Якин приехал в Питер не на «автобусе»
О причинах и содержании нулевой ничьей после многолетней голевой феерии в матчах "Зенит" – "Спартак" размышляет обозреватель "СЭ"
Главным открытием этих 0:0 на "Петровском" стал "Спартак" Мурата Якина. Отнюдь не трусливый, как заклеймили его до игры иные авторитетные коллеги. Предельно сконцетрированный, натянутый, как тетива лука, гармоничный – и на своей, и на чужой половине поля. Моментально переходивший от обороны к атаке и наоборот, делавший в центре поля перехват за перехватом, не давший свободно вздохнуть ни одной из зенитовских звезд – но, что очень важно, не за счет собственной игры. В чем, полагаю, и состояла главная ценность футбола, предъявленного спартаковцами в Питере. Бензином от "автобуса" там не пахло!
"Спартак" в целом не был лучше "Зенита", и ничья соответствует тому, что происходило на поле. Но "Спартак" был лучше самого себя образца всех матчей нынешнего сезона, исключая разве что разгром "Рубина" в первом туре – вот только разница-то в классе между питерцами и казанцами какая! Даже в выигранных дерби с ЦСКА и особенно "Динамо" красно-белые не выглядели столь цельно, как с "Зенитом". Вспомнить хотя бы, сколько моментов упустила команда Станислава Черчесова. А тут – абсолютно справедливо (как и в случае с Дзюбой) незасчитанный гол Файзулина да удар в перекладину Халка. Тот самый, о котором мы из-за более чем десятиминутного срыва телекартинки на "Нашем футболе" узнали значительно позже реального времени. Но об этом – позже.
"Зенит" не был хуже "Спартака", но он был хуже себя, каким мы видели его в большинстве предыдущих матчей сезона-2014/15. Поэтому вряд ли кто-то даже из числа поклонников сине-бело-голубых поспорит со справедливостью исхода встречи. Забей Гарай на последней минуте – это был бы, считаю, незаслуженный подарок судьбы.
Артем ДЗЮБА и ХАВИ ГАРСИЯ
"Спартак" наиграл на то, чтобы второй раз за четыре года "обломать" принципиальному сопернику рекордную серию. В октябре 2010-го, выиграв дома – 1:0, красно-белые обрушили мечту "Зенита" стать первым клубом в российской истории, прошедшим без единого поражения целый чемпионат. Теперь рекорд по числу побед на старте сезона питерцам за тур до "Спартака" покорился, а вот абсолютное достижение ЦСКА по числу выигрышей кряду – нет. Якин едва ли слышал о знаменитой в свое время телепрограмме "Назло рекордам" – но одному из ее ведущих, ярому спартаковцу Сергею Белоголовцеву, пролил бальзам на сердце. В отличие от другого – не менее преданного зенитовца Михаила Шаца...
Иной ехидный читатель наверняка припомнит мне материал в субботнем номере "СЭ" о том, что матчи "Зенита" и "Спартака" – гарантированно "верховые": последняя их встреча, где было забито менее трех мячей, как раз и состоялась в октябре 2010-го. В твиттере ближе к концу игры я уже получил пару сообщений "карпинского" содержания: "Ну и?"
Пока трансляция на некоторое время прерывалась, поневоле было время чуть-чуть поразмышлять на эту тему и поискать причины, почему произошло то, что произошло.
Мы вновь увидели, насколько огромное значение в футболе имеет случай. Попади из почти стопроцентной позиции на 15-й минуте Хурадо не в штангу, а в ворота, совершенно не исключаю, что и какие-нибудь 4:3 могли бы произойти. Игра вскрылась бы с первых минут, эмоции захлестнули обе команды – и обернулось бы это тем, что мы видели не раз и не два. Умопомрачительной голеадой.
Но коль скоро этого не произошло, и счет – 0:0, этому на контрасте с суперрезультативностью последних лет тоже надо найти объяснение. И соль его видится мне в том, что как для Виллаш-Боаша, так и для Якина, кстати, довольно долго и тепло общавшихся после игры, это был первый матч "Зенита" со "Спартаком". И писали его они, не проведшие в России еще и года, с чистого листа. Поэтому какие-либо аналогии с предыдущими матчами были едва ли уместны. И тактические, и кадровые.
Жаль, что корреспондент "Нашего футбола" Павел Богданов, уже не в первый раз блестяще проведший послематчевое флеш-интервью с Виллаш-Боашем (чем несколько скрасил впечатление от срыва картинки на канале), не задал португальцу один вопрос – знал ли он, что Александр Кержаков за свою карьеру забил "Спартаку" 14 (четырнадцать) голов? Уже оправившийся от травмы форвард не был включен в заявку на матч, но в России-то все знают, что красно-белые – его извечные клиенты, и психология в этой ситуации запросто могла бы оказаться важнее "физики".
Нападающий "Зенита" Саломон РОНДОН и вратарь "Спартака" Артем РЕБРОВ
Но Виллаш-Боаш судил исключительно с точки зрения объективных показателей, подозреваю, не будучи в курсе исторических деталей. Безусловно, Саломон Рондон сегодня убедительнее Кержакова – но он "Спартаку" никогда не забивал и сейчас тоже сделать этого не смог. И "Зенит" впервые в чемпионате не смог распечатать чужие ворота. Во многом, подозреваю, опять же по причине психологической – в обоих случаях, начиная с 2011 года, когда "Зенит" проигрывал "Спартаку", ворота последнего защищал Артем Ребров...
Нет, Реброву на сей раз не потребовалось крутиться белкой в рамке, как это было в Черкизове чуть меньше года назад, когда он взял пенальти от Халка, а "Спартак" выиграл у "Зенита" – 4:2. Но от спартаковского капитана исходила такая аура уверенности, что она не могла не воздействовать и на свою оборону, и на чужую атаку. В какой-то момент "Зенит" почувствовал – легкий мяч в этот вечер Ребров не пропустит. А для сложного не хватило удачи.
И еще, мне кажется, спокойствия. Уж "Зенит"-то, установив рекорд, имел все основания делать свое дело с толком и расстановкой, где-то даже с улыбкой. Но с первых же минут ощутилась какая-то взвинченность, нервозность питерцев, желание ругаться с судьями и апеллировать к ним по любому поводу. А это, в свою очередь, увело их от главного – остроатакующего футбола, в который они при Виллаш-Боаше научились играть.
И сам тренер после матча вдруг заговорил о том, что, с его точки зрения, незасчитанный гол Файзулина был чистым, и у него вообще много претензий к арбитру. Полноте! Более очевидного эпизода, чем тот, в котором Рондон, стоявший в офсайде на пути мяча, подпрыгнул, невозможно себе даже представить. И так же, как после игры предыдущего тура с "Тереком" не прав был Якин, раскритиковавший Егорова, так и Виллаш-Боаш заговорил явно не о том.
Ведь как раз молодой рефери Низовцев, не поддавшийся ничьему давлению, работавший последовательно и четко, стал одним из лучших "игроков" этого матча! Не скрою: слышал от профессиональных арбитров серьезные опасения, связанные с этим назначением. Мол, судья-то перспективный, но пока не авторитет для игроков топ-клубов, и они его могут просто "сожрать". Не удалось, хотя пытались. Ни по какому-либо из ключевых решений, ни по самому ведению столь сложной и наэлектризованной игры, к Низовцеву не могло быть претензий. И убежден, что тренеры и игроки "Зенита" на холодную голову это признают.
То, что "Спартак" на редкость убедительно смотрелся в центре поля и делал перехват за перехватом, кажется мне результатом сразу двух факторов. Во-первых, появления у самих красно-белых Ромулу, как раз-таки кучу этих самых перехватов и осуществившего. Несчастного бразильца, пропустившего из-за тяжелой травмы даже не месяцы – годы игры за "Спартак", заждались. И многие, по-моему, уже не надеялись, что увидят его в том состоянии, которое позволило ему забить и блестяще сыграть в Лиге чемпионов-2012 на "Ноу Камп" с "Барселоной".
Но вот он выходит на замену с "Тереком" и на последней минуте зарабатывает штрафной, с которого Хурадо сравнивает счет. И именно с этого момента, не сомневаюсь, к нему возвращается уверенность, что он – серьезный футболист. А тут еще одно совпадение – полученная накануне матча с "Зенитом" мышечная травма Дениса Глушакова. И шанс, который Ромулу, умно "выжигавший" центр поля вместе с Чельстремом, реализовал сполна.
А во-вторых, на переходе "Зенита" от обороны к атаке, убежден, сказалась травма Витселя, позволившая ему лишь выйти на замену в концовке. Во время ЧМ-2014 я обращал внимание на статистические данные, говорившие о фантастически низком проценте брака у бельгийца. Да, он редко рискует, чаще предпочитая отдавать ближнему – но, так или иначе, "обрезов", необоснованных потерь у него почти не бывает. Риск уместен близ чужой штрафной, но не в центре поля – в матче же "Зенита" со "Спартаком" без Витселя питерцы раз за разом ошибались в передачах именно в середине поля. Вспомнить хотя бы убийственный поперечный пас Данни, который привел к выходу Промеса и Хурадо два в один и запоротому испанцем суперголевому моменту.
Спрашивается – а что делал Данни так близко к центру поля? И вот тут мы возвращаемся к отлично сработавшей, полагаю, схеме Якина 5-3-2. Швейцарский тренер, сыграв с тремя центральными защитниками, максимально насытил пространство в центре перед штрафной, и Данни вынужден был уходить вглубь поля. А там его похвальная у чужих ворот привычка к риску становилась куда более чреватой...
Та концентрация, которая на протяжении всего матча наблюдалась у каждого спартаковского игрока, навела на еще одну мысль. На днях, после неявки Джано Ананидзе на самолет в Комсомольск-на-Амуре (а она, по моим данным, действительно была: какое-то время его попросту не могли найти, а на связь футболист вышел отчего-то сразу после отъезда команды в аэропорт), Якин перевел его в дубль с сопутствующим штрафом и жесткой формулировкой, озвученной пресс-службой.
41-я минута. Команды выясняют отношения после отмененного гола в ворота "Спартака"
Тем самым швейцарец показал всей команде, что он – отнюдь не мямля и не тихушник, который будет покрывать и оставлять под ковром грубое нарушение игроком дисциплины. Не знаю, как в дальнейшем сложатся отношения у Якина с талантливым, но далеко не самым важным для команды игроком (возможно, покаяния вкупе с штрафом на первый раз окажется достаточно), но уроком для всей команды это наверняка стало. Игроки поняли, что с этим человеком подобные шутки плохи. И на поле это тоже отразилось.
Пахали у "Спартака" на "Петровском" все без исключения. От Инсаурральде, не только здорово выполнявшего прямые обязанности, но и остро и своевременно подключавшегося вперед (это новость, между прочим), до Дзюбы. Колоритно-показательным стал момент, когда Дзюба на своей (!) половине поля, и не после стандарта, выиграл жесткую силовую борьбу и отобрал мяч у Рондона. Второй снайпер нынешнего чемпионата – у первого. Вот так, совокупностью рвения и тактики, "Спартак" нивелировал преимущество "Зенита" в командном классе и индивидуальном мастерстве.
В этом случае могла сработать, например, "пушка" Халка. И в одном из эпизодов это едва не произошло: его дальний удар отбила перекладина. Если бы мяч просвистел чуть ниже, и случился бы гол, ставший в матче победным, скандал поднялся бы невообразимый. Нет, не из-за чистоты забитого мяча, а из-за того, что в прямом эфире этот гол увидели бы только зрители телеканала "Санкт-Петербург".
Да, "всякое бывает", как выражались потом уважаемые мною комментаторы "НТВ-плюс". Но, во-первых, матч проходил отнюдь не в глубинке России, а в ее втором по статусу городе, хозяине полуфинала ЧМ-2018 и четвертьфинала Euro-2020. А во-вторых, лично мне как зрителю совершенно безразлично, кто виноват – телевизионщики, связисты или папа римский. Никаких природных катаклизмов, что могло бы явиться оправданием, в Санкт-Петербурге во время игры и близко не было.
Матч, который непременно собрал бы (так, по крайней мере, было год назад) приличную аудиторию на федеральном канале, не показали ни по Первому каналу, ни даже по НТВ – потому что несколько раз его время переносили вроде бы именно из-за возможности трансляции на Первом. Но не договорились, а отыгрывать назад и транслировать по НТВ было уже поздно. В итоге матч (если не считать любителей пиратских трансляций, конечно) могли видеть только те, кто платит за просмотр нашего не самого сказочного в мире футбола деньги. Так и им, вдвойне имеющим право смотреть один из центральных матчей сезона 90, а не 78 минут, не дали такой привилегии.
Вся история телепоказа матча "Зенит" – "Спартак", от отказа федеральных каналов до срыва картинки – замечательное свидетельство того, как и кому "нужен" в России хороший, топовый национальный футбол меньше чем за четыре года до домашнего чемпионата мира. И от этого – грустнее всего. Потому что сами эти 0:0 на "Петровском", боевые и пламенные, были из тех, что никакой грусти не навевают.
Все это ни в коем случае не говорит, что проблемы "Спартака" – в частности, в позиционной атаке – решены. В субботней публикации в "СЭ" я как раз и предполагал, что стилистически игра на контратаках, неизбежная для красно-белых в Питере, Якину удобна. Но то, как именно она происходила, вызвало к тренеру уважение и на время, сдается мне, снизило градус критики в его адрес.
Мнение о том, что Якин умеет управлять своими командами в важных матчах, оправдывается. Две победы и ничья в гостевых встречах с "Динамо", ЦСКА и "Зенитом" – показатель очень убедительный. Однако очень хочется, чтобы швейцарец показал, что он умеет не только качественно играть от соперника, но и диктовать тому собственные условия. А вот с этим пока вопросов больше, чем ответов.