«Философия Луи Ван Гала и тренеров Аякса». Глава 9 – Схема развития молодежной команды «Аякса» с Ко Адриансе
«Аякс» и молодые футбольные игроки – эти два понятия идут вместе, как президент и Белый дом. Каждый день «Аякс» получает запросы от тренеров со всего мира, все хотят оказаться за кулисами молодежной программы развития. Весь футбольный мир знает, что из года в год «Аякс» последовательно выпускает уникальное количество талантливых молодых игроков, которые достигают абсолютного топа.
Задачу, которую ставит перед собой штат по развитию молодёжи – каждые два сезона подготавливать трех молодых игроков, которые бы интегрировались в состав первой команды. Молодёжная академия «Аякса» была популярна ещё до прихода Луи Ван Гала. Успехи клуба всегда строились на игроках, которые прошли через молодёжные команды. Мировые звёзды, такие как Круифф и Ван Бастен, были окружены одноклубниками, с которыми они вместе начинали играть.
Основой «Аякса» Ван Гала также стали доморощенные футболисты, которые получили возможность стать звёздами благодаря тренеру. Близнецы Де Буры, Эдгар Давидс, Кларенс Зеедорф, Патрик Клюйверт, Майкл Райцигер – все они дебютировали за команду в возрасте, в котором другие клубы такие шансы предоставляют крайне редко. Бывалые игроки, как Данни Блинд и Франк Райкард, также являются продуктом академии «Аякса».
В принципе, Ван Гал продолжил политику клуба, которая приносила дивиденды многие годы. Но он не был бы самим собой, если бы не оставил собственной след в системе развития молодёжи.
Вскоре после назначения он поставил задачу улучшить систему развития молодёжи и приспособить ее к реалиям современного футбола в лучших его проявлениях. Очень разумное решение, которое способствовало достижению конечной цели. Ван Гал держал руку на пульсе в вопросе развития молодёжи и параллельно искал ассистента, который смог бы самостоятельно и творчески подойти к новому вызову.
Лично поработав с молодёжью в «Аяксе», Ван Гал прекрасно понимал, что именно требует доработки. Потому создать профиль «директора по развитию молодёжи» было легко. В начале 1992 года одним из первых кандидатов был Сеф Вергусен, тренер с особым видением развития молодёжи. К сожалению, на тот момент Вергусен оказался неспособен бросить тренерскую деятельность в высшей лиге. Множество других широко известных специалистов предлагали свои кандидатуры, но неожиданно выбор Ван Гала пал на тренера, который не доработал два свои контракта с двумя профессиональными голландскими клубами – «ПЕК Зволле» и «Ден Хааг». В одном случае он ушёл по собственному желанию, в другом его попросили уйти.
Этим тренером оказался Ко Адриансе, человек со всемирной репутацией жесткого подхода к делу и весьма оригинальным взглядом на футбол. Поначалу ему предложили годовой контракт. Становится очевидно, это был преднамеренный риск со стороны Ван Гала. Задолго до окончания первого сезона контракт Адриансе был изменены на бессрочный. Ван Гал настаивал, что в новой структуре «Аякса» директор по развитию молодёжи должен быть на том же уровне, что и директор по профессиональному футболу, то есть лично он сам. Наверное, не найти лучшего способа подчеркнуть, насколько Луи убеждён в том, что развитие молодёжи – душа клуба. И хотя он не вмешивался в то, как Адриансе формирует свою программу, Ван Гал настоял на ежедневных отчетах о нововведениях в части молодёжной подготовки. Он лично провёл столько времени в комплексе, где подготавливается молодёжь, что был в курсе качеств каждого игрока, начиная от самых молодых и заканчивая резервной командой.
«Преемственность особенно важна в развитии молодых», – говорит Ко Адриансе. «Вот почему правление решило создать в клубе мою должность по совету Луи Ван Гала. Еще совсем недавно тренеры команд до 18 лет регулярно переходили в первую команду, оставляя брешь в системе развития молодёжи. Именно так произошло, когда Де Мос, Бенхаккер и Ван Гал пошли на повышение. Теперь это в прошлом. Я директор по работе с молодёжью, и моя задача сконцентрироваться на долгосрочном планировании.
В апреле 1992 мне не пришлось долго думать над предложением “Аякса”. Вовлеченность в работу над дорогой в будущее ”Аякса” – дополнительный вызов для меня, как жителя Амстердама. И я был уверен, что уже тогда соответствую описанию вакансии. Это также было шагом к долгосрочной карьере, именно это я искал продолжительное время. Всегда считал, что главный недостаток тренерской деятельности – жгучий вопрос в конце сезона: "Могу ли я остаться?". Моему характеру это не подходит. Я должен быть способен принимать решения релевантные к моей жизни и карьере. Если вы работаете главным тренером незначительной (малорентабельной) команды, вы постоянно сталкиваетесь с “невыполнимой миссией”».
Коммуникации
После назначения Адриансе шаг за шагом работал над каждым аспектом программы развития молодёжи в «Аяксе».
«Я начал со связи между структурами. Огромное количество клубных представителей вовлечены в программу развития молодёжи в ”Аяксе”. Убедиться, что все проинформированы и работают в одном направлении – задача довольно значительная».
Адриансе указывает на большой календарь позади своего стола и продолжает: «Мы проводим постоянные еженедельные консультации. Например, я беседую с другими соруководителями ”Аякса”, то есть с Луи Ван Галом и с коммерческими и финансовыми директорами. Заранее составленные часы запланированы для индивидуальных бесед с тренерами молодых игроков и соответствующих помощников.
Я также высоко ценю мнение нашего главного скаута, Тона Пронка. Он словно молния, постоянно летающая по клубу. Он руководит всей скаутской работой, всегда доступен, если кого-то из тренеров необходимо подменить, и его вклад в процедуру селекции крайне важен.
При отборе игроков учитывается множество мнений, которые сводятся в отчеты. Главный тренер, Пронк и я имеем право голоса, мы также считаемся с рекомендациями капитана команды. В принципе, молодой игрок в ”Аяксе” – это член команды на один год. В среднем от 30 до 160 молодых игроков отсеиваются после каждого сезона. В таком контексте ”Аякс” должен проводить очень жёсткую процедуру отбора.
Общение с родителями также очень важно. Подросток, выступающий за ”Аякс”, очень часто уже является мини-звездой внутри собственного окружения, даже несмотря на то, что по меркам ”Аякса” ему надо ещё очень многому научиться. Это означает, что родители должны быть хорошо осведомлены о том, что происходит. В противном случае не исключено, что юноша будет ежедневно слушать две разные версии происходящего. Естественно, что тянуть будет к более благоприятной, а это часто отрицательно сказывается на развитии, как футболиста».
Одним из первых заметных нововведений Адриансе в первый сезон работы стали всесторонние отчеты по каждому молодому дарованию «Аякса». Дважды в год, в апреле и в декабре, этот отчет обсуждается с игроком и с его родителями. Предметы, которые можно отыскать в школьных программах, заменены соответствующими футбольными элементами, которые разделены на несколько категорий:
Контроль мяча, дриблинг, передачи, борьба с соперником, удары, скорость действий, удары головой, способность забивать, кроссы, скорость с мячом;
Дуэли один на один, защита, оборонительная игра головой, подкаты, отборы, атака мяча (прессинг);
Навыки комбинационной игры, видение поля, позиционная игра, соблюдение поставленных задач (установок тренера);
Атлетические данные, скорость без опеки, скорость на первых 10 ярдах, на промежутке от 10 до 30 и после 30 ярдов, мобильность, силовая борьба в единоборствах, выносливость, скоростные навыки и сила прыжка;
Харизма, лидерские качества, настрой на игру, отношение к другим (одноклубники, тренеры, судьи и т.д.), восприимчивость к обучению, способность выдерживать давление;
Другая информация: скромность, дерзость, креативность, играет ли в угоду другим, игрок характера, техничный игрок, правша, левша, играет обеими ногами.
Дважды в год тренеры игроков оценивают подопечных по шкале от 1 до 9 по каждому элементу. Оценка ”10” опущена не просто так, формат значения плохо приспосабливается к нашему программному обеспечению.
Аналитика
Вторым шагом, который сделал Ко Адриансе в «Аяксе», стала подготовка анализа слабых и сильных сторон.
«В ”Аяксе” много делается на интуиции. Это привело к типичной ”аяксовской” культуре, эффективной системе, если говорить о подготовке молодых игроков, которые преуспели и вышли на уровень. За последние годы не менее 70 игроков из школы ”Аякса” стали профессиональными футболистами в Голландии или заграницей, и некоторые из них стали миллионерами. Мы намерены сохранить эту культуру и в будущем, но, если хотим оставаться впереди наших финансово обеспеченных конкурентов, нам следует продолжать развиваться. И мы должны справиться с этим, если уделим еще больше размышлений и внимания нашим сильным сторонам и, что еще более важно, слабым. Наша цель – подготовить двух или трёх талантливых игроков для высшего уровня каждые два сезона, держа в уме различные позиции в команде. Если сможете сохранить эту политику на протяжении 10 лет, считайте, вы в шоколаде.
Вскоре мы обнаружили, что в нашем тщательном анализе сильных качеств больше, нежели слабых. Для описания сильных сторон молодого игрока ”Аякса” мы используем акроним ТИПС (TIPS), вскоре этот термин стал популярен и в голландском футбольном мире.
Т – означает технику. Молодой игрок должен уметь контролировать мяч.
И – означает интеллект и интуицию (понимание). Способность наблюдать и думать наперёд, дабы вы смогли найти такие пути продолжения, к которым ваш оппонент будет не готов.
П – означает персональные качества. Дарования ”Аякса” должны уметь хорошо общаться с другими, обладать лидерскими качествами, быть изобретательными, показывать чутьё и отвагу, быть восприимчивым к своим партнёрам, уметь играть в обученной манере.
С – означает скорость, что является существенным для каждого игрока ”Аякса”. Скорость без опеки, мобильность, скорость на длинных отрезках.
Скауты ”Аякса” всегда обращают внимание на И, П и С, потому что на эти качества тяжело повлиять. Технику всегда можно улучшить. Селекционные критерии, которыми пользуются скауты, означают, что новички ”Аякса”: технически одарённые, по-футбольному умные, интересные личности, с хорошей базовой скоростью.
Если внимательно посмотреть на недостатки среднего молодого игрока ”Аякса”, можно заметить недостаток ментальной (психологической) и физической выносливости, которые требуются на высшем уровне. Бойцовский дух часто недостаточный, молодёжь ”Аякса”, как правило, чувствует себя выше оппонентов, для которых игра против амстердамского клуба всегда событие года.
Молодняк ”Аякса” часто склонен смотреть на соперника свысока. Конечно, подобный ”амстердамский блеф” имеет свои преимущества, но это вовсе не означает, что вы должны быть недостаточно требовательны к собственной игре. К тому же большинство защитников ”Аякса” слишком малы по международным футбольным стандартам, что становится очевидно во время соревнований против лучших иностранных команд.
Естественно, мы рассматривали всевозможные методы борьбы с этими недостатками. Тренерам следует быть более жесткими и лучше заряжать подопечных на борьбу. Можно специально выбрать нескольких игроков в каждой команде, чьей задачей будет следить, чтобы и другие выкладывались полностью во время тренировок и матчей. На тренировке можно больше проводить упражнений с акцентом на контроль мяча, физическая нагрузка и быстрый переход при потере мяча. Мы также принимаем участие в дополнительных международных соревнованиях, включая разные возрастные категории. Возможно, нам следует посмотреть, что полезного можно перенять у других видов спорта в подобном контексте. Некоторые виды боевых искусств могут оказать положительное влияние. Мы также практикуем аэробику и акробатику. Такие упражнения хороши для координации, что очень важно. Они эффективно стимулируют подвижность и гибкость, помогают тренировать ”забытые” группы мышц. Аэробика также вносит разнообразие, а выбор музыки позволяет немного заглянуть во внутренний мир вашего молодого игрока. Только надеюсь, что после прочтения всех этих положительных моментов тренеры молодёжи в любительских клубах не станут давать прямой зелёный свет аэробике. Если у вас есть всего пара часов для футбольного обучения, конечно же, используйте их исключительно на футбольные упражнения. В ”Аяксе” упомянутое – это дополнительная получасовая тренировка.
В любом случае, я быстро пришёл к выводу, что структуру ”аяксовской” программы подготовки нужно менять, если мы хотим улучшить физическую и ментальную прочность молодёжи.
В конце своего первого сезона на должности директора по развитию молодёжи я сформулировал свои идеи следующим образом: сегодня и в будущем молодой игрок ”Аякса” должен быть отобран на основе качества работы с мячом, креативности, скорости, футбольного понимания и личных качеств. Юноши, показывающие лучшее, часто недостаточно хороши в аспекте психологической устойчивости или имеют неидеальный характер. Им следует научиться бороться с неудачами. Игроки с меньшим талантом от природы должны компенсировать недостатки умения и техники с помощью силы и бойцовского духа. Весьма важно уделять внимание этим аспектам во время тренировки, но не на этапе скаутской работы. Этот базовый принцип отличает ”Аякс” от многих других профессиональных клубов, как в Голландии, так и в мире».
Пункты отправления
После проведения анализа сильных и слабых сторон Ко Адриансе начал готовить план по развитию.
«Конечно же, философия игры ”Аякса” существовала до моего прихода. Игроки ”Аякса” должны развлекать публику. Вы артист, и вы соревнуетесь с другими формами развлечения. Вы всегда играете на победу. Этого можно достичь, играя на половине поля соперника, создавая большое количество голевых моментов, используя прессинг при потере мяча. Вы также должны уметь играть в схеме 3-4-3. Это стандартные пункты отправления для нашего стиля.
В связи с этим вам следует искать мультифункциональных игроков. Они должны уметь менять позиции на флангах и в центральной зоне. Левый вингер должен уметь сыграть левого защитника или левого полузащитника. К 2000 году на высшем уровне не будет места узкоспециализированным игрокам одной позиции. Уверен в этом, мы учитываем это в наших скаутских активностях.
Каждая молодёжная команда ”Аякса” состоит из 16 игроков. Это 2 голкипера, 4 правоногих футболиста выбираются для позиций 2, 6 и 7, четыре левоногих игрока для позиций 5, 8 и 11, три игрока для 3 и 4 позиции, и, наконец, три игрока на позицию 9 и 10. Это относится к командам, начиная от 10 лет и заканчивая основным составом. Во время своего развития игроки успевают поиграть на двух или трёх позициях в пределах одной команды, в которую были отобраны».
Схемы
Идея Адриансе заключалась в том, что подающие надежды молодые игроки ”Аякса” должны учиться играть не только по схеме 4-3-3 или 3-4-3 во время футбольного развития.
«Начиная от команды до 16 лет и дальше, мы хотим, чтобы наши игроки осваивали больше, чем одну расстановку (4-4-2 и 4-3-2-1). Считаем это важным – таким образом игроки сталкиваются с новыми пространственными отношениями по отношению к одноклубникам и оппонентам, что вынуждает их искать новые варианты игры».
Дисциплина
Адриансе уделяет дисциплине такое же пристальное внимание, как и Ван Гал, начиная с первого дня развития игрока в академии «Аякса».
«Помимо игровой философии я также занимаюсь вопросами дисциплины. Общество меняется во многих отношениях. Индивидуальность становится всё более важной, стандарты становятся всё туманнее, длительное время слово ”достижение” имело практически грязное значение. Это отразилось на образовании в спорте, где удовольствие вдруг стало более важным, чем достижения. В нашем обществе многие люди не знают своих соседей, не говоря уже о том, чем те зарабатывают на жизнь.
Тем не менее, законы спорта неизменны, и в команде ты зависим от соседа. Именно поэтому поведение в группе очень важно для молодых игроков ”Аякса”, что вытекает в необходимость учиться и быть внимательным к другим. Если вне поля для вас это проблема, будут проблемы и на поле. По этой причине в свой первый год я дал тренерам ряд дисциплинарных правил, которые должны чётко выполняться игроками. Были достигнуты договоренности, что касается поведения игроков во время матчей и тренировок. Игроки должны быть пунктуальны, снимать головной убор при входе в столовую или раздевалку, запрещено носить серёжки, а щитки – обязательно. Дисциплина не должна быть чрезмерно жёсткой, но важно, чтобы на всех уровнях применялись одинаковые требования. Если игрок совершает грубый фол, который остаётся незамеченным рефери, не должно быть ситуации, когда один тренер подобное нарушение просто игнорирует, а другой снимает игрока с поля за такое. Не должно быть и такого, чтобы игрок во время приёма пищи отделился от одной команды к другой. Именно поэтому все правила регламента зафиксированы на бумаге».
Схема развития
На второй год Адриансе начал формулировать технические детали своей схемы развития.
«Работа была довольно большая, учитывая, что принципы должны быть оговорены со всем тренерским штабом. Вполне естественно, что мы начали с описания требований для игроков возрастной группы от 8 до 12 лет. Затем мы переходили к группам от 12 до 14, от 14 до 16, и от 16 до 20».
В качестве примера Адриансе приводит требования «Аякса», применимые к двенадцатилетнему юноше. В каких компонентах он должен быть компетентен после первого этапа развития в «Аяксе»?
«Мы смотрим на 8 различных областей: техника, тактика, адаптивность, скорость и силовые упражнения, формирование личности, обучающие ситуации, тренировки и матчи. Техника наиболее важна для группы от 8 до 12 лет. Что же входит в это понятие? Они должны научиться контролировать мяч любой частью обеих ног и в любом направлении. Это предложение говорит само за себя. Тренеры молодёжи в ”Аяксе” должны быть достаточно изобретательными, чтобы включить эти принципы в свои тренировочные сессии. Я не занимаюсь подготовкой полного расписания тренировки, иначе это ограничит в работе тренера. Но я могу указать некоторые обязательные упражнения, в остальном тренеры должны быть компетентны придумать упражнения, которые помогут им достичь поставленных целей. Например, мы часто используем упражнения Курвера (Coerver). У всех тренеров есть видео этих упражнений, в которых техника показана, можно взять упражнения оттуда. Я не настаиваю на этом, но я, конечно же, оцениваю конечный результат: соответствует ли техника двенадцатилетнего игрока уровню, который мы требуем?
Другие технические требования на первом этапе обучения: совместный контроль мяча и скорости в усложнённых ситуациях, где присутствует элемент сопротивления:
способность обеими ногами играть в мяч боком (внутренняя сторона стопы) и полубоком, а также наносить удар с подъёма; это касается как ударов с газона, так и с воздуха, даже на небольшие расстояния;
остановка и приём мяча любой частью тела, кроме рук;
набивание мяча любой частью тела, кроме рук;
точные передачи, как из стационарного положения, так и в движении;
точные удары по воротам;
работа над различными кроссами;
обучение базовой технике удара головой, без сопротивления;
развитие и стимулирование поворотов тела и финтов;
обучение технике приёма мяча и обводки оппонента;
обучение укрыванию мяча;
вбрасывания;
пенальти.
Если говорить о тактике, к молодым игрокам применяются следующие принципы:
открывания в свободной зоне, чтобы получить мяч;
расположения по длине и ширине поля;
навал, отступление (автобус);
как занять позицию, чтобы получить мяч;
игра на своей позиции;
как занимать позицию другого игрока;
игра на чужой позиции;
смотреть за мяч (видеть, что происходит вокруг);
принятие решения между передачей и сольным проходом;
обучение, как прикрывать мяч во время дриблинга и движения;
опека изнутри (например: всегда быть ближе к воротам, чем оппонент);
опека самого опасного из оппонентов.
Это цели, которые должны быть достигнуты к моменту, когда игрок переходит в группу от 12 до 14 лет.
Понятно без слов, что применяя эти принципы, тренеры берут в расчет возраст и уровень мастерства по отношению к игрокам.
В области футбольного ноу-хау, что тоже оценивается, первые задачи это:
обучение, как хранить свои бутсы в хорошем состоянии;
обучение, как распознать ”аяксовскую” модель игры;
обучение, как следить за своим телом;
получение знаний касательно диеты в контексте игр и тренировок;
обучение правилам футбола и собственной специфичной культуры ”Аякса”.
Скорость и силовые упражнения включают:
изучение основ правильной техники бега;
координационный бег;
обучение прыжкам, отталкиваясь одной и обеими ногами;
поддержание и улучшение гибкости;
обучение, как использовать тело во время дуэлей;
силовые упражнения с использованием собственного веса игрока;
обучение, как уходить от соперника, как делать подкаты и отборы;
ускорения во всех направлениях;
обучение, как необходимо играть плечами (корпусом).
Тренер по бегу в ”Аяксе” Ласло Ямбор еженедельно проводит тренировки, где обучает 8-12-летних игроков технике бега.
Когда речь заходит о формировании личности, ”Аякс” очень требователен даже к самым юным игрокам:
обучение спортивной этике, где уважение к сопернику является ключевым;
обучение коммуникации с одноклубниками, тренерами и обслуживающим персоналом;
быть открытым к мнению других;
брать на себя роль лидера;
обучение, как принимать (мириться) решения судьи;
обучение быть критичным по отношению к собственным достижениям;
обучение анализу собственной игры;
обучение соответствию правилам ”Аякса”;
умение слушать тренера;
понимание, что футбол – это командный вид спорта;
изучение и опыт азов тимбилдинга;
обучение концентрации;
обучение быть ответственным за экипировку/оборудование;
обучение, как избегать травм;
обучение, как прислушиваться к собственному организму».
Практика
Хотя крайне важным является возможность сформулировать цели, бумага всё-таки остаётся просто бумагой. Как же дела обстоят на практике? ”Аякс” считает, что распознать талант в семилетнем возрасте и спрогнозировать, как он будет развиваться, настолько же сложная задача, насколько и важная. Потенциальный рост может быть определён на раннем этапе с помощью рентгена костей руки. Рост важен для голкиперов и защитников.
Первый год для группы от 8 до 10 лет наиболее важен, если говорить о скаутах. Новая команда, желательно из 16 игроков, должна быть готова каждый сезон. Тем не менее, скауты ”Аякса” работают исключительно на основе качества. В этом сезоне только 14 семилетних игроков соответствовали критериям, даже несмотря на то, что были просмотрены тысячи игроков от 8 до 10 лет во время, так называемых дней для местных талантов (TOL, Talents Days on Location) в молодёжных футбольных клубах в регионе и во время еженедельных матчей юношеских клубов.
Даже для опытных скаутов ”Аякса” распознать талант в таком возрасте задача очень сложная. Некоторые из детей лишь недавно присоединились к клубу. Разве стоит уделять им больше внимания, нежели сверстникам, которые уже имеют хоть какой-то футбольный опыт?
Уже в этом возрасте (8-10 лет) ”Аякс” отмечает, как хорошо молодое дарование умеет бегать. Во время двухнедельного пробного периода, когда просматриваются новые 8-10-летние игроки на базе шести фаз активности, тренера по координации Ямбора просят высказать своё мнение.
Другой проблемой при селекции 8-10-летних игроков является разница в психологическом развитии внутри данной возрастной группы. Некоторые еще совсем младенцы, которых невозможно мотивировать из-за краткосрочности интервала их внимания. Такому ребёнку будет отказано. Если вы присоединяетесь к ”Аяксу”, должны быть восприимчивы к обучению и быть в состоянии понимать инструкции, даже если вам всего 7 лет отроду. Окружение ребёнка также учитывается на первом этапе. Какой уровень поддержки оказывают родители? Как ребёнок одет? Как он себя ведёт? Пунктуален ли он? Если адекватное внимание уделяется уже при первой селекции, не будет необходимости делать слишком много последующих корректировок по мере взросления – в этом философия ”Аякса”.
Когда семилетний юноша проходит жёсткую процедуру отбора, ему наконец-то позволено надеть футболку ”Аякса”, и первый этап в амстердамском клубе будет посвящён изучению базовых навыков. В начале предстоит освоить всевозможные техники, позже быть в состоянии принимать верные решения в различных ситуациях в соответствии с системой ”Аякса”. Для этого обширно используются упражнения, разработанные Вилом Курвером, в возрастных группах от 8 до 10 лет, и от 10 до 12. Согласно тренерскому штату, эти упражнения помогают детям не только более искусно использовать ноги, но также улучшают их равновесие, увеличивают ритм, уменьшают зависимость от правой/левой ноги, помогают задействовать все части обеих ног.
Для группы от 8 до 10 лет свойственно, что каждый ребёнок играет чаще сам, нежели совместно с другими. Добавим, что дети предпочитают двигаться к мячу, а не от него, склонны играть мячом вперёд, нежели в сторону или назад. Подобные характеристики идут вразрез с видением ”Аякса”.
Техника
”Аякс” использует различные мячи для улучшения техники талантливых новичков. Сегодня это всего лишь перемещение уличного футбола в практическую реальность для детей от 8 до 10 лет. Когда дети играют на улице, они используют любые мячи: жёсткие (перекаченные или бейсбольные), спущенные (оттого более тяжелые), теннисные. Играя такими мячами, они приобретают замечательное ”чувство” мяча и обучаются, как лучше работать ногами.
Группы от 8 до 10 и от 10 до 12 лет регулярно тренируются с теннисными мячами, малыми кожаными мячами ”Umbro” или мячами из губчатой резины. В теории детям, научившимся контролировать такой маленький мяч, будет легче позже работать с полноразмерным. С мячом из губчатой резины нужно быть очень аккуратным, иначе он улетит, теннисный мяч требует хорошей координации и концентрации.
Каждому игроку, который присоединился к ”Аяксу” в возрасте от 8 до 10 лет, выдают мяч в сетке, так называемый ”футбольный друг”. С ним следует тренироваться до декабря. Каждую неделю тренер по работе с группой от 8 до 10 показывает серию упражнений с футбольным другом, игрокам следует их отрабатывать дома. После зимнего перерыва игроки должны обладать достаточными навыками, чтобы работать над контролем мяча дома уже без сетки.
Тактика
Самых молодых игроков ”Аякса” также обучают тактике. Команда до 10 лет играет матчи 11 на 11 в соревновании до 12 лет, то есть против игроков на 2 года старше. И раз в каждые две недели группа от 8 до 10 лет играет дополнительную товарищескую игру с другой молодёжной командой, которая после письменного запроса получает приглашение на игру с ”Аяксом”. 8-10-летние дети изучают азы ”аяксовской” системы в развлекательной форме.
Например, система ”Аякса” базируется на том, чтобы всегда стараться играть на половине поля противника. Это значит, что территория ограничена, и каждый должен создавать для себя собственное пространство. Игрок с мячом всегда должен посмотреть, есть ли возможность отдать мяч назад, если передача вперёд невозможна. Самые маленькие изучают этот принцип в весёлой манере. Игрокам группы 8-10 лет дают задачку: «Я подошёл к дому и хотел зайти через входную дверь. Это было невозможно. Дверь была заперта, и никто не хотел мне открывать. Тем не менее, я попал внутрь. Как мне это удалось?» Большинство ребят решает, что нужно разбить окно. На что тренер говорит: «Нет. Я обошел дом и обнаружил, что открыта боковая дверь. Но когда я был здесь в последний раз, боковая дверь тоже была закрыта. Как я попал в дом на этот раз?» Большинство ребят уже знают ответ к этому моменту: «Через заднюю дверь». Впоследствии образуется связь с ”аяксовской” системой. В результате от десятилетнего игрока можно услышать: «Не можешь сыграть вперёд, попробуй отдать на фланг, если и это невозможно, придётся отыграться назад, но защитник должен быть в позиции, чтобы у нас была такая возможность».
Тренеры
«Очевидно, что способность объяснять вещи такими терминами, чтобы маленькие дети все поняли – это дар. Именно поэтому ”Аякс” принял осознанное решение использовать молодого тренера с преподавательскими навыками работы с детьми. Он должен быть молод, чтобы разница в возрасте не была слишком большой. Тренер групп до 10 и до 12 лет должен быть способен постичь мир своих подопечных. Только в этом случае он сможет придумать упражнения, которые смогут достучаться до 7-10-летних игроков, одновременно соответствуя целям философии развития молодёжи ”Аякса”. Тренеры должны быть ментально и физически в отличном состоянии. Они должны быть в состоянии лично продемонстрировать прекрасный пример. Согласно философии ”Аякса”, гораздо большего можно добиться по упражнениям Вила Курвера, демонстрируя, что ты имеешь в виду, нежели объясняя – хороший пример может добиться большего, нежели тысяча слов.
Собрать вместе команду тренеров с таким уровнем квалификации очень важная для меня задача. Главный принцип – каждый тренер молодёжной команды должен чувствовать себя счастливым на своей позиции в клубе. Он не должен думать что-то вроде: «Сейчас я тренирую команду до 12 лет, но лучше бы я тренировал группу с 14 до 16 лет, такая работа более заметна для окружающих». Внутри ”Аякса” нет места тем, кто хочет протиснуться вперёд. Каждый тренер должен быть доволен своей позицией и понимать, как его работа очень важна. По мнению совета директоров ”Аякса”, тренер группы от 8 до 10 лет настолько же ценен для клуба, как и тренер 16-18-летних игроков. Тренер группы до 18 лет должен уметь рассказать красивую историю, быть убедительным, способным анализировать игру. Он должен уметь, подбирая слова, объяснить, почему игрок продолжает допускать одну и ту же ошибку. Он должен также думать об упражнениях, которые помогли бы эту ошибку исправить. Это просто требует другого набора качеств, нежели у тренера, работающего с группой до 10 лет. Потому в ”Аяксе” немыслимо, чтобы тренер младшей группы обладал амбициями через пару лет занять должность тренера с ребятами постарше, или чтобы тренер более возрастных игроков считал, что с лёгкостью сможет тренировать малышей. Все вместе они образуют одну команду, хотя каждый по-своему остаётся амбициозен. Аналогичный подход применим и к другим отделам клуба: совет директоров, медицинский персонал, тренерский штат, капитаны команд, скаутская команда.
У каждого молодёжного тренера ограничена свобода действий в пределах системы ”Аякса”. Во-первых, он всегда должен думать о полной картине. Пунктом отправления является матч, базой - ”аяксовская” модель игры, которая нитью проходит через весь клуб. Это одно из главных отличий в сравнении с другими коллективами. Другие профессиональные клубы имеют тенденцию думать отделами. Их объединяют в надежде сформировать полную картину, то есть первую команду. До начала строительства рабочие просто не знают, как будет выглядеть их финальное сооружение.
В ”Аяксе” тренеры и игроки знают, что будет на выходе, вместе со стартовым свистком: желаемая модель игры совершенно знакома. Тренеры и футболисты постоянно думают в рамках системы игры. Тренеры всегда придумывают упражнения с ориентиром на систему игры и ассоциативные расстановки.
Тренерам ставятся и другие задачи. Каждая тренировка должна нести в себе цель, но, несмотря на сложность, игроки должны получать от неё удовольствие. Молодёжные тренеры должны быть опытны в ситуационном коучинге. Что в свою очередь требует относительный талант к импровизации, чтобы они могли во время тренировки мгновенно среагировать на всевозможные возникающие ситуации. Согласно философии ”Аякса”: вы можете наизусть выучить прекрасную книгу, полную футбольных упражнений, но способность действовать в нужный момент, сделать точный анализ и показать, что и как должно быть, является намного более ценным. В этом вся суть! Настолько же важно, чтобы игроки всех возрастов понимали и принимали факт, что тренер знает лучше. Тренер может потерять уважение к себе, если остановит игру в неподходящий момент или будет говорить какую-то ерунду. Аналогичная картина будет, если инструкций будет слишком мало. Лишь выбирая грамотные моменты и давая конструктивные замечания можно добиться прогресса игроков. Эта тема широко обсуждается между членами тренерского штата ”Аякса”. Любой, кто не соответствует таким тренерским качествам, никогда не окажется в ”Аяксе”. Молодые игроки должны быть всегда начеку, как в психологическом, так и в физическом плане. Это возможно только когда аналогичных принципов придерживаются и тренеры.
Раз в неделю в назначенное время я провожу встречу с каждым из тренеров молодёжных команд. Я наблюдаю за играми каждой команды по меньшей мере раз в две недели. На совещаниях обычно идут обсуждения индивидуальных игроков. Например, я могу консультироваться с тренером, не считает ли он, что определенный игрок более не должен играть на такой-то позиции? Команда, возможно, и будет сильнее, если его позицию не менять, но будущее футболиста согласно модели ”Аякса” может быть на другом участке поле, именно это и берётся в расчёт. В таких случаях в ”Аяксе” интересы команды должны всегда подчиняться интересам индивидуального игрока.
Дважды в год все игроки оцениваются по 40 элементам. Полученные оценки приводят к одной из трёх рекомендаций:
А – игрок остаётся
В – ещё неизвестно (А/В = остаётся/ещё неизвестно)
С – выгнать (В/С = ещё неизвестно/выгнать)
Я принимаю решение, которое потом обсуждается с молодым игроком (в случае, если это группы от 8 до 10, от 10 до 12 и от 12 до 14 лет, родители присутствуют на встрече)».
Естественный отбор
«Когда ученики ”Аякса” достигают возраста 12 лет, они переходят на второй этап обучения в группу от 12 до 14 лет.
Это возраст, в котором многие из подростков сталкиваются с активным физическим ростом. На этом этапе нет ничего необычного в том, что тренерский штат допускает ошибки. Ребята, которые кажутся слишком маленькими, показывая при этом хороший потенциал, часто получают отказ ввиду невозможности в данный момент противостоять своим более развитым сверстникам. Обратная сторона медали в том, что юноши, которые начинают раньше взрослеть, благодаря своему активному росту порой выглядят так, будто они вообще более не в состоянии играть в футбол. По этой причине ”Аякс” намеревается начать исследование на тему замедления влияния физического развития на развитие футбольное в группе от 12 до 14 лет.
Эта группа также является очень значительной, потому что настоящие матчи играют всё большую роль. Парни 13 и 14 лет уже более сильные и быстрые, они способны преодолевать с мячом большие расстояния. Последнее является очень важным в системе ”Аякса”. Молодёжь в группе 12-14 лет уже прошла 4 года обучения. В развлекательной манере они уже многое знают о принимаемых решениях во время игры.
Наиболее строгие селекционные критерии применяются к игрокам во второй год их пребывания в группе до 14 лет. Молодые игроки, которые покидают ”Аякс”, всё ещё возглавляют скаутские списки других клубов и очень востребованы. В клубе не исключают их возвращение в более зрелом возрасте».
Информатика
«Хоть многие из молодых игроков ”Аякса” и добиваются прорыва, большинство сходит на обочину на последнем километре. Я не могу считать такие результаты естественными. Тщательно анализирую все детали, ищу причины, размышляю над заключениями, которые необходимо вынести для изменений в скаутской работе и во внутренней селекции.
Если это ваша цель, и вы хотите быть более уверенным при принятии окончательного решения касательно отбора на новый сезон, потребуется большой объём информации. Наблюдения тренеров и интуитивное чувство, что один игрок подойдёт модели ”Аякса”, а второй нет, остаются самыми важными критериями, но вы должны быть способны поддержать собственную интуицию фактами. Вот почему я решил хранить все данные о молодых игроках в компьютере. Совместно с программистом я разработал комплексную компьютерную программу. Каждую неделю клерк вносит релевантные данные. В программе доступно множество значений для 160 молодых игроков. После каждого матча я получаю ”аяксовскую” заполненную форму на каждого игрока. Она содержит закодированную основную информацию (позиция, гол, голевая передача, красная или жёлтая карточка), его роль в матче (в старте или на скамейке, заменённый, вышедший на замену, заменён из-за травмы, дисквалифицирован, не играл из-за травмы, болен) и оценку выступления (плохо, средне, удовлетворительно, хорошо, очень хорошо). Такие данные вносятся еженедельно. Если говорить о расположении игрока, на мониторе показывается футбольное поле, так что с одного взгляда можно увидеть, на каких позициях он использовался.
Медицинские данные и школьные записи каждого игрока также хранятся в компьютере. Хорошо известно, что образованию в ”Аяксе” уделяется высокий приоритет. Когда мы выезжаем заграницу часто берём с собой координатора по обучению с экзаменационными заданиями в запечатанных конвертах. Мы отказались от идеи всю свою талантливую молодёжь отдавать в одну школу. Очень важно для развития персональных качеств ребёнка иметь возможность расти в собственном окружении. Что подразумевает: в его собственной семье, на своей улице, со своими друзьями, в школе, которую выбрал он сам. Если целыми днями держать футболистов вместе, это вскоре приведёт к появлению группового менталитета, которому необходимо соответствовать, дабы выжить. Это всегда вредно для развития персональных качеств, именно поэтому ”Аякс” никогда не поддерживал идею создания собственной школы. У нас существует система ”гостевых” семей, но и они выбираются по сходству с настоящими семьями зарубежных юношей.
Выбор хорошей образовательной поддержки требует изобретательности, мысли и времени, если говорить о планировании расписания, различных соглашениях и транспорта. Но это абсолютная необходимость. К счастью, у нас есть эксперты по зачётам в различных областях образования здесь, в ”Аяксе”.
Компьютерная программа позволяет нам комбинировать этой горой данных удобным образом, и после нескольких лет мы должны обладать достаточным объемом информации, чтобы показать, почему некоторые из талантливых молодых ребят успешно закончили курс, а некоторые нет. Тем не менее, важно не применять эти заключения к кому-то из игроков персонально. Скорее, станет видно, какой из элементов скаутской работы, процедуры селекции или развития требует дополнительного внимания. Например, данные могут отчетливо показать, когда лучше всего определённый тип игроков переводить в более возрастную группу, или какой тип игроков имеет очень малый шанс на успех. В таком случае очень вероятно появление ”аяксовского” стандарта».
Будущее
«Я хочу всегда иметь возможность делать что-то новое. Это крайне важно для директора по работе с молодёжью в таком клубе, как ”Аякс”. Если придёт время, когда пойму, что мои обязанности свелись к элементарному мониторингу и обеспечению, я просто уйду.
К концу своего четвёртого сезона в ”Аяксе”, надеюсь, не будет недостатка в востребованности моих креативных и изобретательских способностей. Знакомый стадион «Де Меер» закрыл свои двери для молодёжи летом 1996. Была возможность для серьёзного шага. Я отклонил щедрое предложение работы тренера в клубе Бундеслиги в ожидании нового вызова в ”Аяксе”.
Если смотреть объективно, переезд на новую территорию был логическим шагом. Стадион «Де Меер» более был не в состоянии удовлетворить технические пожелания и требования топ клуба. Это верно и в отношении размещения молодых игроков. Маленький клубный дом, несколько очень скромных раздевалок, одно игровое поле, малое поле с синтетическим покрытием и переделанный под офис директора промышленный контейнер.
Одним из главных преимуществ «Вурланда» было, что на «Де Меере» расположение первой команды и молодых игроков разделялось лишь деревянным забором. С одной стороны, это было символичной преградой, которую следовало преодолеть молодым игрокам, чтобы присоединиться к одиннадцати сильнейшим. С другой стороны, этот мост служил продолжительным линком между молодыми игроками и остальным ”Аяксом”. Это гарантировало, что тренеры, игроки и бывшие игроки, болельщики и члены правления регулярно бывали «дома» у молодых игроков ”Аякса”. Молодёжь чувствовала эту воображаемую и, тем не менее, настоящую связь со своими идолами из первой команды. Долгие годы это было секретом необъяснимого, но присутствующего чувства, что ”Аякс” – это одна большая семья».
Единство
«На новом месте, которому присвоили очень подходящее название ”Будущее”, физическое расстояние между первой командой и молодёжью увеличилось.
По этой причине важной задачей было убедиться, что связь между молодыми игроками и основным составом достаточная. К счастью, «Амстердам-Арена», новый домашний стадион ”Аякса”, видна из ”Будущего”. А футуристические линии «Арены» со своими полукруглыми очертаниями были специально использованы в экстерьере ”Будущего”. Таким способом однородность сохранилась.
Результат потрясающий. Каждый, кто помнит старую базу, которая приводила в замешательство многие любительские клубы, не поверит своим глазам, оказавшись впервые в ”Будущем”. Фантастические трибуны и три игровых поля, которые могут выдержать как минимум 400 игровых часов в год без потери в качестве. Три тренировочных поля, гигантский клубный дом с дорогими паркетными этажами, спортивный зал, бассейн, где травмированные игроки могут заниматься аквабегом, медицинская комната с новейшим оборудованием и многое другое. В наши дни средний профессиональный клуб будет иметь все основания позеленеть от зависти, оказавшись на молодёжной базе ”Аякса”. При виде всей этой роскоши трудно поверить, что речь о клубе, который экономил на марках для рождественских открыток как раз перед началом эры Ван Гала.
Несмотря на то, что у нас появились идеальные условия для обучения, мы никогда не сможем быть полностью удовлетворены. Несмотря на громадный объём работы при переезде, мне еще следует приберечь огромное количество часов для улучшения контента схемы развития молодёжных команд.
Дабы компенсировать потерю уличного футбола в таком занятом городе как Амстердам, мы соорудили футбольную игровую площадку для младших игроков клуба. Дважды в неделю игроки от 8 до 12 лет могут здесь играть в своё удовольствие, в теннисный футбол, в волейбол головой, в игру, где не дают мячу опуститься на землю. Футбольная площадка подчеркивает философию ”Аякса”, игроки не должны проводить слишком много времени с мячом.
То, как бегает каждый из игроков, записывается на видео. Фиксируются мнения по работе каждой ноги молодого игрока для раннего предотвращения возможных отдалённых травм.
Каждый молодой игрок ”Аякса” в наши дни имеет собственную книгу с логами, где он может хранить всю информацию, которую получает за годы обучения в ”Аяксе”. Недавнее нововведение – он также имеет ”паспорт”, в котором точно прописаны его требования на каждый год».
Ежедневная организация
«Ежедневная организация также подвластна улучшению. Как всегда, девиз – внимание к каждой детали. Более возрастным молодым игрокам требуется больше тренерского обучения, нежели младшим. Поэтому тренировочное поле самых взрослых из молодёжных команд находится как можно дальше от прилегающих к шоссе.
Подготовка тренировочного расписания в ”Аяксе” – достижение значительное. Поддержка образовательного процесса (приоритетно в клубе), транспортировка, питание – всё должно постоянно учитываться. Помимо этого многим молодым игрокам назначают дополнительные тренировки по аэробике и скоростным упражнениям, помимо базовых футбольных. Отдельная подготовка для голкиперов также должна быть учтена в расписании.
В то же время тренеры молодёжи на полной ставке тренируют по несколько команд. Это ещё один фактор, который стоит учитывать. Дневная организация – настоящая головоломка, особенно, если помнить, что достаточно времени следует оставить для дискуссий и прочего. Никогда нельзя быть удовлетворённым, нужно продолжать критично [конструктивно] смотреть друг на друга.
Постоянным должно быть только одно – совершенствование. В этом заключается принцип ”Аякса” и схемы развития молодёжных команд».
Перевод: Антон Клюшин
Глава 1. Основы философии Ван Гала
Глава 2. Ван Гал - футбольный новатор
Глава 6. Тренер вратарей Франс Хук
Глава 7. Помощник тренера Бобби Хармс
Глава 8. Тренеры по фитнесу и координации Ласло Ямбор и Йос Гейсел