давно, он не знает точно, да? Или знает, но с помощью «может» вежливо отвечает «нет». Потому что коллега Журавель приучил его к вежливости, вот как бывает в России. Не то что в хваленой Швейцарии.
А тем временем другой коллега, Мурад Латипов, едет на Мальорку к Валерию Карпину брать интервью для сегодняшней программы «Истории футбола». Усаживается напротив и долго склоняет тренера к разговорам про «Спартак». Долго – потому что Карпин упрямится. Но затем его все-таки прорывает. На вопрос, чего не хватает «Спартаку», бывший тренер красно-белых отвечает: «Денег». И снова пытается уйти в несознанку.
Итак, один говорит – слишком много потрачено. Другой – слишком мало. Можно ли сделать объективный вывод об укомплектованности «Спартака»? Мне кажется, Якин пока не в силах его сделать, опираясь даже не на чье-то, а на собственное мнение. Он все время тасует состав. Он не поймет, кто у него в главных, за исключением, пожалуй, Реброва, Чельстрема и Промеса.
Но при этом и сам Якин мало кому понятен! В спортивных СМИ пошла мода на швейцарских коллег-толмачей, объясняющих доктрину их бывшего тренера. Намекающих, чего ждать от Якина, поскольку самим нам разобраться пока не удается. Леонид Федун – и тот лишь заподозрил в игре нечто внятное, но не знает этого наверняка. Благо есть команды-индикаторы вроде «Урала» и «Мордовии». А играй сейчас «Спартак» в какой-нибудь Лиге Европы, выгода приглашения Якина для владельца клуба, возможно, была бы менее очевидной. Как неочевидна она для других, сакральной истины пока не познавших. Хотя на трансферы Якин тратит меньше, это да.
А тут еще Широков. Уже не разобрать, кто именно позвал его в «Спартак»: бывший, нынешний ли тренер? Спортивный ли, генеральный ли директор? Пока самой правдоподобной выглядит причина: Широков хотел жить в Москве, и он в ней живет. Но концепция, под которую звали Романа, от понимания ускользает. Как и концепция, под которую звали Якина. Как и концепция самого Якина.
И еще одно. У нас немного частных клубов, но те, что есть, отличаются порой кардинально. В одном владелец формирует игровой стиль команды своим прямым указанием. В другом уже который год пытается угадать этот стиль, наблюдая за работой самолично приглашенных тренеров. Пестр и многолик российский футбол.
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко, Александр Вильф
Почему Николай Толстых все еще президент РФС? Евгений Дзичковский – о возне в РФС
Если человек пишет о футболе, но при этом не понимает, "во что играет Спартак", лучше перестать об этом думать и перейти на более понятные виды спорта - бобслей, теннис...
Попытки компактно сыграть в обороне, использовать высокий прессинг, и быстро выходить из обороны в атаку. Получается или нет? Это уже вопрос другой. Но стиль игры вполне понятен.
"коллега Журавель приучил его к вежливости" - бред сивой кобылы. Сделали из "невнятного" журналиста героя. Мямля, не мог задать на интервью ни одного дельного вопроса. 10 минут разговаривал с тренером, половину времени занимался самолюбованием. И вся эта НТВ-ешная 3,14-здобратия, накинувшаяся на тренера за его спиной - профессионалы, чего уж там...
Это, господа, мрак.
Впрочем, каков уровень отечественного футбола, таков и уровень спортивной журналистики.
такое обычно с похмелья пишется
Сначала думал, что это факт моей биографии, почитал комменты, понял, что не только моей :)
Но этот текст хотя бы менее сумбурен, чем предыдущий, его читать можно.