Николас Ломбертс: «Если меня укусит Суарес, ему будет невкусно»
Защитник сине-бело-голубых Николас Ломбертс стал гостем программы «Зенит на связи». Чем петербургский клуб похож на «Андерлехт», скучает ли бельгийский легионер по своим бывшим партнерам по команде и будет ли он писать книгу после того, как повесит бутсы на гвоздь, читайте в интервью с Николасом Ломбертсом.
Николас, в этом году «Радио Зенит» исполнилось семь лет, и я мечтал хоть раз начать эфир с важного русского вопроса: Ну, как оно?
– (по-русски) Я думал, что ты хотел сказать «What’s up?» У меня все хорошо (смеется).
– Как так получилось, что за короткий отрезок в 3-4 дня «Зенит» подарил петербургским болельщикам такие разнообразные эмоции: радость в субботу и печаль во вторник?
– Мне очень жаль, что так получилось. Я бы хотел приносить положительные эмоции в каждом матче. Я не думаю, что мы так уж плохо сыграли с «Байером». У нас были моменты в первом тайме. Реализуй мы их, у соперника ничего не получилось бы. Мы достаточно эффективно действовали. Не думаю, что болельщики могут обвинить нас в том, что мы плохо сыграли. Как раз плохо сыграли мы на выезде в Леверкузене.
– Болельщики, используя хэштэг «санкции», обсуждают в сети специфическое судейство двух матчей с «Байером». Футболисты почувствовали это на себе или речь идет о знаменитой паранойе петербургских любителей футбола?
– Было ощущение, что судья не помогает нам ни в одной ситуации, в которой мог бы это сделать. Все решения принимались не в нашу пользу. Но я не имею права в полной мере обсуждать этот вопрос. Вероятно, за это ФИФА или УЕФА накладывают как раз именно санкции на игрока. Но я даже спросил судью во время матча в Леверкузене, собирается ли он свистеть исключительно в нашу сторону. Но и у игроков, и у болельщиков всегда есть ощущение, что судья действует неверно. Надеюсь, это только субъективное восприятие, а не арбитры сплотились против нас.
– (вопрос слушателя) Николас, хотелось сказать спасибо за лучший старт в истории «Зенита». Считаете ли вы, что уровень французской и португальской лиг ниже, чем в Германии, так как футболисты «Байера» – не сильнее своих конкурентов по группе из «Зенита» и «Монако»?
– Понятно, что немецкая лига является одной из трех, а то и двух лучших лиг мира. Впрочем, сейчас, как мне кажется, все скрывается в мелких деталях. Да, в Леверкузене мы победу не заслуживали. Но если бы «Зенит» выиграл на «Петровском», а это вполне возможно, все бы говорили иначе и рассматривали всю эту ситуацию под другим углом. Если бы мы сыграли против «Байера» десяток матчей, то выиграли бы в четырех, пяти или шести встречах. Конечно, у них больше игр в сезоне против серьезных соперников, чем у нас. Это сказывается положительно на состоянии команды. И посмотрите на ЦСКА. Они обыграли чемпиона Англии. Значит ли это, что РФПЛ сильнее английского чемпионата?
– Несколько сезонов подряд говорили о том, что «Зенит» при Лучано Спаллетти плохо выступает на выезде в Лиге чемпионов. В актив можно внести фантастический матч в Донецке против «Шахтера», который завершился со счетом 2:2, а также волевую ничью в Порту, когда сине-бело-гоулыбе гарантировали выход в плей-офф Лиги чемпионов. Тренер сменился, а история повторяется?
– Матч в Леверкузене действительно может натолкнуть на такие мысли. Но если взглянуть на то, как мы играли, скажем, с «Бенифкой», то картина будет иная. Тогда мы впервые начали борьбу на групповом этапе с победы в гостевом матче. Давайте надеяться, что мы одержим верх в игре против «Монако», и тогда получится, что у нас в активе больше выездных побед, чем домашних. Если мы будем слишком много говорить о неспособности «Зенита» добиваться результата в гостях, то так и будет. Можно провести параллель с бельгийским «Андерлехтом». Часто можно услышать о том, что они не забивают пенальти. Они и не забивают, потому что все только об этом и говорят.
– (вопрос слушателя) По кому вы скучаете из тех игроков, которые покинули «Зенит»?
– По Томашу Губочану. Он был ближайшим другом в команде. Жаль, что он покинул «Зенит». Назвал бы еще Ивицу Крижанаца. Но сказать, что я по ним скучаю, не могу. Я – большой мальчик и могу справиться без них сам (смеется).
– Несколько коротких вопросов. Был ли пенальти на Сейду Думбия в матче «Зенита» и ЦСКА?
– Возможно. Не могу точно сказать. Часто по телевизору видно лучше, чем с поля. Иногда у меня возникает ощущение, что я нарушил правила, а потом вижу на экране, что не фолил. Эпизод с Думбия я не просматривал. Возможно, и было там нарушение. Зато знаю точно, что на Кержакова пенальти был (смеется).
– Стали ли вы немного русским за годы выступления за «Зенита»? Если да, то в каких привычках это больше выражается: в хороших или плохих?
– Не знаю насколько можно назвать меня русским. Чувствую себя здесь достаточно комфортно. В Европе считают, что русские люди холодные. Я с этим согласиться не могу, просто в России все немного по-другому устроено. По поводу привычек судить сложно. Они появляются постепенно, поэтому лучше этот вопрос адресовать моей жене или семье. Наверное, это заметно, когда приезжаю домой. Но я никаких жалоб не слышал.
– Стали ли вы платить больше штрафов за нарушение скоростного режима в Бельгии? Мне кажется, это хороший социологический маркер?
– Я не так часто оказываюсь в Бельгии. Если бы там бывал чаще, то я наверняка платил бы много штрафов. Сейчас в Бельгии замечено неприятное для водителей явление. Там вводят бальную систему: когда нарушаешь правила, с тебя снимают баллы. Когда их не остается, приходится пересдавать на права. Если бы я жил в Бельгии, наверное, мне пришлось бы вновь сдавать все эти экзамены. В России я вожу аккуратнее, так как здесь гораздо больше полицейских. В любой момент они могут выдернуть из потока и остановить. У меня на родине их нет в таком количестве, поэтому и вожу я там немного иначе.
– Вернемся в футбольную плоскость. В матчах с «Байером» сине-бело-голубые пропустили дважды со стандартов. Это стечение обстоятельств или закономерность?
– В первой игре мы пропустили гол, забитый головой, и на «Петровском» старались не допустить повторения ситуации. Конечно, мы не ожидали такого розыгрыша штрафного. С другой стороны, мы не так и много пропускаем со стандартов, хотя два – это слишком много.
– Александр Кержаков теперь исполняет угловые удары. Каким образом он выкрал это право? Ведь гол на «Арене Химки» – это результат великолепной подачи на ближнюю штангу.
– Я надеюсь, что это действительно стало выглядеть гораздо лучше. Надеюсь, что мы и впредь будем преуспевать в этом компоненте игры. «Зенит» не так много забивает с угловых, хотя в современном футболе очень много мячей оказываются в стеке ворот именно после стандартных положений. Если мы прибавим в этом компоненты, то станем чемпионами гораздо раньше.
– Как вы отреагировали, если бы вас нападающий укусил во время матча, как это сделал Луис Суарес? Предположим, вас кусает Сейду Думбия. Какова ваша реакция?
– Смотрю я на себя и понимаю, что это не было бы так уж вкусно. Когда увидел эпизод с Суаресом и Кьеллини, я очень удивился, что итальянец не ударил Луиса. Это была бы естественная реакция на укус. Кто может быть настолько безумным, чтобы сделать нечто подобное. Он каннибал? Или Ганнибал Лектер?
– Вас вызвали в сборную Бельгии на ближайшие матчи. Какие у вас планы на эти игры?
– Мы проведем товарищеский матч против Исландии. Не знаю, зачем ставить подобную встречу в середину недели. Мы и так проводим по две игры в неделю. Было бы неплохо отдохнуть. Затем нам предстоит обыгрывать Уэльс. Победа позволит нам выйти на первое место в группе. Знаю, что все билеты на эту игру проданы, поэтому атмосфера на стадионе будет отличная.
– Но перед этим состоится матч с «Тереком». Команды Рашида Рахимова традиционно демонстрируют на «Петровском» свои лучшие матчи сезона. Не ждете ли вы этой игры с тревогой в сердце?
– Не знаю, кто ведет статистику выступлений команд Рахимова на «Петровском». Я бы таким никогда не занялся (смеется). Да, «Терек» проводит хорошие матчи не только дома, но, мне кажется, было бы очень обидно или даже глупо потерять очки на «Петровском» после того, как мы обыграли ЦСКА в гостях. Динамо будет играть с армейцами в ближайшем туре. Кто-то из них потеряет очки. Будем надеятся, что исход этих встреч позволит нам увеличить отрыв до 9 очков.
– (вопрос от слушателя) Какой матч для вас важнее: игра против принципиального соперника в чемпионате или поединок в Лиге чемпионов? Только, пожалуйста, без «важен каждый матч».
– Конечно для меня, как для игрока «Зенита», самые важные игры – против «Спартака». Но если у тебя есть шанс сыграть и одолеть «Реал» или «Манчестер Юнайтед», то такие игры будут куда более памятными. Не только потому, что ты одержал верх над грандом, но еще и потому что, возможно, вы никогда больше не сыграете. А со «Спартаком» мы играем дважды в сезон.
– (вопрос от слушателя) Какие у вас отношения с бывшими партнерами по команде, которые перешли на тренерскую работу, – с Сергеем Семаком и Владиславом Радимовым?
– С Владиславом Радимовым мы редко видимся. Но когда это происходит, я всегда рад с ним немного поболтать. Ну, а если говорить о Сергее Семаке, то это один из самых дружелюбных людей, которых я встречал в России, как, впрочем, и вообще за всю мою жизнь. Я всегда могу обратиться к нему, когда у меня возникают проблемы, что, правда, не так часто случается. Не хочется долго петь ему дифирамбы, но я просто скажу, что у нас замечательные человеческие отношения.
– (вопрос от слушателя) Как вам русская парная?
– Баня – замечательная вещь. Но я не отношусь к тем людям, которые ее с удовольствием посещают. У меня чувствительная кожа, а потому в парной моя кожа становится очень сухой и красной. Не могу себя назвать поклонником бани, хотя и понимаю, что для многих это приятное времяпрепровождение.
– (вопрос от слушателя) Как бы вы отнеслись, если бы кто-то обратился к вам «Колян»?
– Когда мне говорят «Колян!», я отвечаю «Привет!» Ко мне по-всякому обращаются, и «Колян» в том числе.
– В чем заключаются отличия тренировочного процесса Андре Виллаш-Боаша от тренировок Адвоката и Спаллетти?
– Тренировки Вилаш-Боаша можно сравнить с теми, что были при Адвокате. В них больше общего. При Лучано Спаллетти мы работали больше над тактикой, а сейчас у нас разнообразнее игровые упражнения. Все заточено на тренировку с мячом. Это приятно и весело. Но при этом Вилаш-Боаша можно назвать человеком, который смешал тренерские методики Спаллетти и Адвоката. Так как у него тоже есть тактическая составляющая.
– (вопрос слушателя) В 2010 году на запасном поле «Петровского» проходил турнир для болельщиков – Кубок памяти Павла Садырина. Тогда принимала участие команда бельгийских фанатов «Зенита». Вы тоже там присутствовали. Сейчас с ними общаетесь?
– Я никакого контакта с ними не поддерживаю. Надеюсь, они смотрят матчи «Зенита» и следят за моей игрой. Действительно, я встречался с несколькими бельгийскими фанатами сине-бело-голубых. Они даже мне подарили символику «Зенит-Фландрия». Надеюсь, что их стало больше, так как у нас сразу два бельгийских футболиста в команде.
– (вопрос слушателя) Какая команда «Зенит» вам нравится больше с точки зрения атмосферы в коллективе: образца 2008 года, 2011 году при Спаллетти или нынешняя?
– Очень сложно ответить на вопрос. Наверное, я смогу ответить на него после окончания карьеры. Какую бы из цифр я не назвал, я кого-то обижу.
– Может быть, мы узнаем ответ на вопрос в вашей книге, которые вы наверняка напишите после того, как повесите бутсы на гвоздь?
– Книгу писать я не буду. Мне кажется, и так слишком много людей, которые считают себя достаточно важными для мемуаров. Некоторые уже в 20 лет что-то публикуют.
– В последних матчах «Зенит» играл с соперниками, которые представляли очень серьезное давление. Но сине-бело-голубые играли достаточно уверенно и в таких условиях. Вы пришли к пониманию того, что даже если вас будут вталкивать в штрафную, команда сохраняет спокойствие?
– У нас было много проблем с этим в Леверкузене. Редко можно встретить команду, которая так яростно прессингует на половине поля противника. С ЦСКА, мне показалось, мы с этим справились. Да и на «Петровском» против «Байера» нам удалось решить эту проблему.
– (вопрос от слушателя) Кто руководит обороной? Вы или Гарай?
– Как понять «руководит»?
– Переформулирую: кто из вас больше говорит на поле?
– Наверное, я. (смеется).
– А в чем крутость Гарая? «Зенит» с его появлением стал гораздо увереннее играет в обороне. Переведите на простой язык тем болельщикам, которые плохо разбираются в футболе.
– (смеется) Гарай – квалифицированный футболист. У него богатейший опыт, он показал класс на чемпионате мира. Если ты сможешь справиться со сложными ситуациями на мундиале, то выступать в РФПЛ будет гораздо проще. Он очень спокойный футболист, уверенный. Гарай не нервничает по пустякам.
– (вопрос слушателя) Существует ли практика клубных ужинов? Собирается ли команда в неформальной обстановке?
– Да, иногда. Для команды важно собраться в приятной обстановке. Нужно поддерживать связь не только на поле, так как это помогает поддерживать командный дух. В противном случае вы просто не сможете узнать друг друга.
– Большое спасибо за участие в программе. Семь лет «Радио Зенит», и семь лет подряд к нам приходит Николас Ломбертс. Вы приходите к нам как на работу.
– Для статистики: сколько матчей мы выиграли после эфира с моим участием?
– Все.
– (смеется) Тогда мы обыграем «Терек».