3 мин.

Теория хаоса по Моуринью

Дописав заголовок, я добавил подчеркнутое красным слово "Моуринью" в словарь. Давно нужно было это сделать, но теперь, увидев, что случилось с "Челси" на "Сан-Сиро", я твердо убежден, что...

Словом, существует масса определений и характеристик тому футболу, что показывает "Интер" образца этого сезона. На эту тему за неимением других можно наговориться всласть – сиди себе на каком-нибудь острове в средиземном море, пей виски со льдом и соревнуйся в придумывании эпитетов. А почему нет? Хотя бы умозрительно. Раньше мне в голову приходили слова, воспринимаемые на слух с ярко выраженной негативной окраской, – «трупный», «пустотелый», «мертвый», «мерзкий» – и вызывавшие у собеседников вполне понятное желание совершить в отношении меня тяжкий грех. Игорь Порошин в своем блоге баловался со словами «животный» и «вампирский»; перепевал строчку из БГ о важности соответствия форме занимаемого сосуда и бескалорийности содержания. Еще я слышал про эгоистичный (!) футбол и целый ряд сравнений в стиле military. Теперь в мою копилку попала другая не менее «опасная» метафора.

Мне кажется, то, что делал Моуринью со своей бывшей командой, пожалуй, можно назвать футбольным терроризмом. Да-да. Именно так. "Интер" заставил играть "Челси" в рваном ритме, бросаться и сбиваться на индивидуальные действия, сваливаться на навесы. Он заставил паниковать без веских на то причин. Эти экстремисты в черно-синих майках отдали "Челси" законные для такого дела 60% владения мячом, но лишили их аристократского пенсионерского спокойствия.

Это было неожиданно, как быстрый первый гол и Джон Терри на пятой точке. Это было рискованно и дерзко, как замена Мотты на камикадзе Баллотелли. Это было круто, как блестящая, претендующая на Оскар – прости, Клуни! – актерская игра Лусио, заставившая психовать Дрогба и покорившая черствое сердце Мехуто. Я не помню столь недоумевающего и озабоченного лица Анчелотти, каким его показывал итальянский режиссер в первом тайме. Ох, уж это лицо! Какое лицо! Лакмусовая бумажка происходивших с его командой невидимых взрывных процессов.

И еще. Досматривая это – одни скажут «скучно», другие не поймут, – невозможно было отделаться от ощущения, встречающегося на ранней стадии в любом кубковом турнире. Что это – одно из тех сражений, живым из которого обязательно выйдет будущий чемпион. Впрочем, подобное ощущение неотвратимости приходило и раньше – когда на "Сан-Сиро" приезжала Барса.

Но очень хочется сказать «но». Хочется сказать, что за всеми этими восторгами-впечатлениями упрямая, как вол, логика тянет – уже какой раз – посмотреть за ширму. Посмотреть другими глазами и увидеть, как, однажды поддавшись очарованию его моуриньевской натуры, мы не заметили или не захотели замечать того, что превратились не иначе как в секту свидетелей Моуринью, ждущих новых откровений и чудес. Запутались и «одурели».

Я уверен, может быть и не до конца, что с подобной игрой в отрыве от существующих итальянских реалий любой другой тренер, как минимум, был бы уличен в тренерской же несостоятельности. Аргументов-то целая россыпь. И россыпь эта под ногами. От болельщицкого неудовольствия игрой, столь специфической и так редко захватывающей дух, до неумения в этой кажущейся прагматике твердо обыгрывать "Сиену" с "Кьево". Но Моуринью недоступен критике. Он с искусством великого иллюзиониста поворачивает любую ситуацию под нужным и удобным для него углом наблюдения, что, в самом деле, кажется – так и должно быть. Поди, разбери, какую гранату он прячет в рукаве – настоящую или так, муляж. Самое смешное, что и ответ никогда не узнаем. По крайней мере, точно не в ближайшем будущем.

"Интер" вполне вероятно, а может и не очень, – пожалуй, это равновероятные события – будет раздавлен на Стэмфорде, но ведь язык не повернется сказать хоть слово в его, Моуринью, адрес. Виноват будет либо условный «скандинав», не поставивший «очевидный» пенальти, либо найденный по такому случаю козел отпущения. А вот пройди "Интер" дальше, это будет феерия и экстаз вкупе с продленным на несколько лет вперед кредитом общественного обожания. Беспроигрышно.

Но мне, как исступленному "моуринцу", хочется верить, что этот собравший гору разных эпитетов футбол, кажущийся величиной абсолютно случайной, является на самом деле процессом строго предопределенным и таким изначально задуманным...