Молчать и слушать
Жребий не балует ЦСКА разнообразием. Как и год назад в одной лигочемпионской группе с армейцами оказались Бавария и Манчестер Сити. Две команды наличие которых среди соперников за выход в плей-офф делают выполнение этой задачи практически нереальной. Однако год назад армейцы не смогли выйти даже в Лигу Европы, уступив третье место далеко не звездной команде из города с трудным названием Пльзень. Фактическое повторение состава группы могло быть расценено как шанс, подаренный провидением на то, чтобы исправить прошлогодние ошибки. Никто не требовал от армейцев выхода из группы. Тем более, что состав соперников усилился. Вместо команды из города Пльзень (в этом году уже закончившей с еврокубками из-за проигрыша румынскому Петролулу. Чувствуете уровень?) армейцам из четвертой корзины досталась Рома, что делало даже борьбу за третье место занятием довольно трудным. Так вот, выхода из группы не требовал никто. Хотелось просто увидеть армейцев на фоне таких соперников и удостовериться, что их уровень за год вырос. Что не будет больше безнадежных 0:3 с Баварией и по итогам шести игр можно будет предположить, что попадись нам снова Пльзень, уж Лига Европы-то от нас бы не ушла.
Однако где-то между 10 и 20 минутой первого тайма игры с Ромой Думбия наглядно показал, на что может претендовать ЦСКА. Ивуариец подхватил отрекошетивший от партнера мяч на своей половине поля, пробежал с ним до самых ворот де Санктиса и вместо удара споткнулся. Собственно, тем, кто не видел матч, не надо пересматривать все 90 минут, чтобы представить происходящее на поле. Достаточно этой 30 секундной квинтэссенции.
Я болею не за все российские команды в Европе, но к нынешнему ЦСКА отношусь с симпатией. В первую очередь из-за фигуры Леонида Слуцкого. Слуцкий мало того, что самый талантливый на сегодня российский тренер, он самый, если можно так выразиться, европоориентированный. На фоне карьеристов типа Газзаева и откровенных недоумков типа Гершковича, Слуцкий выглядит как человек, глядя на которого можно подумать, что здесь не все так уж безнадежно. И уж совсем Леонид Викторович заставил себя уважать, когда прямым текстом назвал идиотизмом некоторые инициативы футбольных чиновников. Сегодня, знаете ли, лучше про идиотизм говорить обтекаемо. Он может оказаться патриотизмом. И оценивает свои возможности Слуцкий вполне себе реалистично. Если ехать в Европу, то надо там все начинать с нуля. Тренировать так в Чемпионшип. Добившийся многого в России, приехав в Европу должен учиться, учиться и еще раз учиться. Или, если цитировать не пламенных революционеров, а великих русских писателей «Молчать и слушать». Может поэтому футбольный Бог и отправляет именно Слуцкого под европейские танки. Чтобы с его прямым участием лучший вратарь России и пара центральных защитников сборной на лоскуты разрывалась не самой топовой командой Европы. Вот Леонид Викторович. Пешком из Холмогор до Лондона. Как Ломоносов. Если, конечно, не хотите быть на первых ролях в чемпионате с постоянно повышающимся уровнем конкуренции, а приехав на континент оказываться в лаптях и с торчащим из-под кепки чубом.
Я специально избегаю громких слов, типа «позор» или там «ужас». В них нет никакого смысла. Эти слова звучали многократно и в адрес сборной, и в адрес разных российских клубов. От них ничего не изменится. Позор это давно нормальное наше состояние и не только в футболе. Как кто-то недавно удачно пошутил: «Это Россия. Здесь нет днища». А появится хотя бы днище, когда Слуцкий, Карпин, Кобелев (кстати, где он?), наденут свои лучшие лапти и разбредутся по Европе. А за ними потянутся не самые безнадежные российские футболисты. Чтобы молчать и слушать. Молчать и слушать. Это все что остается тем, кто хочет жить реальными успехами, а не телевизионной пропагандой.
А напоследок пару слов о комментаторах. Здесь меня обвиняли в неуважении к ГСО. Так вот, Черданцев (не горячо мной любимый) сегодня разложил по полочкам характеристики всех игроков Ромы. Рассказал, как команда начала чемпионат Италии. С какими проблемами за последнее время столкнулась на тренерском мостике. И это все еще до третьего мяча в ворота Акинфеева. Думаю, комнатный песик комментатор Миллера за это время сподобился бы только раз 50 в придыханием произнести фамилию Тотти. Сначала, конечно, уточнив тот ли это самый Тотти. В этом разница между человеком, делающим свою работу и человеком, занимающим чужое место.
Но я уверен, что и профессиональный комментатор в случае неизвестной для него команды обязательно потратит несколько часов на знакомство с ней.