Почему еще чуть-чуть – и мы возненавидим сборную России
Юрий Дудь – о том, должны ли русские клубы пожертвовать всем ради чемпионата мира-2018.
За последнюю неделю я окончательно сформулировал, почему ни за что на свете не хотел бы работать президентом Российского футбольного союза.
Для начала в субботнем интервью «Спорт-Экспрессу» Николай Толстых подтвердил то, о чем мы писали еще в конце лета: его ежемесячная зарплата составляет 120 тысяч рублей. Самый большой босс огромной индустрии, получающий меньше сотрудников пресс-службы Объединенного чемпионата России и Украины, это неправильно. В какой-то момент многие из нас готовы пойти на меньшие деньги ради большего удовольствия, но тогда я испугался бы другого: если руководитель РФС получает 120 тысяч, сколько тогда падает на карточку его ключевым сотрудникам? Тем, которые должны привлекать спонсоров, выстраивать маркетинг, организовывать информационную оборону. Их зарплаты нельзя назвать нищенскими, но они совершенно точно сильно ниже тех, что есть на рынке. Пытаться привести в порядок хромую и хилую компанию, комплектуясь теми, кто не пригодился на предыдущих местах, – этого я бы точно не хотел.
Во второй раз я посочувствовал Николаю Толстых вчера поздним утром – именно тогда он появился с докладом в Государственной Думе. Отчитываться о чем бы то ни было перед парламентом, который не сегодня так завтра введет уголовное преследование за удар с пыра или прокидывание мяча между ног соперника, – что может быть печальнее и унизительнее?
Впрочем, уже к обеду я перестал переживать за Николая Толстых. Недлинная механическая речь президента РФС заставила волноваться о самом себе. Вот главный отрывок из выступления Николая Толстых:
– Нужно на данном этапе определить конкретный круг спортсменов, которые три полноценных сезона будут заниматься только подготовкой к чемпионату мира и во многом отрекутся от всякого рода свобод.
Футбольные клубы также должны признать, что главная задача на ближайшие годы – подготовка к домашнему чемпионату мира.
Очень важно, чтобы кандидаты в национальную команду получали игровую практику, а не сидели на скамейке запасных.
Как все-таки я молод и глуп!
Я думал, что задача клубов в том, чтобы строить стадионы и притягивать на них болельщиков, а не открывать вечером интернет и вздрагивать от заголовка: «На матч «Спартак» – «Локомотив» пришло больше болельщиков, чем на остальные 7 матчей РФПЛ вместе взятые».
Думал, что задача клубов в том, чтобы проводить матчи так, чтобы на входе людей не обыскивал проктолог, а на выходе – не запирали на холоде как крупнорогатый скот.
Думал, что задача клубов в том, чтобы организовывать собственное хозяйство таким образом, чтобы не проводить домашние матчи в 460 км от дома (именно столько между Пермью и Уфой).
Думал, что задача клубов в том, чтобы не затевать матчи Кубка России в среду в 13.30 (всем добро пожаловать завтра в Подольск).
Думал, что задача клубов находить талантливых футболистах даже не в самых очевидных местах – хоть в Болгарии, хоть в Швеции, хоть в Белгородской области – любоваться ими, развивать, продавать, ну или оставлять в команде на долгие-долгие годы.
Думал, что задача клубов в том, чтобы отлипать от государственного вымени и не подкашиваться в голодных судорогах, когда старого губернатора сменит новый, а в его предпочтениях блэк-джек и нарды гораздо выше футбола.
Думал, что задача клубов в том, чтобы понижать зарплатную ведомость, в том числе лишая сверхприбыли тех, кто добивается ее только лишь из-за лютующего лимита.
Думал, что задача клубов в том, чтобы формировать крутую зрелищную лигу, которую хотелось бы включать хоть на телевизоре, хоть на смартфоне, хоть на утюге.
Думал, что задача клубов в том, чтобы развивать футбол – за счет себя и за счет тех, кто рядом.
Николай Толстых выступил в Госдуме и дал понять, что я был не прав.
Чем ближе чемпионат мира, тем сильнее наше раздражение вокруг команды, которую пока тренирует Фабио Капелло. Чем ближе чемпионат мира, тем агрессивнее нас будут убеждать: сборная России не имеет права там провалиться. Хотя на самом деле провалиться на нем не может Россия, а сборная – сколько угодно. Сборная России – моя родная и, так получилось, единственная любимая команда. Но даже это не мешает мне считать: стадионы, построенные вовремя, гости, расселенные по нормальным гостиницам, а не строительным вагонам, самолеты, которые благополучно взлетят и приземлятся во Внуково, Пашковском и Кольцово, – все это для меня гораздо важнее того, на какой стадии Кокорин, Шатов и Игнашевич расстанутся с чемпионатом мира.
Чемпионат мира-2018 как пышная русская свадьба с лимузином, цыганами и шоколадным фондю, на которые семьи молодых копят несколько лет, ужиная все это время гречкой и переступая сугробы позапрошлогодними сапогами. Без пышной свадьбы быть счастливым возможно; без человеческого достоинства, с которым проживаешь каждый день и перед, и после нее, – нет.
Жертвовать клубным футболом ради сборной значит срывать стоп-кран отрасли, которая и так еле движется. Просто закройте глаза, подумайте минуту и решите, что вам важнее: относительно сильный и относительно правильный чемпионат России, который приходит к вам каждые выходные, или возможно сильная и возможно правильная сборная России, которая является миру несколько раз в год и копит силы для Великого Рывка-2018?
Я для себя на этот вопрос ответил. Николай Толстых, к сожалению, тоже.
Почему российский спорт ждет катастрофа. И почему это хорошо
Фото: Fotobank/Getty Images/Alexandre Loureiro
Закладывают какие-то нездоровые надежды - обычно в таком случае сборная жидко обделывается.
Сборная России - это обычная такая средняя сборная, уровня Норвегии, Венгрии, Болгарии.
Самое печальное, что в ближайшие 4 года нас будут пичкать популистическими речами политиков/аналитиков а-ля: "Мы будем в финале играть с немцами и припомним им 45-ый!", затем будет логичный провал в группе, возможно(!) 1/8 финала с лузом итальянцам например (0:1), ну и наконец прямой эфир у Малахова с обязательным Жириком/Хиншетйном/Ваенгой/прочей мразотой.
Да, и главное, до 2018-ого года еще надо дожить и не превратиться в КНДР.
Стадионы, инфраструктура, культурный обмен, толчок к развитию - это цели.
А Кокоша и Дзюбоша сильнее Ройса и Гётце не станут, хоть что с ними делай.
– Нужно на данном этапе определить конкретный круг граждан, которые три года будут заниматься только ________ и во многом отрекутся от всякого рода свобод.
Граждане также должны признать, что главная задача на ближайшие годы – подготовка к _______.
Выиграли - нормально, проиграли - как-то пофиг! Был всплеск интереса к ней на ЧМ, но после показанной "игры", он сменился каким-то равнодушием, граничащим с неприязнью к этим людям. Она уже никак не ассоциируется у меня с командой, игроки которой сражаются за мою страну! Просто сборная из зажравшихся, ленивых, посредственных игроков, которые всем своим видом показывают, что отбывают повинность на поле и вообще им на все пофиг!
И так не только у меня, почти у всех моих знакомых...
Сочи также кляли, а потом купленные медальки родили в одуревших от "побед" головах почитание ВВП, да так, что аннексия чужой территории стало вдруг подвигом. Так и с дурдомом "ЧМ18" будет.
Пропала Россия.
Поздно спохватились. За оставшееся до чемпионата мира время, молодые и талантливые игроки, готовые к такому крупному турниру не появятся даже по приказу президента. Нужно брать пример с Германии, а не гордо заявлять "У нас свой путь" который обычно приводит в одно всем известное место начинающееся на букву "Ж".