8 мин.

2014: Итоги, часть 1

Свой первый пост я бы хотел посвятить обзору ключевых событий в мире российского спортивного бизнеса в уходящем году. Какие-то месяцы были чрезвычайно богаты на события, где-то интересного было меньше, но по одному абзацу точно написать получится. Дописав до июня, я понял, что имеет смысл разделить обзор на две части, так что второе полугодие в следующем посте.

Январь 2014

Итак, начнём мы с января. Страна вовсю готовилась к Олимпиаде, футболисты отдыхали, а в Братиславе прошёл шестой Матч Звёзд КХЛ. Работая в Лиге, я принимал непосредственное участие в организации первых четырёх звёздных уикендов, и об этом опыте я обязательно как-нибудь напишу, поэтому для меня эти мероприятия всегда особенно интересны.

МЗ 2014

Нужно отметить, что Матч Звёзд в Братиславе стал первым после заметных кадровых перестановок в ООО «КХЛ-Маркетинг», случившихся ещё в 2013 году. Думаю, именно это и стало основной причиной того, что на этот раз не удалось сделать особого шага вперёд, более того, налицо определённый кризис идей, в который, кстати, переодически впадают все подобные мероприятия по всему миру. Топтание на месте началось ещё в 2013 в Челябинске, но в год локаута всё это нивелировалось присутствием нескольких по настоящему громких имён. В Братиславе мы не увидели ничего кардинально нового, и публика очевидно начинает уставать от того, что ещё пару лет назад воспринимала на ура. К сожалению, с коммерческой точки зрения особых новинок тоже не было. Посмотрим, как всё пройдёт в Сочи в январе 2015.

В любом случае, это проблемы уже гораздо более серьезного калибра, чем те, с которыми мы сталкивались, например, 5 лет назад на Красной Площади, когда было банально сложно донести до людей суть мероприятия, когда у всех болельщиков было свежо в памяти невнятное мероприятие в Мытищах прекэхаэловского периода. И это прекрасно характеризует путь, который прошла КХЛ за эти годы, когда каждый новый сезон ставит всё более сложные задачи, которые Лига с переменным успехом пытается решить.

Одной строкой стоит отметить громкое дело о 88 млн. рублей, которые выиграет Лига-ТВ в первой инстанции у пиратов (позже решение будет оспорено), ребрендинг Радио Спорт в Спорт FM, а также проведение мероприятия, которое сейчас представить себе просто невозможно, — «G-Drive Объединённый Суперкубок 2014» между 2 российскими и 2 украинскими клубами, который тогда называли «ещё одним этапом подготовки к проведению Объединённой футбольной лиги». Турнир стартует 30 января в Израиле, и выигрывает его тогда ещё донецкий, а не львовский «Шахтар».

Февраль 2014

Тёлочки и кольца

Тут я не буду оригинальным, ведь Олимпийские Игры в Сочи стали ключевым событием не только в России, но и во всём мире. Так получилось, что с октября 2012 по апрель 2014 я жил и работал в Сочи, поэтому всё происходившее там прошлой зимой видел изнутри. С уверенностью могу сказать, что Игры нам удались. Если говорить о бизнес-составляющей, то я бы отметил безусловный успех Боско, которого они, кажется, и сами не ожидали, потому что после 15 февраля ничего дельного в Олимпийских магазина уже было не купить.

Митенки

Митенки стали абсолютным хитом, я лично купил заграничным коллегам и друзьям пару десятков пар. К Паралимпиаде в продаже остались по сути дела только дома для собак, тетрадки и совсем уж неходовой текстиль, но, учитывая маржу Боско, думаю, для них Игры однозначно удались!

Одной строкой. Форекс-брокеры продолжают использовать спорт как канал продвижения своих зачастую противоречивых услуг, Альпари становится партнёром Зенита, через пару месяцев ещё один российский брокер подписывает контракт с Ливерпулем. МегаФон представляет приложение Смотри+, которое переворачивает представление о том, как выглядят спортивные трансляции в телефоне и планшете.

Март 2014

В марте стало известно, что Андрей Аршавин и партнёры закрыли свой вендинговый бизнес. Думаю, если бы не Паралимпийские Игры, дебют Даниила Квята в Формуле-1 и куча других моментов, у этой новости был бы шанс попасть в обзор, но придётся, видимо, подождать.

Исполком

А остановиться я бы хотел на смене менеджмента сборной России по хоккею. На самом деле, важность прихода в хоккей Олега Знарка, Андрея Сафронова и Аркадия Ротенберга не стоит недооценивать. Несмотря на продление полномочий господина Третьяка, времена в хоккее меняются. Это касается и КХЛ, но тут пока всё вне публичного поля, а вот в сборной действительно теперь всё по новому. Время покажет, как это отразится на спортивных результатах, но, к сожалению, изменения пока не коснулись коммерческой составляющей деятельности Федерации. Кроме шуток, патриотическую патетику последних месяцев вокруг сборной можно великолепно монетизировать, особенно когда в партнёрах у тебя такие исключительно ритейловые компании, как Ашан, Рибок, Ингосстрах и Шкода. В одном из следующих постов я обязательно расскажу о той денежной машине, в которую уже давно превратилась Team Canada. 

Одной строкой. РЖД утверждает бюджеты на спонсирование футбольного и хоккейного Локомотива общей суммой около 5.5 млрд. рублей. Балтика и КХЛ продлевают контракт на 2 года, а значит мы можем и дальше наслаждаться лимитированной серией «девятки» с логотипом Лиги!

Апрель 2014

Главное событие апреля, раз уж мы тут про бизнес и коммерцию в спорте, — это конференция и выборы в Исполком РФС, который уже скоро может решить судьбу нескольких человек, занимающих высокие должности в нашем футболе.

Конференция РФС

В рамках конференции была принята «Стратегия развития российского футбола до 2020 года», и, несмотря на то, что никто ничего толком не знает об этом документе, именно на его основании будут стелить поля в регионах, да и вообще вспоминать в своих выступлениях чиновники от футбола. Денег там около 250 000 000 000 (да, 250 млрд.) рублей, между прочим, заложено.

Там же стало известно, что формально 2013 год РФС отработал в ноль, ничего толком не заработал на мерчандайзинге и лицензировании, половину бюджета потратил на содержание сборных, и не имел финансовой возможности подписать в январе 2014 года новый контракт с господином Капелло. Но это уже история другого месяца. 

Одной строкой. В конце месяца в сети появляется трейлер спортивного блокбастера, «Вся жизнь в перчатках-2», авторства Вячеслава Малафеева.

Май 2014

Событие месяца — второе подряд чемпионство ЦСКА. Каждый раз, когда чемпионат любой страны выигрывает клуб с не самым большим бюджетом, это здорово и полезно. Много сказано о том, что ЦСКА можно считать примером того, как нужно управлять футбольным клубом в России, и в их случае результат говорит сам за себя. Стоит отметить, однако, что этот успех наверняка сыграл определённую роль в том, что президент клуба Евгений Гиннер немного улетел в облака и с тех пор позволил себе несколько не самых аккуратных высказываний как публичных, так и произнесённых за закрытыми дверями, но всё равно слитых в прессу. Новый блог бывшего спортивного директора ЦСКА ещё раз подтверждает, что в клубе уже давно умеют считать и зарабатывать деньги. Открытие в наступающем году собственного стадиона — это, безусловно, прекрасная возможность для пополнения клубной казны не только путём продажи футболистов в Европу и прямых вливаний от акционера.

ЦСКА Чемпион

Одной строкой. Huawei подписывает спонсорский контракт с РФС. Китайцы известны своей напористостью в переговорах, и, учитывая не самое простое положение с финансами в Доме Футбола, что-то мне подсказывает, что контракт для них получился очень выгодным. Олимпийские объекты в Сочи получают налоговые льготы, но этого явно недостаточно, и летом без особого шума там разрешат открывать казино.

СКА продолжает показывать всем пример и заключает договор с Союзмультфильмом на использование образов героев советских мальчиков в атрибутике и рекламе. Команда Романа Ротенберга в очередной раз доказывает, что равных в российском хоккейном маркетинге им нет.

Волк

Июнь 2014

КриРо

Не побоюсь этого слова, сенсация месяца — рекламная кампания банка Открытие с Криштиану Роналду и Василием Уткиным за кадром. Когда я спрашиваю себя, знал ли я что-нибудь об этой финансовой группе 2-3 года назад, то мой ответ будет однозначным — нет, не знал. Это редчайший пример того, когда компания делает ставку на спорт, как основной канал продвижения своего бренда, начиная с нейминга арены Спартака, и заканчивая федеральной кампанией с лучшим футболистом современности.

Одной строкой. Оргкомитет Сочи 2014 объявляет, что операционная прибыль (именно операционная и только у Оргкомитета) по итогам деятельности составила 9 млрд. рублей, которые пойдут на развитие спорта и щедрые бонусы сотрудникам, которым в связи со сложной экономической и политической ситуацией оказывается невероятно сложно найти достойную работу.

На этом, пожалуй, всё, продолжение будет во второй половине декабря, а пока жду ваших комментариев и замечаний.

 

Фотографии: Facebook КХЛ, Facebook Банка Открытие, Facebook Bosco Sport, Спорт Экспресс, РИА Новости, Flickr.com