«Ребята, которым нравилось драться». Как Фред Шеро сделал из «летчиков» победителей
Прежде всего Фреда Шеро помнят за те слова, что он написал в раздевалке команды 1-го мая 1974 года: «Мы все вместе победим сегодня и будем вместе все время».
Так было написано на доске «Флайерс». «Филадельфия» вышла на игру против «Бостона» в этот день и выиграла в шестом матче финала, завоевав Кубок Стэнли. Она стала первой командой, из вновь прибывших в НХЛ (в 1967 году лига впервые приняла новые клубы), добившейся такого успеха.
Те игроки не просто выиграли Кубок, они стали близкими друзьями и остаются ими в течение 40 лет. Тогда не все это оценили это, но сейчас дела обстоят по-другому. «Мы смогли оценить все, что делал Фредди, только потом», – сказал Бобби Кларк, капитан того состава «Филадельфии».
Прошло уже больше 30 лет с тех пор, как Фред Шеро завершил свою работу в качестве тренера, и 20 лет со дня смерти. И сейчас его заслуги наконец-то признаны – 11 ноября его приняли в Зал Славы хоккея вместе с Крисом Челиосом, Скоттом Нидермайером, Бренданом Шенаханом и Джеральдиной Хини.
Он был игроком в течение 13 сезонов. Значительную часть карьеры он провел в младших лигах. С 1947 по 1950 год он временами появлялся в составе «Рейнджерс». Завершив свою карьеру хоккеиста, он стал тренировать команду «Муз Джо Кэнакс» из молодежной лиги провинции Саскачеван. Он поработал в разных младших лигах, став чемпионом ИХЛ в 1960-м, выиграв Кубок Колдера в АХЛ c фарм-клубом «Рейнджерс» в 70-м и став чемпионом Центральной хоккейной лиги годом позже. Все это произвело впечатление на Кита Аллена, генерального менеджера «Филадельфии», который только что уволил Вика Стасюка и занимался поиском нового наставника.
«Я не очень хорошо был знаком с Фредди, но я следил за его карьерой и знал, что он везде выигрывал, – написал Аллен в своих мемуарах. – Единственное, что меня удивляло: почему «Рейнджерс» дают шанс другим специалистам, а не Фредди. Его репутация была безупречна, и никто не мог сказать о нем плохого слова».
Шеро привил «Филадельфии» новый взгляд на игру. Он одним из первых принял советский стиль хоккея, который только стал заявлять о себе, когда команды атаковали всей пятеркой. Он первым пригласил помощника (в 1972 году Майка Николюка). Он первым ввел утренние раскатки и видеопросмотры игр.
«Фредди первым стал использовать командную систему, – вспоминает Кларк. – Все играли одинаково. Всех готовили одинаково, хотя у каждого игрока была своя роль в команде. Он опередил свое время. Никто так не играл…Он был самым прогрессивным тренером».
Шеро умел выжимать максимум из своих игроков. В «Филадельфии» собрались жесткие, техничные игроки и он позволил им играть в их хоккей. Это означало, что Кларк, Барбер и МакЛиш занимались атакой, Берни Парент стеной стоял в воротах, а Дэйв Шульц, Андре Дюпон, Боб Келли и Дон Салески обеспечивали силовую составляющую. Команду Шеро прозвали «Хулиганами с Брод Стрит». Ее обожали в Филадельфии и ненавидели во всех других городах, где в тот момент базировались клубы НХЛ. Это была одна из самых успешных команд своей эпохи.
«Такие у нас были игроки, – вспоминал сын Шеро, экс-генеральный менеджер «Питтсбурга» Рэй Шеро. – Это была не команда драчунов из младших лиг. Мой отец сказал мне, что у него были ребята, которым нравилось драться и он позволил им драться. Если бы у него был «Монреаль», то тогда все было бы по-другому».
«Филадельфия» не попала в плей-офф в первом сезоне под началом Шеро. Но в 1973 году «Флайерс» обыграли «Миннесоту» в шести матчах первого раунда и одержали свою первую победу в серии плей-офф.
На следующий сезон вся лига убедилась, что в «Филадельфии» есть как техничные игроки (четверо забросили 30 и более шайб за сезон, а Парент стал обладателем «Везины» Трофи), так и силовые хоккеисты (Шульц установил рекорд НХЛ, набрав 472 минуты штрафа). Клуб занял второе место в лиге с 50 победами и 112 очками. Впервые команда-новичок обыграла команду из «оригинальной шестерки» в раунде плей-офф – не повезло «Рейнджерс». А потом уже в финале «Флайерс» одолели в шести матчах «Бостон».
После этой серии Шеро признали блестящим тактиком. Его план заключался в том, чтобы шайба всегда была у Бобби Орра, что делало его отличной мишенью для жестких игроков «Филадельфии».
«Когда он впервые рассказал нам об этом, мы подумали, а знает ли он, кто такой Бобби Орр? Это все равно, что дать ребенку динамит и отправить его на улицу играть с ним», – рассказывает Терри Крисп, пять сезонов игравший под началом Шеро в «Филадельфии», а потом ставший одним из его помощников. «Он сказал, что если мы будем забрасывать шайбу в угол Далласа Смита, то он будет ее подбирать, а Бобби Орр в это время успеет разогнаться, получит передачу, и мы его уже не поймаем. А вот, если мы будем забрасывать шайбу в угол зоны оппонентов на позицию Орра, то уже ему придется возвращаться назад, подбирать ее и уже пробиваться через всю площадку. Бобби Орр вел атаку за собой и успевал возвращаться в оборону. Он отлично катался. Но за 6 матчей пришлось набегать очень прилично, так что даже Бобби устал».
В сезоне 1974/75 «Филадельфия» одержала больше всех побед (51) и разделила первое место по количеству набранных очков с «Монреалем» и «Баффало» (113). «Флайерс» успешно прошли плей-офф и в финале за 6 матчей обыграли «Баффало», во второй раз подряд завоевав Кубок Стэнли.
В сезоне 1975/76 «Филадельфия» вновь отличилась. В том сезоне две советские команды, составленные из лучших игроков СССР, проводили выставочные матчи против клубов НХЛ. Гости выиграли шесть матчей, свели к ничьей седьмую. Последняя, восьмая, игра состоялась в Филадельфии – известный и могучий ЦСКА 11 января играл против «Флайерс». Хозяева оказались физически сильнее советской команды и победили 4:1.
Насколько значима была та победа? Шеро назвал ее более важной, чем победа в Кубке Стэнли в 1974 году.
«Мой отец всегда считал, что русские были лучшими в мире, – сказал Рэй Шеро. – Если ты сможешь обыграть русских, тогда ты лучший в мире. Если ты выиграешь Кубок Стэнли, тебя объявят чемпионом мира, откуда ты знаешь, что ты действительно сильнейший? Если ты не играл против русских, откуда ты знаешь, что ты лучший? ЦСКА был лучшей командой, с самыми техничными хоккеистами. Они были лучшими…Та игра была очень плотной, все знают, как они ушли с площадки. Это дорогого стоило».
Шеро снова вывел «Филадельфию» в финал Кубка в 1976 году, но Парент получил травму, и «Монреаль» выиграл в 4 матчах. Команда Шеро три года подряд доходила до финала Кубка Стэнли, что ставит ее в один ряд с «Монреалем» (1967-69, 1976-79), «Айлендерс» (1980-84) и «Эдмонтоном» (1983-85).
Шеро ушел в отставку после плей-офф 1978 года. Он работал с командой в течение 7 сезонов и одержал 308 побед (308-151-95, в плей-офф 48-35). На его счету больше всего побед среди всех тренеров команды. Дольше него никто не тренировал «Филадельфию».
Шеро изменил игру, и это значит больше, чем количество побед и поражений. Он, и это особенно важно, изменил отношения с игроками.
«Я не помню, чтобы он когда-либо повысил голос, разговаривая с игроком. Этим он выделялся, – сказал Кларк. – Он сердился на нас, и мы знали об этом, но он никогда не забывал, что он должен тренировать нас. Так что он никогда не оскорблял игроков».
«Фредди опередил время, – сказал Крисп. – Я у него научился тому, что ты не должен всегда иметь ответы на все вопросы, которые появляются у игроков, ты не должен быть боссом, хозяином… Он давал ребятам возможность самим искать выход из ситуации, самим вести за собой. Кларк и другие ветераны были лидерами команды, а он был рядом».
Шеро заставлял игроков думать, решать проблемы самостоятельно.
«Фредди давал нам задачу и мы должны были ее решить, – рассказывает Крисп. – Однажды на тренировке Фредди сказал нам, чтобы мы перевернули клюшки крюками вверх. А теперь, говорит, давайте потренируемся. И вот мы делаем все обычные упражнения обратной стороной клюшки. Через 15 минут Кларк говорит Фредди, что это смешно. Фредди посмотрел на него и согласился. Но, говорит, вам понадобилось 15 минут, чтобы мне об этом сказать. Мы делали это, потому что он нам так сказал. Он давал нам задачу, и мы должны были найти ответ. Он не говорил нам, в чем суть. Он заставлял нас задаваться вопросами, что это значит, что мы делаем. Ребята сами должны были все понять».
Самыми известными словами Шеро стали те, что он написал на доске перед 6-м матчем финала. Но были и другие.
«Когда у вас на завтрак яичница с беконом, то вы должны понимать, что курица внесла в него свою лепту, а свинья пожертвовала собой».
«Успех – это не результат только пламени. Сначала нужно загореться».
«Легенд без легендарных поступков не бывает».
Игроки находили такие записки у себя в крагах, в коньках, в раздевалке.
«Однажды я такую получил, – вспоминает Крисп. – Я пропустил пять матчей. Я прихожу на тренировку и вижу записку на своем месте. Там было написано, что «иногда лучше посидеть и подождать». Он знал, что я уже устал ждать и расстраивался по этому поводу. Он напомнил мне, что мое время придет».
Покинув «Флайерс», Шеро стал тренером и генеральным менеджером «Рейнджерс». В первом сезоне «синерубашечники» заняли третье место в дивизионе Патрика. А вот в плей-офф новая команда Шеро в первом же раунде обыграла «Филадельфию» в пяти матчах и вышла в финал. Там «Рейнджерс» выиграли первый матч у «Монреаля», но проиграли затем 4 раза подряд.
Первый сезон оказался самым удачным для Шеро в Нью-Йорке. В 1980 году «Рейнджерс» проиграли «Филадельфии» в первом раунде. В следующем сезоне после 20 игр (4-13-3) его уволили.
За 10 сезонов в качестве тренера Шеро выиграл 390 матчей (390-225-119). Его команды выходили в плей-офф 8 раз за 9 полных сезонов. Он выиграл 2 Кубка Стэнли, 4 раза играл в финале. В 1974 году он первым получил Приз Джека Адамса как лучший тренер НХЛ.
Он занимает 32 место по количеству побед среди тренеров, и 22-е – по проценту набранных очков (61,2%). По количеству побед в плей-офф (63) он на 13 месте.
В 1983 году у него обнаружили рак желудка, но он сумел справиться с ним и стал работать в качестве комментатора на радио, а также тренировал команду в Голландии в сезоне 1987/88.
В 1990 году его ввели в Зал Славы «Филадельфии». В своей речи на этой церемонии он сказал: «Когда я уходил из команды, я знал, что делаю ошибку». Вскоре он стал старшим советником клуба.
«Мы никогда не забудем тот телефонный звонок, – сказал Рэй Шеро о приглашении вновь вернуться в «Филадельфию» – Они хотели, чтобы он вернулся. И это было самое подходящее время. Я думаю, что он сам, да и все остальные видели в нем только тренера «Флайерс».
Спустя год 24 ноября 1990 года Шеро умер от рака.
Шеро вполне мог бы оказаться в Зале Славы и раньше. Шесть игроков той чемпионской команды уже были там – Кларк, Барбер, Парент, Аллен, владелец Эд Снайдер и комментатор Джин Харт. Шеро оставался за бортом. Однако, Фред Шеро был введен в Зал Славы несколько позже.
Какие бы ни были причины для этого, грустить не стоит. Надо только радоваться за то, что Шеро, наконец-то, получил то, что он давно заслужил.
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
С удовольствием выслушаю критику/замечания/пожелания к статье. Спасибо.
Внесу и свои 5 копеек.
Пример, показывающий, почему между Широ и игроками установились столь доверительные отношения, произошел, когда "Флайерз" возвращались домой после матча на выезде. Бороться с обезвоживанием организмов хоккеистов Фредди решил непосредственно по дороге в аэропорт, с целью чего закупил целый ящик бутылочного пива и легких алкогольных напитков, который поставили прямо в проход рядом с его сидением. И вот тут-то Джо Уотсон обнаружил крайне неприятный для всех находящихся в автобусе факт – у всех бутылок крышки не отвинчивались, а откупоривались при помощи специального ключа, которого, разумеется, в наличии ни у кого не было. Джо, остававшийся хладнокровным даже в самых критических ситуациях, с ироничной укоризной обратился к Широ: "Господи, Фредди! Господи Иисусе! Они не откручиваются, мы не сможем их открыть! Что нам делать, Фредди? Как же мы их откроем? Что нам делать, Фредди?"
Не моргнув глазом, и с таким выражением лица, как будто он только что достиг нирваны, Фредди извлек из нагрудного кармана пиджака маленькую открывалку для бутылок и произнес: "Самое главное, что вы должны запомнить раз и навсегда – обязательно имейте при себе хотя бы одну такую штуку".
"Да здравствует Фредди! Все отлично!" – заорал Джо Уотсон.
Если что, я не против продублировать ее дважды.