«Спартак»: эксперименты продолжаются. Время идет
Ситуация во главе турнирной таблицы меняется очень быстро. Не успел я написать, что ЦСКА сократил отрыв от «Зенита» и в чемпионат вернулась интрига, как армейцы потеряли очки, а питерский клуб уверенно победил. И все вернулось на свои места. Впрочем, в последнее время, учитывая игры в Лиге чемпионов, я немало внимания уделил именно этим клубам. А сегодня, учитывая то, что игра «Спартака» и «Локомотива» была центральной в туре, хотелось бы больше внимания уделить действиям красно-белых.
Я уже как-то писал, что главный тренер спартаковцев Якин пока остается для меня загадкой. Не хочу утверждать, что он растерялся, попав в новые для себя условия российского чемпионата, однако то, что поиск оптимального состава команды носит своего рода спорадический характер – это для меня факт. Якин то попадает в точку, выпуская каких-то игроков, то вдруг в очередном матче команда теряет лицо. А сейчас вот и вовсе оказались в ситуации, когда «Спартак» не может выиграть уже четыре матча подряд. Это, конечно, не катастрофа. Но – сигнал. Главный тренер строит команду по своему разумению, ищет, что-то находит, что-то теряет. Владелец клуба Федун говорит о своей поддержке тренера. Хотя мы все понимаем, и примеров тому было достаточно, что сегодня в человека верят, а завтра…
Думаю, что трехнедельная пауза в чемпионате в какой-то степени стала неприятной неожиданностью для тренерского штаба «Спартака». Тренер остался без игроков, тренироваться было по сути не с кем, поскольку очень многие разъехались в сборные. Очень сложный момент. Но вот теперь все вернулись в строй, наконец-то выздоровели Широков и Мовсисян. Стало легче? Не думаю. С точки зрения потенциала – да. Но, этих игроков еще надо внедрить в игровую модель. И, видимо, это не такая простая задача. Точнее говоря, сходу ее не решить.
Что мы наблюдали вчера? Выходит команда, в которой пять защитников и пять полузащитников. Я такого давно не видел. Удивился этому и тренер «Локомотива» Божович, который стал размышлять на тему: чтобы это значило? А болельщики «Спартака» так, по-моему, просто обалдели. Не верили, что такой состав можно выпустить играть, а Дзюбу, Широкова и Мовсисяна оставить сидеть на лавке. Что хотел тем самым сказать Якин, так и осталось неясным. Для меня, например, однозначно. Атаку не усилил, оборону – не усилил, хотя она номинально состояла из половины команды. Но главное – не получалось никакой игры в середине поля.
Да, внешне многие выглядели активно, старательно. Но КПД такой внешней активности был нулевой, по сути. Не случайно, что Якин во втором тайме, словно преодолевая какой-то внутренний страх, сначала убрал Чельстрема, выпустив Широкова, потом появился Мовсисян, затем и Дзюба на последних минутах. То есть, ударная сила команды возросла многократно. Почему нужно было ждать второго тайма, мне сказать трудно, но ведь уже по первым минутам стало очевидно, что в очередной раз переделанный состав не мог найти взаимопонимания. Перепасовки поперек поля, в лучшем случае средний темп… И никого впереди. Да, бегал туда-сюда по полю Глушаков, но все это выглядело как-то бесцельно. Чельстрем показался мне усталым с первых минут, Тино Коста остался в запасе, хотя мне думалось, что на этого игрока Якин решил ставить более серьезно. Хурадо и Промес впереди? Получился еще один случайный вариант, ничего более.
Не знаю, что там происходит с Дзюбой, которого слухи отправляют уже и в «Локомотив», но он все-таки форвард. Хоть потолкаться впереди может, что уже вызывает нервозность у защитников. Худо-бедно он сыгрался со своими партнерами, где-то им скинет мяч под удар, где-то сам готов ударить. Да, перестал забивать, но причины этого понятны, мы о них уже не раз говорили. Не думаю, что и для тренерского штаба «Спартака» такой голевой спад Дзюбы стал каким-то откровением. Просто надо искать новые тактические варианты. А то получается так: в одной ситуации – полное доверие к игроку, чуть что-то там изменилось, возникли какие-то трения в отношениях – сиди на скамейке.
Хорошо еще, что получился удар у Широкова, которого проворонили защитники. Но это же не показатель налаженной игры впереди. Связи в команде были нарушены, начиная с первого тайма, сам Широков, выйдя на поле, тоже выглядел несколько скованно, что и понятно. С Широковым партнерам еще надо будет сыграться. А ему – с ними. Причем, именно в игре, а не на тренировках. Это совершенно разные условия. Непонятно, как будет выглядеть Мовсисян. Будет он в паре Дзюбой или его Якин начнет ставить одного, а Дзюба станет выходить на замену. Или наоборот Мовсисян еще не готов играть полный матч? Много вопросов. Это очень хорошо, что все столь долго ожидаемые футболисты поправились. Однако – это новая головная боль тренера. Игроков и весьма качественных в команде много. Теперь Якину надо собрать их в один коллектив, способный решать серьезные задачи. Потому что за разговорами о дебютном сезоне нового тренера, о старте чемпионата, на самом-то деле прошло уже одиннадцать туров.
Наверное, многим болельщикам хочется уже в следующем матче чемпионата увидеть на поле и Широкова, и Дзюбу, и Мовсисяна вместе. Но, так легко только на бумаге. Надо, чтобы и они понимали, кто и чем должен заниматься, и кто будет им, образно говоря, подносить патроны. Это я, прежде всего, говорю про нападающих. А на Широкова многие надеются как на креативного человека, способного связать атаку и защиту, создав что-то путное в полузащите, которая сейчас подвергается постоянным экспериментам, как и игра всей команды. Якин должен понимать, что пора налаживать эту игру, а не делать замены ради замен. Один тайм – весьма оборонительный вариант, второй, особенно ближе к концовке тайма – резко атакующий акцент. Тренеру надо все тонко чувствовать и представлять, как можно распорядиться игроками, находящимися в его ведении. Так что будем наблюдать за дальнейшими шагами и действиями, как главного тренера, так и всей команды в целом. Нынешнее место в турнирной таблице – это совсем не то, что хотят видеть болельщики «Спартака».