Как первый Гран-при России смотрелся вживую
Кирилл Благов – об ощущениях от приезда «Формулы-1» в Сочи.
Наступление гоночного уикенда в Сочи выдают поднятые минимум в полтора раза цены на услуги вроде такси и напряженность полицейских, переведенных в режим постоянного ожидания президентского кортежа. Олимпийские кольца сменились фирменными флагами «Формулы-1», вместо огня фоном для фото теперь служит соруженный из зелени болид.
На набережной в центральной части города время от времени мелькают болельщики в атрибутике самых популярных команд, сотрудники которых наполняют суетой лобби больших отелей. Белоснежные террасы с убаюкивающим видом и сетами из морепродуктов с ценником под пять тысяч соседствуют с душными столовыми, предлагающими порцию барабули за 80 рублей. Козырем локального стритфуда становится арбузный фреш.
Главный хит местных лавок с товарами на все случаи жизни – футболки с изображением президента. Путин на коне, Путин в комбинезоне пилота «Формулы-1», Путин, Путин, Путин. Многие из них сопровождают подписи в духе «Своих не бросаем» или «Самый вежливый человек», в паре случаев буквы складываются в обескураживающую реплику «Обидевший Россию больше трех дней не проживет».
Теперь понятно, почему Берни Экклстоун засыпал комплиментами идейных вдохновителей и организаторов сочинского Гран-при.
***
Наследие Олимпийских игр – это не только рассыпанные по Имеретинской низменности дворцы, но и пестрые костюмы Bosco, которые разбавляют привычный для «Формулы-1» коктейль из мини-шорт, узких платьев, страз и творений Кристиана Лабутена. Чтобы понять, какая аудитория собирается на главной трибуне сочинского автодрома, достаточно полистать инстаграм какого-нибудь модного московского клуба или ресторана. Многие оказались на гонках впервые. Хватало и тех, кто просто приехал в Сочи по корпоративным программам.
Когда обладателей самых дорогих билетов приглашают на прогулку по пит-лейн, девушки меняют бокалы с шампанским на большие камеры и принимаются фотографировать своих мужчин рядом с болидами. Просматривая готовые кадры, те довольно кивают и вспоминают пацанов, которым это нужно будет отправить.
В перерыве между заездами на улице идет бойкая торговля атрибутикой. Бейсболки за 3500, футболки за 4000, командные поло – 7500, куртки – 15000, детские слюнявчики – тысяча рублей, медведи – три.
– Бери вот эту, они завтра выиграют.
– Мне под платье не подойдет, нужна белая.
В результате у трех человек их десяти появляется новая кепка, кто-то спешит переодеть футболку.
Девушки без спутников на автодроме в Сочи – такая же редкость, как день без сообщений о росте курса евро. Те, кто все же умудрялись прийти в одиночестве или ограничивались компанией подруг, моментально становились жертвами курортного пикапа. На моих глазах двое подгоревших на солнце мужчин в шортах и мокасинах Louis Vuitton на протяжении десяти минут отчаянно приглашали на ужин двух девушек в критически коротких платьях и ультра-розовых туфлях. Все ограничилось совместным фото.
***
На следующий день центральные трибуны автодрома заполнились под завязку. Вдохновленные исполнением гимна, зрители принялись было кричать «Россия! Россия!», но довольно быстро вспомнили, что пришли не на футбол, успокоились, и стали терпеливо наблюдать за пролетающими мимо болидами.
Когда шум моторов тонул в дальних поворотах, трибуны наполняли споры о том, где накануне случилась лучшая вечеринка. Кто-то рассказывал, что ужинал в одном ресторане со Стивеном Сигалом. Кто-то листал в телефоне селфи с блондинками и удивлялся, когда собеседник не понимал, кто это.
С рассуждениями в духе Сочи – новый Монте-Карло в целом можно согласиться, хотя для этого и нужно будет сделать кучу скидок. Даже в случае унылой гонки те, кто выберется сюда на выходные, вряд ли будут разочарованы. Всевозможные развлечения, которые по случаю Гран-при продюсируют люди со всего мира, и двадцать градусов тепла в середине октября делают свое дело.
Гран-при Сочи – в первую очередь не гонка, а все то, что происходит вокруг нее.
***
Сама гонка получилась скучной. На десятом круге я ушел с трибуны и стал смотреть трансляцию на огромном экране в паддок-клубе – с просекко стало чуть веселее, но не настолько, чтобы можно было, например, забыть о своем смартфоне. Выйти на улицу заставляло только появление болидов на пит-лейне. Вот чей-то мотор обаятельно похрюкивает на низких оборотах. Вот кто-то сверкнул отполированным шлемом. А вот болид, выдохнув клубок дыма, покатился в боксы. Хоть немного, но тонизирует. В целом же предвкушение финиша гонки по ощущениям напоминало ожидание стакана минералки, когда сидишь на 44-м ряду заполненного под завязку авиалайнера.
Ситуацию спасает команда «Уильямс Мартини Рейсинг», пригласившая досматривать гонку в свой гараж. Первым делом надеваю наушники – непременный атрибут причастности к происходящему. Накануне Валттери Боттас – финский парень, росший на музыке Offspring – был хорош в квалификации, и теперь за десять кругов до финиша претендует на место на подиуме. В наушниках раздаются подсказки инженеров, через несколько секунд Боттас пролетает мимо гаража, вся команда сосредоточенно смотрит на мониторы.
За несколько кругов до финиша становится понятно, что если не случится критических ошибок, подиум у Боттаса будет наверняка. Шипение в наушниках, Валттери на связи, команда по-прежнему не позволяет себе расслабиться. В наушниках объявляют, что пошел последний круг гонки – в гараже по-прежнему спокойствие – и только перед выходом Боттаса на финишную прямую десяток человек в белых комбинезонах срывается со стульев и со всех ног несется к решетке, отделяющий питлейн от трассы. Они запрыгивают на решетку, просовывают руки сквозь нее и приветствуют Валттери, который приносит команде шестой подиум в этом сезоне. Из наушников доносится: «Good job, fantastic race». Сбрасываю их и устремляюсь в сторону подиума.
Выбежавшие из гаража на питлейн парни от радости давят друг другу ноги, присвистывают и обнимаются на ходу. Пилоты оставляют свои болиды, приветствуют команды и через пару минут поднимаются на подиум. Круче них в этот момент нет никого на свете.
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов (1, 5, 6); Кирилл Благов (2, 3, 4, 7, 8); Fotobank/Getty Images/Paul Gilham
Валттери Боттас: «За концерт Offspring готов заплатить любые деньги»
Если бы он написал про тысячи обычных болельщиков, многие из которых годами мечтали приехать на эту гонку, чтобы просто посмотреть Формулу-1 вживую с трибуны, которые неотрывно следили за всеми заездами, включая гонки поддержки и тренировки, и которые в итоге остались просто в восторге от увиденного, ощущение от статьи было бы совсем другим. Но это ведь никому не интересно читать, это же всего лишь обычные люди...
То, про что статья - это на самом деле капля в море. Просто все журналисты пишут "изнутри".. Вряд ли кто-то весь уик-енд просидит на обычной трибуне среди простых болельщиков и потом сделает про это репортаж. А ведь все эмоции, все настоящие фанаты именно спорта - это там. Не в паддоке.
От себя добавлю: на Сочи Автодроме кроме посетителей Паддок клаба было еще более 50 тысяч зрителей. И, на мой скромный взгляд, как минимум половина была тупо счастлива от прикосновения к мечте. Когда с середины 90-х, со школьных времен наблюдаешь гонки этой серии и наконец попадаешь на них вживую. А вторая половина с удовольствием проводила время - все для хорошего настроения было и у людей не увлеченных данным видом спорта. Так что даже билет на т6 вдруг стал более ценным для меня чем пропуск в PC после прочтения "этого", на т6 не было людей подобных автору заметки, там люди улыбались.