Житейские воззрения кота Мурра
Первая ошибка, которую совершает потенциальный читатель «Житейских воззрений кота Мурра», глядя на название произведения, это предположение, что книга — милое житие-бытие котика.
Нет, кот там действительно есть, и его действительно зовут Мурр, только книга совсем не о том, как не ладили люди с котом. Извините, занесло.
Так вот. Гофман использует приём с издателем, мол, настоящая рукопись, попавшая в руки, написана котом, но между листов были черновики и промокашки некой биографии, которую по ошибке напечатали в одном томе вместе с текстом самого кота. Черновиков, как оказалось, намного больше «оригинального» текста. Эта вторая линия полностью затмевает кошачью историю: она интереснее, сюжетнее, не раздражает кошачьим самолюбованием, и, как ни банально, ближе к человеческому.
Меня раздражало очеловечение кошачьих и не только питомцев, вплоть до распития алкогольных напитков в виде селёдочного рассола. Понятно, что это лишь символизм и не надо воспринимать все эти людские проявления в кошачьей жизни (даже с учётом того, что Мурр — единственный кот в мире, умеющий читать) так серьёзно, но они напрягали. Подобных претензий во время биографических вставок о Крейслере не наблюдалось. Что по меньшей мере логично.
У людей же всё куда проще. Подумаешь, какая-то тайна, внебрачные дети, любовь княгини к учителю, сватовство князя из соседнего государства, дворцовые интриги и прочие средне- и неоченьсредне- (в смысле, более современные) –вековые типичные для романов события и сюжеты.
Эта «людская» линия представляет собой одну из частей так называемой «Крейслерианы» — цикл, включающий себя кроме романа и рассказов и музыкальные произведения. Этот роман, ставший в творчестве Гофмана последним, является автобиографичным: в 1810-м году Эрнст Теодор Амадей выдумывает капельмейстера Иоганнеса Крейслера, ставшего для самого Гофмана настоящим alter-ego.
Если узнать о том, что писатель пытался изобразить в герое себя, перед прочтением, роман играет дополнительными красками. Решаешь для себя увлекательный ребус: что является художественным приёмом, а где автор говорит о себе откровенно, где он настоящий, а где таков, каким бы хотел казаться — себе или окружающим.
Юлия, в которую был влюблён Крейслер в «Житейских воззрениях» существовала и в жизни самого писателя — она была его ученицей музыки. Жизнь различается с выдуманной реальностью хотя бы в том, что Гофман был женат.
И в этом вся прелесть литературы: здесь можно дать волю событиям, которые в жизни произойдут примерно никогда. Здесь все неосуществлённые мечты могут стать явью. Но так ли надо самообманываться Гофману? Или лучше запереть своего героя в монастырь?
Ну а сам любимый кот Гофмана по кличке Мурр умер незадолго до публикации второго тома «Воззрений». Автор пережил своего питомца всего лишь на 7 месяцев.
6,5/10