«Философия Луи Ван Гала и тренеров Аякса». Глава 3
Система
Почти каждый день тренеры со всего мира посещают тренировочную базу «Аякса» и пытаются узнать секрет успеха голландской команды. Они стоят у бровки поля и записывают в свои блокноты каждую деталь в приемах Ван Гала. Тренер уже успел заявить: ничто из этого не откроет тайну клуба. Это целый подход, его нужно пропустить через себя. И только когда собственный опыт в «Аяксе» станет фундаментом для всего остального, вы сможете понять секретную формулу клуба. Слепо копировать стиль команды — бесполезно. Несмотря на это, мы расскажем о нескольких базовых особенностях игры под руководством Луи Ван Гала.
Владение мячом
Это самая важная черта игры амстердамского клуба. Она не гарантирует победы, но дает огромное преимущество над соперником, который вынужден много бегать. Игроки «Аякса» тратят меньше сил и энергии, так как могут быстро передавать мяч друг другу (игра в одно-два касания) и сохранять расстановку на поле (множество треугольников).
По этому поводу Ван Гал однажды заявил: «Многие тренеры пытаются понять, как научить игроков больше бегать. "Аякс" же учит бегать настолько мало, насколько возможно. Вот почему позиционная игра всегда в первую очередь отрабатывается на тренировках».
Отправной точкой к этому является безупречная техника паса, способность принимать мяч лицом туда, куда он направляется, и передавать его на большой скорости партнерам по команде. Важнейшие детали, которым можно научиться только при постоянных тренировках и будучи всегда внимательным во время игры. Лотар Маттеус после матча с «Аяксом» в Вене: «Кроме всего прочего голландцы впечатлили превосходной игрой в пас, а также тем фактом, что каждый игрок умеет обращаться с мячом и обладает прекрасной техникой. Для этого нужно тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться. Всегда быть с мячом — то, чему учат тренеры в Амстердаме. Это пример для всего остального футбольного мира».
В венском финале, процент владения мячом «Аякса» за первый тайм составлял 52 — чрезвычайно низкий показатель для команды, однако другие клубы долго и усердно работают, чтобы достичь такой цифры.
Позиционная игра
Когда мяч у «Аякса», схема перестраивается на «3-4-3». Для ясности, каждая позиция на поле у Ван Гала связана с определенным номером на футболке. Из этого следует, что каждый номер имеет определенные обязанности на поле, которые зависят от того, находятся игроки в атаке либо в обороне. В молодежных командах применяется такой же метод. Это придает клубу желаемую целостность.
В «Аяксе» игра строится от обороны. Вратарь редко выбивает мяч далеко вперед. Обычно он отдает передачу наиболее креативному защитнику. Очевидно, что вся команда двигается по определенным схемам. Если один из игроков опускается назад, чтобы принять мяч, то другой автоматически бежит к чужой штрафной.
Вингеры часто идут вперед, тем самым растягивая оборону соперника и позволяя сделать передачу со своей половины поля на нападающего.
Центральные полузащитники должны оставаться позади вингеров, создавая для них больше пространства, при этом поддерживая нападающих. Это «наследство», которое досталось Ван Галу от предшественников, которые часто позволяли полузащитникам, а иногда и защитникам, смещаться на бровку.
Если атака не может развиваться через один фланг, то основная задача полузащитников в таком случае – как можно быстрее перевести мяч на другой.
«Аякс» обычно действует в маленькой зоне на половине поля противника. Поэтому хорошая позиционная игра, а также способность создавать пространство для других, является ключевым фактором. То же можно сказать и об атаке через фланги. Два вингера растягивают оборону соперника, чтобы освободить центрфорварда от опекунов.
Любимой уловкой нападающего в системе Ван Гала было отклеиться от защитника и принять длинный пас, который обычно шел от защитника.
Но это лишь общие положения. Сейчас мы рассмотрим каждую зону детальнее.
Защита
Защитники «Аякса» играют под номерами 2, 3, 4, 5. Номера «2» и «5» — крайние, а «3» и «4» — центральные.
Первое, что требовал Ван Гал от крайних — строгая дисциплина. Преимущество Рейзигера — его простота. Когда команда владеет мячом, он может играть безошибочно, потому что никогда не принимает рискованных решений, которые могут привести к потере мяча. Передача вперед предпочтительна для Михаэля, но если нет возможности ее сделать, то он отдаст мяч назад Ван Дер Сару. Эдвин же примеряет на себя роль классического либеро, так как всегда открыт для паса. Ван Гал также требует от крайних защитников быть так называемыми «убийцами» и всегда следить за тем, чтобы игроки, за которых они отвечают, были закрыты.
Другими обязательными характеристиками являются скорость, тактическая выучка (правильно оценивать ситуацию и уметь подстраховать партнера), способность играть обеими ногами, а также превосходная техника паса.
Но самую очевидную реформу Ван Гал провел в центральной зоне обороны. Номера «3» и «4» в «Аяксе» никогда при нем не носили чистые защитники. На деле же человек, играющий под номером «4», становился новым плеймейкером. Когда команда владеет мячом, то «четверка» подключается к атаке через центральную зону и создает моменты для нападающих. При обороне такой защитник должен быть тактически подкованным, чтобы знать, когда надо выдвинуться немного вперед, когда нужно сыграть на одной линии с номером «3», а когда нужно остаться позади всей линии обороны. Оба центральных защитника должны давать знак команде, когда начинать прессинговать.
Четвертый номер также должен следить за расстоянием между игроками в опорной зоне и давать указания другим партнерам. Из этого следует, что для этой роли одних навыков игры в защите мало. Такой футболист должен не только участвовать в начале атаки, но и приобретать тот самый инстинкт «убийцы», если противник играет в три нападающих, и закрывать центрфорварда.
Полузащита
В системе Ван Гала центральные полузащитники выступают под номерами «6» и «8», а атакующий полузащитник под номером «10». Так как «четверка» часто выдвигается в полузащиту, «десятка» перемещается немного вперед и играет ближе к атаке, поэтому забивает больше всех голов из полузащитников. Первое время на этой позиции в «Аяксе» играл Бергкамп, но большего успеха достиг игравший там после голландца Литманен. Сам Ван Гал потом заявил, что из-за отсутствия бесполезной беготни, а также желания работать на партнеров фин идеально вписывался в роль атакующего полузащитника. Когда команда теряла мяч, способность Литманена атаковать трансформировалась в способность обороняться, и он сразу же начинал прессинговать соперника. Если же «Аякс» шел вперед, то Яри выбирал нужный момент и становился вторым форвардом, помогая при этом центральному нападающему. У центральных полузащитников также есть базовые задания, которые они должны выполнить. Многие тренеры отводят игрокам такого амплуа лишь роль человека, который должен уметь держать мяч. Но для Ван Гала этого мало. Каждый из них должен уметь совершать рывки к чужой штрафной площади, так как это увеличивает варианты развития атаки и открывает зоны для удара.
Уровень вингеров «Аякса» таков, что они стягивают на себя двух соперников, что дает больше возможностей центральным полузащитникам.
Когда мяч потерян, то номера «6» и «8» должны прочитать ситуацию и точно знать, когда нужно закрыть свободное пространство для соперника. Они также должны быть достаточно выносливы, чтобы покрывать большую часть поля.
Атака
Номера «7» и «11» в системе «Аякса» принадлежат вингерам, а «9» отводится нападающему.
Фланговые игроки расширяют пространство для игры, позволяя форварду отрываться от опекунов. Любимой уловкой нападающего в системе Ван Гала было отклеиться от защитника и принять длинный пас, который обычно шел от защитника (см. рисунок 2). Если такая передача не проходила, полузащитник, делая ложный замах, заставлял атакующего игрока ускоряться, а сам в это время в одно-два касания отдавал мяч на фланг. Вингеры в системе Ван Гала должны уметь читать игру и понимать, что нужно сделать в тот или иной момент: завершить атаку, сделать навес, отдать мяч партнеру либо подключить к розыгрышу третьего игрока. По правде говоря, только футболист с отличным ударом может сделать хороший кросс, если находится под прессингом соперника.
Луи Ван Гал ввел одно из самых значительных изменений в игре вингеров уже в первые свои годы в «Аяксе». Он наделил их большим количеством оборонительной работы. Прежде всего при потере мяча – они должны понять, как лучше поступить: оказать давление на соперника или просто занять свою позицию в обороне. Фланговые игроки также должны помогать полузащите. Если контроль над мячом восстановлен, то они обязаны в ту же секунду вернуться на свои позиции и открыть зоны для партнеров.
Такие нападающие, как Петтерссон и Де Бур, редко забивали при Ван Гале. И на то есть свои причины. Форварды в системе Ван Гала больше ориентированы на команду: они играют в одно-два касания, а также создают пространство для партнеров. Так как в «Аяксе» играли достаточно мобильные защитники и полузащитники, они могли быстро подключаться к атакам и завершать их. Вишенкой на торте в этой системе стал Патрик Клюйверт — воспитанник академии клуба. Он сочетал в себе не только отличную игру в пас, умение открывать зоны для партнеров, но и способность забивать много голов. Это еще раз доказывает, что система любого клуба зависит не только от подхода тренера, но и от имеющихся игроков.
Перевод: Илья Диденко
Читайте на Карриковедении:
Руни: «Не имеет значения, где играть. Я точно знаю, как показать лучшее»
ВИДЕО: Речь Луи Ван Гала о Райане Гиггзе