Осторожно, идут строительные работы
Полуразвалины стадиона в Кемнице. Строители в касках, бегающие за мячиком по ухабам. Сиротское табло в духе 60-х, где по трафарету незатейливо выстрижено: «Кемницер — гости — 0:2».
Уж не знаю, кто всё это подстроил, но мизансцена для дебюта Виктора Скрипника в роли главного тренера «Вердера» вышла что надо. Как раз в таком, разобранном, как трибуны «Геллертштрассе», состоянии подобрался к этому матчу бременский клуб.
Не только команда - именно клуб. И случилось это не вчера. Те, кто следит за немецким футболом, вспомнят, как внезапно отчалил в «Вольфсбург» Клаус Аллофс, как кончился бензин у «Торфабрик» Томаса Шаафа. По капельке из «бело-зелёного» выжималось всё свежее, всё то, что даёт сок и зрелище. Даже вечно спокойный, я бы сказал, уверенный в своём спокойствии, президент Клаус-Дитер Фишер смекнул, что дело неладно и по-тихому объявил об уходе. От былого, припадочного «Вердера» остался белый лист.
Неудачные выступления команды на этом фоне уже не казались чем-то особенным. Болельщики сначала смирились с тем, что «Вердер» больше не играет в Лиге Чемпионов, потом стойко снесли отсутствие еврокубков, а совсем скоро пришлось признать: да, мы не лучше «Фрайбурга». Да, с такими серьёзными соперниками, как «Боруссия» Менхенгладбах, нам нечего ловить.
К игре с «Кемницем» от «Вердера» не осталось ничего, что заставляло бы поверить в «светлое будущее». Серые будни стали неизбежны. В сущности, это уже был не "Вердер", а так, клуб без названия. Гость.
Но когда Томас Айхин остался одинок в своём видении того, как будет развиваться «Вердер», в его, айхиновской голове что-то щёлкнуло.
И дело не в смене тренера. Отправить в отставку Дутта после 0:6 от «Баварии» и унизительных, безликих 0:1 от «Кёльна» много ума не надо. Удивительно другое. Айхин не позвал человека извне. Ни тебе вечного «тут как тут» Стевенса, ни более менее сносного Станиславски, ни какого-нибудь путешественника по болгарским курортам вроде Маттеуса. Список можно было бы продолжить, обогатив его такими фамилиями, как Магат и Сломка, но Айхин здесь сработал быстро. Не успели всё эти слухи появиться, как он чётко дал понять: главным тренером будет Скрипник. Его приправим Фрингсом, добавим по вкусу пару специалистов из дубля, а украшать всё это поручим Марко Боде.
Скрипник? Как? Кто? Откуда?
Что там говорить, если даже на родной Виктору Украине народ мальца удивился.
Немецкую команду и тренирует какой-то Виктор? Наш? Да как мы могли его упустить?
Виктор, и правда, вёл себя странно. Затихарился в маленьком городке (думаю, после Киева, Москвы или Минска он покажется и вправду совсем небольшим), тренировал себе детей, потом юношей, потом молодёжь и... на тебе! То, во что нашему человеку трудно поверить, случилось. Его никто не гнобил, не ставил палок в колёса, не костерил - «Ты!... Да у нас тут свои!... Да, знаешь, сколько таких, как ты!...». Этот наш Витя с вечно детскими, удивлёнными глазами, о котором мы все незаслуженно - да и Слава Богу! - забыли, взял да и вырос в Герра Скрипника - не потеряв при этом свой полный раздумий взгляд и хитрую улыбку.
И вот теперь представьте себе. Приезжает наш этот Виктор на стадион в пролетарский городок Карлмарксштадт Кемниц в роли чуть не главной надежды клуба более чем со столетней историей и традицией. Стоит, по-яшински подпирая стойку от скамейки запасных, и с безумным взглядом смотрит на поле. А там носятся все эти Ди Санто, Хайровичи — да все те, кто ещё вчера уныло перекатывал мяч поперёк поля. Стоит и не знает, чем всё это закончится — то ли хайровичи дадут слабину и завалится всё, хорошо начинавшееся, вместе с той самой скамейкой, то ли ты и есть та опора, которая держит конструкцию, а в сказки, мужские, рациональные и выстроенные, и правда, полезно верить.
Удивительная штука - коллектив. Ведь не могло ничего поменяться за два дня, но вот он, результат — его не спрячешь. И тут стоит вспомнить: Бремен — это маленький город. А «Вердер», как ни крути - маленький клуб. Деревня, можно сказать. И в этом нет ничего плохого, просто с этим пониманием нужно жить. Когда ты с детства привык ходить по одной улице, знаешь всех соседских коров и даже понимаешь, почему Алёнка не вышла за Ваньку, то ты не будешь чужим. Украинец ты, негр, слепой, косой или с прибабахом — неважно.
Поищите фотографии Скрипника последних лет и вы увидите — стоять, облокотившись на скамейку запасных для него — обычное дело. Стоял так и будет стоять. Потихоньку, незаметно от нас, от заполонивших эфиры Милевских, Кокориных, Соловьёвых, продвигаясь вперёд.
На следующей игре в Майнце уже не будет потешных рабочих, бегающих за мячом в окопах и куче песка. Будет шик, блеск, переполненный стадион, реклама и внимание прессы. Но карлмарксштадтская, прости Господи, мизансцена будет крутиться в голове Виктора Скрипника ещё не один месяц. Ведь он пришёл сюда не с обложек глянцевых журналов, а оттуда, где нужно много и долго строить. Пахать, не надеясь на похвалу. Выживать и ждать. Теперь всё это обретает смысл.
Потихоньку, Виктор Анатольевич.
Мы подождём.
И постараемся не мешать.
Глеб Слесарев, WerderBremen.ru