7 мин.

Старостина радость

5 сентября московский «Спартак» сыграл первый матч на новом стадионе «Открытие Арена». Соперником красно-белых стал белградский клуб «Црвена Звезда». «Лента.ру» провела инспекцию сооружения, которое имеет все шансы стать лучшим в истории отечественного спорта. Причем как с чисто футбольной, так и с технологической точек зрения.

Федун: без грязи в связи

С советских времен «народная» команда не имела собственной арены (стадион имени Нетто не в счет), арендуя то одно поле, то другое. Как слайды в калейдоскопе, пролетели стадион им. Эдуарда Стрельцова, легендарные «Лужники», «Локомотив» и «Динамо».

После покупки клуба Леонидом Федуном в сердцах спартаковских фанатов, наконец, забрезжила надежда. За стадион нефтяному магнату болельщики были готовы выписать любую индульгенцию. И это несмотря на то, что большая часть его деятельности ничего, кроме негатива, у большинства верных поклонников клуба не вызывала — и игроки покупались не те, и тренеры приглашались не эти, да и риторика о роли наставника в успехах команды зачастую подвергалась сомнениям...

«Открытие Арена»

Площадь участка: 28,2 гектара. 

Общая площадь стадиона: 53 758 м2.

Высота стадиона: 52,64 м. 

Помещения и зоны гостеприимства: 11576,3 м2. 

Площадь лаунж-зон (включая зоны VIP): 2522 м2.

Количество лож: 48. 

Количество мест гостеприимства: 5630.

Вместимость стадиона: 42 000 (к ЧМ-18 будет 45 000) зрителей.

Количество парковочных мест: 2500 (к ЧМ-18 будет 7500).

Дата ввода в эксплуатацию: 27 августа 2014 года.

Стоимость: 14,5 млрд рублей.

Строительство «Открытие Арены» началось летом 2007 года, но из-за бюрократических проволочек постоянно прерывалось. Дошло даже до пересмотра самого проекта. Это случилось спустя три года после торжественной церемонии закладки первого камня: изначальный вариант не был одобрен Архитектурным советом Москвы. В итоге полноценная стройка началась только в декабре 2010-го. В марте следующего года правительство города расконсервировало станцию метро, расположенную неподалеку от будущей арены. Стартовала подготовка к запуску ее в эксплуатацию. Новую точку на карте подземки назвали просто — «Спартак».

В феврале 2013-го стадиону присвоили имя «Открытие Арена» в честь официального спонсора команды — одноименного банка. Права были выкуплены на шесть лет, причем, согласно регламенту, в еврокубках и во время проведения матчей сборной название использоваться не будет. Сумма сделки составила 1,2 миллиарда рублей.

В августе 2014-го президент России Владимир Путин вовсю фотографировался на фоне скульптурной композиции, изображающей основателей клуба, — четырех братьев Старостиных. Под бодрый клич красно-белой молодежи «В России нет еще пока, команды лучше «Спартака» российский лидер осмотрел арену, которой в 2018 году предстоит принять матчи чемпионата мира по футболу, и остался доволен увиденным. Не в последнюю очередь потому, что стоимость строительства уложилась в озвученные ранее рамки — не более 15,5 миллиардов рублей. У Федуна получилось даже на миллиард дешевле. Когда человек тратит собственные деньги, ему не нужно напоминать, что можно сэкономить.

«Спартак» рядом

Путин добирался до стадиона на вертолете, тогда как рядовым фанатам куда привычнее ездить на общественном транспорте. Путей, ведущих к арене, множество. Главный маршрут — пешком от уже открывшейся станции метро «Спартак». Дорога займет не более пяти минут. Однако, по решению ГУВД Москвы, в котором оно руководствовалось соображениями безопасности, вход на станцию по окончании матча будет закрыт. В этом случае есть несколько вариантов. Можно минут за 10 дойти до метро «Тушинская» или за 30 рублей доехать на автобусе или маршрутке до «Щукинской», «Митино», «Сокола» или «Белорусской». Но будьте осторожны при пересечении Волоколамского шоссе. На другую сторону трассы вас проведут три подземных перехода, около которых вполне может образоваться давка. Особенно после топ-матчей.

Владельцев автотранспорта недавно осчастливила новость от городских властей. Заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин сообщил, что парковочные места у станции метро «Спартак» могут стать бесплатными. Пока же оставлять свое авто придется в близлежащих дворах. Если вы, конечно, не приобрели золотой или серебряный абонемент, которые в одной из опций предполагают парковку на территории стадиона. Но простому болельщику этот безусловно приятный бонус будет явно не по карману — за удовольствие придется выложить от 41 до 71 тысячи рублей.

Красная карточка

Заявленные цены в буфетах у столичных болельщиков шока не вызывают: чай — 60 рублей, кофе (со сливками) — 70-80. Хот-доги разогреют за 130 рублей, сэндвичи с ветчиной — за 140, а панини с курицей подадут за 150. Что касается алкоголя, точная информация на этот счет пока отсутствует. Хотя, по аналогии со стадионом в Черкизове, в VIP-ложах наверняка будут подавать крепкие напитки.

В любом случае фишка у стадионных торговых точек совсем другая — они не принимают наличные. Совсем.

Расчет у спартаковских финансистов такой: основные продажи на стадионе идут за 15 минут до стартового свистка, в перерыве и в течение получаса после окончания встречи. За это время нужно обслужить как можно больше людей и избежать очередей. Добиться этого проще всего, когда покупатели расплачиваются не наличными, а банковскими картами, для чего на стадионе и была внедрена тотальная система cash free.

Болельщики без карточек тоже не останутся без бутербродов. По всей арене размещены специальные аппараты, которые взамен на наличные выдают неименную карту, которой и можно будет расплатиться в буфете или магазине. Причем не только на стадионе, а в любом месте, где работает система MasterCard. Немаловажно, что 0,5 процента с каждого платежа будут перечислены на развитие футбольной Академии «Спартак» им. Федора Черенкова.

С корабля на балл

Билетная программа чемпионата России до сих пор не утверждена, но если делить билеты по условным категориям, то их, как ожидается, будет три: фанатские (сектора B и D) и два болельщицких — респектабельный «Запад» и демократичный «Восток». Что касается абонементов, то на данный момент их реализовано более 20 тысяч. Точная сумма, вырученная со старта продаж, пока не разглашается.

   

В «Спартаке» действует своя программа лояльности. За посещение матчей, покупку атрибутики и других сувениров на карту болельщика будут начисляться баллы, которые можно обменять, к примеру, на спартаковский шарф или эксклюзивное посещение тренировки команды в Тарасовке. Неплохая возможность для болельщиков стать ближе к любимой команде.

Успеть за девять минут

Памятуя о частых выездных «геройствах» фанатов «Спартака», руководство клуба решило не испытывать судьбу и заключило в 2013 году партнерское соглашение с «Донбасс Ареной» о разработке системы безопасности с учетом накопленного опыта географических соседей. По периметру стадиона установили 350 камер с возможностью 35-кратного увеличения картинки. Мышь не проскользнет мимо зорких глаз блюстителей порядка. Виновные, коли взбредет кому-то в голову выкинуть фанатский фортель, будут опознаны и наказаны в течение считаных минут.

Комфорт зрителям должны обеспечить 47 входов на первый ярус и 23 — на второй, призванные создать все условия для беспрепятственного попадания внутрь стадиона. 9 лифтов для людей с ограниченными возможностями помогут им комфортно добраться до верхних ярусов, а 22 точки питания наполнят желудки изголодавшихся не только до зрелищ фанатов. Позаботились строители и о столь необходимых, а главное комфортных, туалетах. Их на стадионе насчитывается 40, одновременно в каждом из них могут находиться до 60 человек.

Если на арене вдруг случится беда, все присутствующие смогут покинуть стадион за девять минут. В послематчевом режиме спартаковская чаша будет пустеть не более чем за 20 минут.

     

И звезда с звездою — монолит

Отдельно хочется остановиться на фундаментальном искусстве, представленном на новом стадионе в непривычно широком ассортименте. К памятнику братьев Старостиных претензий нет. Расположившаяся почти на бровке скульптурная группа выглядит как минимум свежо. Обсуждать планируемые памятники Игорю Нетто и Никите Симоняну пока рано. Зато о 25-метровом гладиаторе, встречающем посетителей на подходе к арене, у болельщиков, похоже, сложилось вполне определенное мнение. Если вкратце, то примерно такое же, как о памятнике Петру I на Водоотводном канале. Все-таки после Церетели у большинства москвичей выработалось устойчивое неприятие к художественному гигантизму.

Источник