2 мин.

Продаётся всё?

На днях стало известно, что Мадридский Реал представил совместную банковскую карту с Национальным Банком Абу-Даби. Не самое из ряда вон выходящее событие, буквально на прошлой неделе о похожем проекте с казахским банком объявил Арсенал, такая карта есть у Спартака и Банка Открытие, принадлежащий Сбербанку турецкий Deniz Bank предлагает карту для поклонников Manchester United, в общем, ничего особенно тут нет. Если бы не одна маленькая деталь – это первый продукт, в котором на логотипе Реала нет креста.

Слухи о том, что мадридский клуб, как и многие их европейские коллеги, имеющий обширные бизнес-интересы на Ближнем Востоке, убирает с логотипа маленький крестик, расположенный в самом верху и толком не очень заметный, появились года два назад. Стоит отметить, что крест этот в первую очередь часть короны, отсылающей к королевскому статуса всей организации Реал Мадрид, так что по сути логичнее было убрать всю корону, но это в значительной степени повлияло бы на узнаваемость логотипа.

Крест

Шум в 2012 был связан с утверждением проекта строительства парка развлечений в Абу-Даби, где уже есть, например, Ferrari World. Парк должен открыться в наступающем году и во всех логотипах в рамках этого проекта креста уже нет. Вот что получилось в итоге у НБАД (картинка с сайта банка):

НБАД

На подобный шаг ещё в 2007 года пошла Барселона, в чьём логотипе также присутствует христианская символика:

Барса

Клуб довольно долго не давал официальных подтверждений, но в итоге негласно признал, что в ряде арабских стран продаются футболки без красной горизонтальной полосы. Справедливости ради стоит заметить, что бывший титульный спонсор Барсы, Qatar Foundation, которого многие связывают с финансированием неоднозначного проповедника Аль-Карадави, идеологически близкого к движению Хамас, не стал выдвигать никаких требований касательно креста в эмблеме, как и другой спонсор из Катара, авиакомпания Qatar Airways:

На мой взгляд, никаких проблем во всём этом нет. Да, тема крайне чувствительная, но больше подходит для заголовков газет и риторических споров. У каждой страны есть свои традиции, поэтому на Гран При Бахрейна, например, пьют газировку вместо шампанского. Безусловно, изменение логотипа клуба – это нечто большее, чем, скажем, перевод клубной страницы на китайский в попытке закрепиться на самом большом рынке планеты, но бизнес есть бизнес, и болельщики Реала в Европе должны понимать, что всё текущее благополучее клуба во многом происходит именно от арабских денег.