Лунин: «Моя задача - воспитывать чемпионов»
В 2014 году команда «Спартак»-2001 под руководством Алексея Лунина выиграла все турниры, в которых участвовала: зимнее первенство Москвы, летнее первенство и кубок Москвы, турнир памяти игроков и тренеров «Знамени труда», турнир на призы Федора Черенкова, а также Кубок Бескова. В интервью для официального сайта наставник команды рассказал не только о впечатлениях от завершившегося сезона, но и о старте тренерской карьеры, приходе в «Спартак» и своих бывших подопечных.
- С чего начиналось ваше знакомство с футболом, где занимались, будучи мальчишкой?
- Во времена моего детства тренеры зачастую ходили по дворам, приглядывались к играющим там ребятам. Я гонял мяч во дворе, меня пригласили в школу неподалеку от дома – ДЮСШ «Буревестник», которая потом обрела статус школы олимпийского резерва. Там под руководством Николая Борисовича Власова и начал заниматься футболом. Обладал хорошими скоростными качествами, поэтому практически всегда играл на фланге: правого защитника, правого полузащитника, впоследствии тренеры ставили меня центральным защитником. Нравилась игра сборной Италии, и конечно, восхищала всех тогда команда Бразилии. До 23 лет старался закрепиться в различных командах второй лиги, в дальнейшем выступал в командах, принимающих участие в первенстве области и Москвы, сейчас они называются КФК.
- Когда решили попробовать себя в тренерском деле?
- Как-то заболел один из специалистов, работавших в «Буревестнике», и меня попросили подменить его. Работал с юношеской командой 1986 года рождения, с первых же тренировок нашел с ребятами взаимопонимание, занятия проходили нормально. Где-то через месяц ко мне подошел тренер, под чьим руководством я играл, и сказал, что это мое и мне стоит продолжить работу в этом направлении. В итоге я остался с «Буревестником»-86, довел их до выпуска, три человека из этой команды перешли в «Динамо», где с ними сначала работал Сергей Силкин, а затем – Владимир Бодров, который сейчас является главным тренером нашей Академии. Некоторых своих воспитанников приводил на просмотр в «Спартак» к Михаилу Буренкову, с ним спустя некоторое время вместе трудились в спартаковской школе. Но до этого мы тренировали команду 1987 года рождения в спортивном колледже «Футбольное дело», организованным Сергеем Хусаиновым. Он собрал под свои знамена многих сильных тренеров и многих способных игроков, в частности, был там и Артем Дзюба, и Андрей Иванов, и Сергей Сухарев. Предложение перейти туда работать поступило, когда я тренировал молодежную команду «Буревестника». У «Футбольного дела» был формат Академии, располагались мы сначала в Щелково, а потом на базе в Новогорске, для тренировок были созданы прекрасные условия. В колледже отработали чуть больше года; все шло хорошо, пока не закончилось финансирование и тренерам не пришлось подыскивать новое место работы. Именно в тот момент Буренков предложил прийти на переговоры в «Спартак», было это в 2003 году, тогда я мой тренерский опыт насчитывал уже семь лет. Сначала был на испытательном сроке, а через месяц меня уже оформили официально.
- Команду какого года вели, когда перешли в спартаковскую школу? Приходилось ли перестраиваться под специфику работы в «Спартаке»?
- Вместе с Михаилом Буренковым, который помог мне освоиться здесь, тренировал юношей 1990 года рождения, часть ребят знал по «Футбольному делу», откуда их пригласили в «Спартак». Что касается специфики, перестраиваться не пришлось, потому что комбинационный стиль игры мне был близок, тем более дети в команды подыскивались именно под этот стиль: быстрые, сообразительные. Трудились со «Спартаком»-90 три года, выиграли, наверное, все что могли. Команда формировалась медленно, по крупицам, но в итоге коллектив сложился отличный. Когда нас с этого возраста сняли, у меня были сомнения относительно самостоятельной работы, но коллега Алексей Леонов сказал, что я к этому шагу готов. Тогда и принял ребят 1996 года рождения, а в качестве помощника работал со «Спартаком»-94.
- Команда 1990 года рождения, как вы говорите, была великолепной. Есть ли футболисты из ее состава, которые на ваше удивление не смогли продолжить свой путь в большом футболе?
- Вратарь Станислав Манев был ведущим голкипером юношеской сборной, прилично выделялся на фоне сверстников. Также неожиданным для меня стало, что не удалось футбольную карьеру продолжить Никите Антонову, сильному полузащитнику, также регулярно привлекавшемуся в юношескую сборную.
- Общаетесь ли со своими воспитанниками 1990 года рождения?
- Конечно, причем не только с теми, кто остался в большом футболе, но и с ребятами, у которых судьба сложилась иначе. С Сашей Зотовым, Максимом Григорьевым и Владом Рыжковым, например, преимущественно общаемся по телефону, а с выходцем из той команды Олегом Кужлевым общение происходит практически ежедневно – этим летом он начал тренерскую работу в нашей Академии.
- Как складывалось ваше общение с командой 1996 года рождения? Возникали ли трудности на первых порах?
- Сложность заключалась в том, что в «Спартаке»-96 на момент моего в нее прихода было 60 человек, тогда команды делились на три группы. Передо мной была поставлена задача в короткие сроки определить 25 футболистов, которые останутся. Где-то через неделю собрал родителей, объяснил ситуацию, большинство из них отнеслись к ней с пониманием. Конечно, были и несогласные, кто-то приезжал разговаривать по поводу сына, другие донимали не самыми приятными звонками… Полагаю, что с выбором тогда не ошибся. Из отчисленных в других командах особо себя никто не проявил. Ребятам было тогда по 11 лет, играли они на половине поля, в формате 9 на 9. Спустя некоторое время, с появлением интерната, команда пополнилась способными футболистами из регионов. По итогам первого полугодия нашей совместной работы мы занимали четвертое место в чемпионате, объективно уступали таким командам как ЦСКА и «Локомотив». По поводу железнодорожников у нас даже был комплекс, никак не могли их обыграть, но через год, когда у нас собрался боеспособный коллектив и произошел переход на большое поле, выиграли у «Локо» впервые, потом еще дважды обыграли их с крупным счетом – комплекс появился уже у соперников. Они очень старались нас обыграть, но удавалось им это все реже. На тот момент наша команда была одной из ведущих в России по исполнителям и качеству игры. В будущем не удалось исполнить мечту многих детей – выиграть чемпионат России. Мы были фаворитами турнира, пропустили всего один гол, проиграли всего один матч, этот эпизод стал роковым и мы в итоге стали пятыми.
- За время вашей совместной работы со «Спартаком»-96 команда выиграла немало турниров, какие из них остались в памяти как самые яркие, самые важные?
- При первых встречах с ребятами постарался до них донести, что моя задача не просто игроков воспитывать, а воспитывать чемпионов. В первую очередь в плане характера, не только в плане результата. Думаю, с этими ребятами у нас получилось.
Показательными для тренерской работы, на мой взгляд, являются длительные соревнования, к которым нужно правильно готовиться. В этом плане наиболее сложными и важными были выигранные первенства Москвы. Из столичных соревнований запомнятся и два финала Кубка Москвы. Первый на последней минуте проиграли «Локомотиву», на следующий год нам это вернулось - в концовке выиграли у «Динамо».
Остался в памяти и турнир «Московские каникулы ДФЛ», к которому мы подошли выхолощенными после кубковых соревнований и участия в первенстве Москвы. Здесь завоевали чемпионство на характере. Так совпало, что финал проходил в день моего рождения, и подопечные поздравили меня уверенной победой над «Краснодаром» со счетом 4:0. До этого мы с краснодарцами играли в группе, вытащили тяжелейший матч: уступали по ходу 0:2, а завершили игру со счетом 3:2 в свою пользу. В тот момент «Краснодар» был очень сильным, по подбору игроков соответствовал нашему уровню.
Если говорить о зарубежных соревнованиях, дважды мы участвовали в турнире, организованном ПСЖ, одном из самых престижных в Европе. В первый раз играли против соперников годом старше, заняли предпоследнее место, но своим выступлением завоевали симпатию зрителей. На следующий год соревновались с ровесниками, стали третьими. Эти турниры сыграли существенную роль в становлении нашей команды. Также запомнился турнир в Турине, соревнования прошли на одном дыхании и завершились нашей победой.
- Насколько болезненным получилось расставание с ребятами?
- Не таким болезненным, как могло показаться со стороны. После чемпионата России, который нам выиграть не удалось, пошли разговоры о смене тренера. Так как мы так долго были вместе, жили практически одной семьей, то немного задергались, что сказалось на результатах. Да и к тому же свою роль сыграли травмы ведущих игроков: например, выбыл из строя Аяз Гулиев. Расставаться было трудно, но отнеслись к ситуации с пониманием, ведь в жизни футболистам предстоит играть под руководством разных тренеров, они должны уметь перестраиваться, учиться новому у каждого, с кем доведется работать. Изначально команду принял Андрей Пятницкий, с которым мы долгое время работали рука об руку, но он вел ребят лишь месяц, после чего перешел на работу в дублирующий состав «Спартака», а с юношами 1996 года рождения начал трудиться молодой специалист Владимир Джубанов. Он добился с командой определенных успехов, ребята наверняка сумели при работе с ним получить новые знания.
- Юноши 1996 года рождения в прошлом году закончили Академию, многие из них играют за молодежную команду, «Спартак-2» и основу нашего клуба. Следите за успехами, общаетесь с воспитанниками?
- В «Спартаке»-96 были собраны талантливые футболисты, для меня было ожидаемо, что многие из них продолжат свою карьеру после выпуска. Приятно, что в командах нашего клуба играет большая группа спартаковцев 1996 года рождения. За ребят переживаю, стараюсь посещать все матчи дубля, «Спартака-2», основы, где из 96-го года сейчас Антон Митрюшкин. Конечно, хочется, чтобы свои шаги в профессиональном футболе ребята делали быстрее, но, видимо, всему свое время. Если им не помешают травмы, и они не будут тратить себя на какие-то побочные моменты жизни, с такой подготовкой обязаны заиграть на хорошем уровне.
- У команд, которые вы тренируете, всегда дружный родительский коллектив. Некоторые родители футболистов 1996 года рождения нередко приходят на матчи «Спартака»-2001, чтобы, как говорят, поддержать своего тренера. Расскажите о принципах работы с родителями своих подопечных и о взаимоотношениях с ними.
- В первую очередь, это откровенность. У родителей должно быть понимание способностей игрока. Но в то же время всегда оставляю надежду по перспективам ребенка, стараюсь до последнего верить в каждого, даю ребенку шанс себя проявить.
Если говорить про отношения с родителями спартаковцев 1996 года рождения, то уже на момент моего прихода в команду они были объединены. Более тесное мое общение с ними началось через два года, когда начали выезжать на совместные мероприятия, родители приезжали на соревнования, в которых участвовала команда. Даже при играх за рубежом нас поддерживало регулярно человек 10-12. Очень они помогали и ребятам иногородним во время, когда еще не было прекрасного интерната: приглашали домой на выходные, брали с собой на пикники… Мы с ними общаемся и сейчас, приятно, что родители футболистов «Спартака»-96 продолжают дружить до сих пор, несмотря на то, что чьи-то дети заиграли, чьи-то - нет.
Что касается родителей команды 2001 года рождения, то вместе с ними и со всеми ребятами устраивали чаепитие в столовой Академии после победы в Кубке Москвы. Также недавно собирались и играли в футбол на площадке неподалеку от моего дома.
- После «Спартака»-96 вы приняли ребят 2001 года рождения. Быстро ли нашли с ними общий язык?
- Процесс притирки был достаточно легкий. Эту команду я когда-то набирал и около года успел поработать с ней, с частью футболистов был знаком. До меня с ребятами работали сильные специалисты Вячеслав Вашкевич и Юрий Хурманец. Вашкевич, который когда-то закладывал базу команды, вернулся в Академию этим летом и очень помог мне со «Спартаком»-2001 во втором круге летнего первенства, а под руководством Хурманца ребята стали чемпионом Москвы. Безусловно, они играли в комбинационный футбол, но мне хотелось видеть от них нечто другое, процесс перестройки, который касался не чего-то глобального, а определенных деталей, занял некоторое время. На первом этапе первенства 2013 года мы заняли пятое место, не могу сказать, что проигрывали по игре, но были нюансы, которые решали исход игры не в нашу пользу. Во втором круге исправили ситуацию, вошли по итогам первенства в тройку призеров, а в концовке имели шансы и выиграть турнир.
Что касается зимнего первенства 2014 года, прошли его достаточно легко, подспорьем было и проведение большинства игр в родном манеже. В этом турнире выработали ту тактику, которой придерживаемся и по сей день, тактику игры большой группы игроков в атаке.
Приятно, что удалось завоевать Кубок Москвы. Непростая победа в финале для ребят будет уроком, что ко всем соперникам нужно относиться уважительно. Накануне решающего матча мы с коллегой Вашкевичем много говорили подопечным о должном настрое, но в игре были эпизоды, в которых заметен был недонастрой, особенно на первых минутах матча. Да, дважды по ходу встречи мы уступали в счете, но играли сильнее и большую часть времени проводили на чужой половине поля. В тот момент удача улыбнулась сильнейшему, мы сравняли на последних секундах и выиграли по пенальти. Гораздо сложнее был полуфинал с «Локомотивом», это был принципиальный матч. Несмотря на ничейный результат в основное время, та игра – одна из лучших как по технико-тактической подготовке команды, так и по проявлению морально-волевых качеств ребят.
В концовке выигранного нами первенства Москвы столкнулись с тем, что напряженные кубковые матчи и выездной турнир в Ефремове в физическом плане выбили мальчишек из колеи. Казалось бы, количество игроков в команде достаточное, но не все из них на данный момент соответствуют высоким требованиям, предъявляемым к футболистам в Академии. Будем помогать им достигнуть должного уровня, ведь ребят без способностей в нашей команде, как и в Академии в целом, нет. Если вспоминать поражение от ЦСКА, которое стало единственным для нашей команды за полтора года, тогда не хватило дисциплины малой группы игроков и внимания. Мы спокойно отыгрались, уступая 0:2, и должны были выигрывать, но это футбол… Проигрыш нас встрепенул, следующий матч мы провели очень собранно и добились хорошего результата.
- В команде 1996 года рождения было немало иногородних футболистов, сейчас «Спартак»-2001 тоже пополнили ребята из регионов. Как помогаете новичкам адаптироваться в новом городе, влиться в коллектив?
- Понятно, что игроки, приезжающие из других городов, занимают чью-то позицию на поле. Но в большинстве случаев их вхождение в коллектив происходит спокойно. Свою состоятельность как футболиста и свое право выходить на поле ребята доказывают на тренировках и в последующих играх. Не все адаптируются быстро, в таких случаях, конечно, подбадриваю ребят. Если раньше иногородним футболистам, как уже говорил, помогали родители москвичей, то сейчас при наличии интерната, где созданы все условия для жизни и отдыха, скучать им не приходится. Им помогают воспитатели, которые в том числе следят за учебой. Времени подурачиться у них особо нет, а свободное время они проводят на поле под надзором дежурных тренеров.
- Вы работали в паре с Буренковым и Пятницким, которые получали награды лучших юношеских тренеров России. Чему научились у них?
- Михаил Буренков и Андрей Пятницкий – фанаты своего дела. Оба эмоциональные, оба профессионалы с большой буквы. С Михаилом Сергеевичем мы провели не одну ночь у экранов телевизоров, тогда еще подсоединенных к видеомагнитофону, подсматривали тонкости игры команд, которым удавалось одолеть ведущие клубы. Детали, которые подмечали, потом использовали для работы с командой 1990 года рождения. У Буренкова научился строить отношения с подопечными. С Пятницким мы были партнерами по обмену мыслями в плане тактических моментов игры.
- Как сейчас совершенствуете свое тренерское мастерство?
- Сейчас даже в Москве очень много сильных команд, с которыми приходится конкурировать. Если будешь стоять на месте, попросту их не опередишь. Есть современные методики, в Интернете можно найти много полезной информации. Существует академия тренерского мастерства, которая позволяет развиваться, предоставляя научные пособия.
- Каким образом знакомите своих подопечных с историей «Спартака» и футбола в целом?
- В повседневной жизни, практически каждый день. Идет мальчишка на тренировку, могу остановить его, спросить, как настроение, по ходу разговора вспоминаю про одного ветерана, про другого, вспоминаю какую-нибудь историю, связанную с футболом, возможно, с футболом в исполнении «Спартака», легендарных футболистов клуба. Иногда в раздевалке на установке привожу в пример игроков прошлого, того же Тищенко, рассказываю, какое мужество он проявил на Олимпиаде. Считаю, ребятам повезло: они ежедневно могут общаться с Сергеем Юрьевичем Родионовым, который сейчас возглавляет нашу Академию. К тому же, мальчишки успели пообщаться с Федором Федоровичем Черенковым. Наше дело сейчас – напоминать об его игре, достижениях, успехах.
- Что недопустимо в вашей команде?
- Не потерплю высокомерного отношения одних футболистов к другим.
- Каково ваше тренерское кредо?
- Уважать каждого соперника и быть на шаг впереди всех.
Тот же Бюттнер вот что сказал про школу Аякса:
"Вы начинали заниматься в академии «Аякса». Поняли, почему она считается такой крутой и престижной?
– «Аякс» – большой клуб. Когда-то там играл Ван Бастен и, мне кажется, каждый мальчишка в Голландии мечтает играть в Амстердаме. Я провел там шесть незабываемых лет и могу сказать, что это лучшая академия в стране. А может быть, и в мире. Сейчас там много поменялось, а когда я играл за «Аякс», у нас было два поля с искусственной травой и около шести закрытых полей для тренировок. Занятия строились вокруг работы с мячом, а не на каких-то оборонительных вещах. Нам давали маленький мяч, мы разучивали финт и через неделю его показывали. Все было просто отлично!"