Харри Грегг – герой Мюнхена. Он вытащил Басби и других из-под обломков после авиакатастрофы
От редакции: вы в блоге «Диагноз: футбол», а это текст о Харри Грегге – человеке, который выжил в мюнхенской авиакатастрофе «МЮ» и спас несколько человек. 17 февраля бывший голкипер скончался, ему было 87. Текст был впервые опубликован в 2014 году.
6 февраля 1958 года произошла мюнхенская авиакатастрофа, унесшая жизни 23 человек, 11 из которых были игроками и тренерами «Манчестер Юнайтед». Предлагаю вспомнить не о деталях той ужасной трагедии, а о человеке, без вмешательства которого все могло закончиться еще более плачевно. Это голкипер «красных дьяволов» Харри Грегге – парне, вытащившем из горящих обломков самолета нескольких одноклубников, тренера Мэтта Басби и еще часть пассажиров. За этот подвиг он удостоился прозвища «Герой Мюнхена».
До Мюнхена
Харри Грегг (настоящее имя Генри Грегг) родился 27 октября 1932 года в Марафелте, Северная Ирландия. В юности он подумывал о том, чтобы зарабатывать на жизнь столярничеством и даже начал обучаться этому ремеслу, параллельно играя в футбол за команду «Виндзор Парк Свифтс» (резервисты белфастского «Линфилда»), а чуть позже перейдя в «Колрейн» – клуб из одноименного города графства Лондондерри.
В 1952 году 18-летнего паренька заприметили скауты выступавшего во втором английском дивизионе «Донкастер Роверс», куда он и перебрался, оставив за спиной Ирландское море. Там и был подписан первый взрослый контракт. За первые три сезона Харри, притираясь к партнерам и матерея, сыграл всего 12 матчей, а после стал основным голкипером команды. В 1957 году надежная игра североирландского вратаря, уже привлекавшегося в национальную сборную, не прошла мимо Мэтта Басби и его правой руки Джимми Мерфи, и уже в декабре состоялся трансфер Харри Грегга в «МЮ» за рекордную для игрока его амплуа сумму в 23 тысячи фунтов стерлингов.
Мюнхен
А после был Мюнхен… Думаю, нет смысла описывать все детали той трагедии – огромное количество статей, воспоминаний и хроники можно найти в интернете и в подшивках газет, но о подвиге Харри Грегга, разумеется, не сказать нельзя.
Для рейса 609 сразу все пошло наперекосяк. Пилоты дважды пытались осуществить взлет, и оба раза им это не удавалось. 25-летний вратарь вспоминал позже, что перед третьей попыткой всех пассажиров попросили покинуть самолет и дождаться разрешения ситуации в аэропорту. Когда же после возвращения на борт Харри занял свое место и посмотрел на товарищей, то отметил, что в салоне повисло гнетущее напряжение, сменившее беззаботные шутки «малышей Басби», карточные игры и чтение книг. «Молчание игроков лишь изредка прерывалось нервным кашлем и чьим-то судорожным смехом. Джонни Берри крикнул кому-то: «Я не знаю, почему ты смеешься, ведь этот самолет собирается угробить нас всех». Лиам Уилан тихо произнес: «Если пришло время умереть, то я готов к этому».
Разгон, грохот, скрежет металла, огонь…
Спустя несколько секунд Харри приоткрыл глаза и подумал, что уже мертв. Но, придя в себя, он выбрался из капкана своего сиденья и пошел на свет, пробивавшийся сквозь дым через дыру в фюзеляже. Выкарабкавшись из обломков самолета, вратарь услышал детский плач. Не задумываясь об опасности, он вернулся в салон, чтоб совершить самый важный сэйв в своей жизни: выносил из раскуроченного «Эйрспид Амбассадор» людей одного за другим, несмотря на тщетные попытки выжившего пилота Джеймса Тейна остановить его, потому что в любую секунду остатки воздушного судна могли взорваться. Грегг раз за разом проникал в самолет, вытаскивая из полыхающего брюха стальной птицы и живых, и мертвых пассажиров – разбираться, кто еще на этом свете, а кто уже на том, было некогда. Среди спасенных североирландцем людей были футболисты Бобби Чарльтон, Джеки Бланчфлауэр, Деннис Вайоллет, тренер Мэтт Басби, а также Вера Лукич (беременная жена югославского дипломата, а в будущем мать Джона Лукича – голкипера «Арсенала» и «Лидса») и ее дочь.
«Убедившись, что спасатели взяли ситуацию под контроль, я опустился на колени и заплакал, благодаря Бога, что некоторые из нас были спасены, – вспоминал Грегг. – Я никогда не видел смерти, и никогда не хотел снова испытать этот опыт». Спустя три года, в 1961-м, Джордж Бест, почитавший за честь чистить бутсы вратаря «МЮ», говорил: «Храбрость это одно. Но то, что сделал Харри – это больше, чем просто храбрость. Речь идет о его большой душе».
Отрывок из фильма «Юнайтед. Мюнхенская трагедия»
Отрывок из эпизода «Мюнхенская трагедия» (сериал «Расследование авиакатастроф») канала National Geographic
После Мюнхена
Сразу вернуться в футбол после такого потрясения было сложно, да и сам клуб был на пороге расформирования из-за нехватки кадров (погибли восемь игроков, два тренера и секретарь команды), но железный характер Харри сказал свое слово и здесь. Североирландец наряду с Биллом Фоулксом, Деннисом Вайоллетом и Бобби Чарльтоном стал тем стержнем, вокруг которого начал строиться новый «Манчестер Юнайтед». Собранный с миру по нитке «сырой» состав «красных дьяволов» даже дошел до финала Кубка Англии в 1958 году (пусть и проиграл его «Болтону»; проиграл в некоторой степени из-за крайне сомнительного гола Нэта Лофтхауса, буквально затолкавшего Харри Грегга с мячом в ворота ценой травмы голкипера), а вот в чемпионате страны выиграл лишь один матч, заняв в итоге девятое место.
Все это время Харри страдал от частых головных болей, принимал таблетки, посещал нейрохирурга. В первую очередь это было следствием психологической травмы. Он стал посвящать огромное время тренировкам и самозабвенно играл в дни матчей, находя только в этом свое главное лекарство.
«Если бы не футбол, у меня случилось бы помутнение рассудка, – рассказывал Грегг. – Если бы мне пришлось сидеть дома после всего случившегося, я бы свихнулся. Я столько всего увидел и жалею об увиденном. Футбол спас мой разум. Он спас мне жизнь».
В 1958 году Грегг стал основным вратарем сборной Северной Ирландии и поехал на чемпионат мира в Швецию. Там североирланцы дошли до 1/4 финала, а сам Харри был признан лучшим голкипером мундиаля, с большим отрывом (478 голосов против 122) опередив нашего Льва Яшина.
Казалось, жизнь стала налаживаться, но беда все же заглянула в дом Грегга. Через три года после мюнхенской трагедии его жена Мейвис умерла от рака. Харри говорил тогда, что стал терять веру в Бога. Позже он женился еще раз, на Кэролайн Маундерс, которая родила ему четырех детей: Джули, Джейн, Сюзанн и Джона-Генри. А от первого брака у него остались две дочери: Линда и Карен.
Жизнь продолжается
Харри Грегг выступал за «МЮ» до конца 1966 года, в сумме проведя 247 матчей, из которых в 48 оставлял свои ворота «сухими». Он так и не выиграл с манкунианцами ни одного крупного трофея: из-за серьезной травмы плеча не сыграл в победном кубковом финале в 1963 году, а травмы и рецидивы не дали Харри провести достаточного для получения медалей количества матчей в победных сезонах 1964/65 и 1966/67 (0 и 2 матча соответственно). В декабре 1966-го Грегг перешел в «Сток Сити», за который провел всего два матча во второй половине сезона, после чего решил завершить карьеру в возрасте 34 лет.
В 1968 году Харри сделал первые шаги на тренерском поприще, возглавив скромный «Шрусбери Таун». В ноябре 1972-го он стал главным тренером «Суонси Сити», а в феврале 1975-го – «Кру Александра», в котором проработал до 1978 года. Именно в это время Греггу поступило предложение от Дейва Секстона, который сменил у руля «красных дьяволов» Томми Дохерти, поработать тренером вратарей в «Манчестер Юнайтед». Грегг согласился и пробыл в этой должности до 1981 года, вплоть до увольнения Дейва. Следующим клубом стал «Суиндон Таун», где ирландец был ассистентом Лу Макари. Последним же местом работы Харри Грегга стал «Карлайл Юнайтед», который в сезоне-1986/87, несмотря на все усилия тренера, рухнул в четвертый дивизион.
Бобби Чарльтон и Харри Грегг
После завершения тренерской карьеры Грегг какое-то время пробовал себя в гостиничном бизнесе. В 1995 году он получил Орден Британской Империи, а в преддверии 40-летней годовщины мюнхенской трагедии принял участие в серии тематических телепередач. Десять лет спустя Харри внес вклад и в съемки документального фильма «One Life: Munich Air Disaster», в котором он вернулся на место аварии впервые за 50 лет и встретил сына Веры Лукич, которым она была беременна во время крушения самолета.
24 апреля 2009 года на долю Харри Грегга выпало еще одно испытание – в возрасте 50 лет скончалась его дочь Карен. Как и первая жена, от рака.
16 апреля 2012 года канал National Geographic показал эпизод «Мюнхенская трагедия», в котором Харри Грегг рассказал о команде, «малышах Басби» и о своем героическом поступке.
29 декабря 2018-го Грегг стал офицером Ордена Британской империи. 17 февраля 2020-го героя Мюнхена не стало.
Фото: Gettyimages.ru/John Peters/Manchester United, Keystone/Hulton Archive; globallookpress.com/www.imago-images.de, Talking Sport/Photoshot
Деду - земля пухом.