11 мин.

Поездка в Бремен. Часть 4

Знакомство с внутренностями Везерштадиона мы начинаем с гостевой раздевалки. Проникаем туда на утро после игры и застаем комнату в том виде, в котором ее оставили футболисты "Вольфсбурга". Все, конечно, сразу обращают внимание на рукописное творение Дитера Хекинга, зафиксировавшего на листке бумаге хитроумную бременскую карусель в полузащите. На другой схеме четко расписаны обязанности каждого игрока при исполнении "Бременом" стандартных положений - кто кого держит, кто за кого отвечает. "Не пригодилось", - горько усмехаюсь я.

В хозяйскую раздевалку нас не пускают, но заверяют, что она выполнена в бело-зеленых цветах и чуть более комфортабельна.

Для тренерского штаба предусмотрена отдельная комната. Там намного чище - по крайней мере, банановая кожура на глаза не попадается. В непосредственной близости от тренерской располагаются душевые, джакузи и деревянная купель. Релакс по всем правилам.

Здешние раковины хранят память о вчерашней игре, удержав на дне кусочки газона Везерштадиона, которые отказались смываться с потных вольфсбуржских тел.

 

 Экскурсовод предлагает двигаться дальше. Мы плавно перетекаем в зал для пресс-конференций.

 Новички "Бремена" отстреливаются от каверзных вопросов журналистов вот с этих мест Отсюда же Томас Шааф делится соображениям о предстоящих матчах. В дальнем углу аудитории  отведено место для клубного телевидения, которое снимает каждое заседание. По моим подсчетам тут легко разместятся 50-70 представителей различных футбольных изданий. 

 Вплотную приближаемся к месту, куда так рвутся особо разгоряченные руководители российских клубов после "несправедливого итогового счета". Мы в судейской комнате. Бригада Феликса Брыха, обслужившая субботний матч, ютилась в небольшой комнатке без окон. На столе - фрукты, сладости, много-много воды, энергетические напитки и... пиво. Как нам объяснили, к пенному напитку арбитры бундеслиги притрагиваются исключительно после игры, для снятия напряжения. Хотя был случай, когда один рефери, имя которого история уже не помнит, решил поднять себе настроение и в перерыве залил в себя жгучую смесь из пива и шнапса. В таком состоянии он как-то еще вышел на поле, но работать, конечно, не смог. Его подхватили под руки и увели. Однако его дело живет и процветает .

  

 Выход на стадион совсем рядом. Я тактильно ощущаю, как на моей спине загорается надпись Zinoviev №10, представляю, что надо мной бушует людское море, и размеренно вышагиваю из тоннеля на поле, где, как мне кажется, сегодня будет играться как минимум лигочемпионский полуфинал.

 

Шучу-шучу, конечно. Нет, здесь пустынно и хотелось бы сказать, что тихо и спокойно, но вот рабочие, скользящие по рядам с вентиляторами (или как они называются?) наперевес, решительно не дают это сделать. Уборка арены началась ранним утром и продолжается до сих пор. 

Так и тянет разбежаться и проскользить на коленях по гладкой траве a la Mou. Но зеленому ковру нужен отдых. Именно поэтому здесь перестали проводить концерты мировых звезд. А ведь когда-то бременцы могли прийти на родной стадион и классно оторваться под вечные хиты Майкла Джексона, погрустить вместе с Брюсом Спрингстином под его невероятно мелодичную Streets of Philadelphia или понять, почему банда Джеймса Хетфилда - самая коммерчески успешная метал-группа всех времен.

 

 Реконструированный Везерштадион внутри так же красив, как и снаружи. 

 Ostkurve - святейшее место для всех фанатов "Вердера". Самые ожесточенные споры непременно возникают тогда, когда некоторым руководителям клуба приходит в голову что-то тут поменять. Последний раз строительный кран был замечен в период с 16 мая 2010 года по 27 февраля 2011 г. В рамках масштабной модернизации трибуна подверглась некоторым косметическим правкам.

 

Второй дом для Мехмета Экичи и двух его опальных друзей - Марко Арнаутовича и Эльджеро Элии. 

 Это, конечно, не супермягкие и сверхтехнологичные кресла от Ауди для мадридского "Сантьяго Бернабеу", но сидеть можно.

 "Быть Томасом Шаафом". Кто-то не удержался и решил поиграть в менеджера. Глеб, ну скажем прямо - игроки тебя не очень-то слушались :-)

 Миллион раз я видел эту картинку на фотках с Google Pics. Теперь увидел ее вживую.

 

 На этом "уличная" часть экскурсии завершается и мы, проходя через ложе прессы, возвращаемся в коридоры стадиона.

 

"Eсли бы я был тренером и имел в своем распоряжении Аилтона, он бы у меня играл все 90 минут". Бессмертное высказывание шароподобного бразильца о себе любимом напоминает всем и каждому, что такой футболист мог стать лучшим только в Бремене.

  

 Очень важные гости, приходящие на Везерштадион, могут уединиться в специально отведенных для этого помещениях. Где-то можно просто посидеть за столиком миниатюрного кафе, потягивая Бекс и наблюдая за перипетиями матча через стекло. Где-то можно развалиться в удобных креслах. А в некоторых ВИП-ложах можно создать абсолютно домашнюю обстановку: рядом только близкие, на гриле шкварчат сосиски и вот-вот начнется игра. Перед каждым сезоном абсолютно все ВИП-боксы на стадионе раскупают.

Финальная и самая долгожданная остановка. Вузеум - бременский музей истории. Истории "Вердера".

  

 Разрезанный напополам огромный футбольный мяч в центре снова возвращает нас к лихой жизни дома "бело-зеленых". Кирпич, лежащий у подножья, - фрагмент старого Везерштадиона.

  

Честно сказать, глаза разбегаются, не знаешь, на что смотреть, а смотреть хочется на все. На трофеи, афиши, футболки, книги, ретро-костюмы и, непонятно как доставленный сюда, автомобиль.

На борту авто вытатуированы главные достижения клуба. Правда, самое свежее из них здесь отсутствует.

 

 Трофейная. Ввиду того, что "Бремен" - клуб скромный и к постоянному успеху не привыкший, он радуется любым победам, и с удовольствем складывает в музей  различные кубки и чаши. Но два главных вы, конечно, сразу узнаете.

 

Красочные портреты легенд располагаются поблизости. 

Перебираюсь в другую половину зала и вижу культовый капповский Young Spirit, залитый слезами Аилтона. "Кугельблитц" сыграл в этой футболке свой последний матч за "Вердер".  

 

 "Великий и Ужасный" Марадона приезжал вместе с "Наполи" в Бремен в далеком 1989 г. "Адзурри" получили 5 мячей в свои ворота и распрощались с надеждами выйти в четвертьфинал Кубка УЕФА - дальше пошли бойцы Отто Рехагеля.

 А это уже новейшая история, свидетелем которой мне довелось стать. Вот из-за этого крошечного комка бумаги иногда одна команда оказывается сильнее другой и выходит в финал второго по значимости клубного турнира Европы. Не верите? А пожалуйста.

 

 Балахон Томаса Шаафа все с того же триумфального 2004-го года.

 

Я не могу насытиться. От каждой вещи исходит какая-то удивительная энергетика, и ты стоишь, завороженно глядя на нее. Кажется, уже неприлично долго. На экране монитора, установленного здесь же, мелькают кадры кинохроники - лучшие игры "Вердера" пробудили в болельщиках ностальгические чувства. Но Аня с Джермейном предлагают немного развееться и поиграть, и мы следуем за нашими поводырями. В подтрибунном помещении натыкаюсь на работу великого бразильского художника Диего Рибаса да Куньи "63 метра до цели". 

Нас ждет всенемецкое развлечение под названием Torwand (нанесенное на стену изображение футбольных ворот с двумя отверстиями для мяча в левом верхнем углу и правом нижнем) и интернациональный настольный футбол. Разбившись на 4 группы - А,В,С,D, - мы по кругу соревнуемся в этих двух дисциплинах. Побеждает, разумеется, дружба.

Я не хочу уходить. Я просто не хочу никуда отсюда уходить. Но надо. Хотя бы для того, чтобы через год вернуться в свободный ганзейский город Бремен вновь.

 

Конец.

Gorky

Часть 1

Часть 2

Часть 3