7 мин.

Что твориться на трансферном рынке?

Как мы уже стали замечать, цены за игроков сделали километровые шаги по сравнению с предыдущими годами. Настолько они быстро набирают обороты, что это откровенно бросается в глаза. К примеру, если раньше в одно или два трансферных окна, был один большой трансфер 30-70 млн., то теперь в один период возможно, что купят Алексиса Санчеса , Ди Марию, Балотелли или Суареса. Все больше клубы стараются за одно трансферное окно приобрести себе действительно звездного игрока.

Если раньше условная Барселона купила себе Деку, и он великолепно заиграл, то навряд ли кто мог представить его переход за сумасшедшие деньги в другой конкурирующий клуб. Из-за чего это сейчас превратилось в тенденцию?

Что собой представляет футбольный клуб? К примеру клуб с богатой историей - Реал Мадрид, огромной армией болельщиков, множеством завоеванных трофеев. Но когда говорят про этот клуб, то в большинстве случаев имеют в виду непосредственно футбол. Но ведь футбол – это не только спорт, это еще и бизнес, большой бизнес.

Вообще, если взять простого зрителя, который сидит перед экраном телевизора, то что для него есть футбол? Ну, наверняка, не более того, что 22 парня бегают с мячом по футбольному полю. Ну еще тренер, врачи, менеджеры. Уверен, что не более этого. Думаю даже, что если спросить обычного фаната Реала, ну или кого-либо другого, кто интересуется этим на любительском уровне, сколько человек работает в клубе, то вряд ли кто-то скажет, что больше нескольких сотен.

Но так думают только те, кто знает про футбол не более отчетов в спортивных СМИ. А на самом деле сегодня футбольный клуб – это мощная корпорация, которая применяет в своей работе серьезные ресурсы.

11

 

К примеру Манчестер Юнайтед провел первичное размещение акций на NYSE, 10 августа 2012 года. Вообще, тема IPO (именно так называют первичное размещение акций) очень интересна. Прежде всего тем, что крупнейшие мировые корпорации, которые владеют огромными деньгами, ресурсами, проваливались во время процедуры IPO. Facebook и Yandex просто провалили свою IPO.

Вся прибыль, которую получает футбольный клуб МЮ, состоит из трех источников: коммерческие доходы, доходы от игр проводимых на своем стадионе, доходы от продажи права телетрансляций.

Все направления обособленные и дают различный доход. Поэтому давайте посмотрим, сколько принесло за последние годы каждое такое направление. Кстати, сразу сделаю оговорку. Как здесь, так и в дальнейшем, в качестве отчетного периода используется финансовый год, который в МЮ продолжается с 1 июля по 30 июня. То есть, если мы говорим, например, про 2009 год, то это означает период (сезон) 2008-2009 гг.

11

Размер прибыли, получаемой от проведения матчей на своем стадионе, зависит от количества этих матчей. Если посчитать, то всего получается около 28-30 матчей за сезон. И вот эти матчи дают прибыль в размере ₤105-115 млн. Исходя из этой цифры, можно посчитать, сколько зарабатывает клуб даже за одну минуту. Это ₤40 тыс. Всего за минуту!!!

11

Но главной прибылью современных футбольных клубов, является продажи атрибутики, сразу оговорюсь у топ-клубов. Или команд обладающих звездными игроками. Чем по сути является продажа атрибутики – это символ клуба, прикрученный ко всему: стаканы, подушки, обои и т.д и т.п. 

В зависимости от узнаваемости клуба, продажи самой атрибутики и увеличивается.

"Манчестер Юнайтед" и мадридский "Реал" за последние пять лет продавали каждый сезон по 1,4 миллиона игровых и сувенирных футболок. Как сообщает портал Sport Intelligense, это лучший показатель среди всех футбольных клубов мира.

Но что делать клубам вроде ПСЖ и Ман Сити, времен начала вложения средств?

 

11

Они нашли великолепный выход, который теперь перерос в мейнстрим, теперь практически все клубы используют дополнительный источник дохода. Покупка звезд футбола, во многом болельщики команд готовы покупать из сезона в сезон новые варианты футболок любимой команды. Но это мало для самого клуба, ведь нужно содержать огромную систему, а футбольный клуб это не меньше.

Поэтому маркетинг посчитал, что приобретение отдельных игроков, звезд футбола, приносит огромную прибыль. Настолько большую в современных реалиях, что потраченные деньги могут окупиться в сезон-два. Потому ради продаваемого игрока, президенты клуба, готовы потратить настоящие состояния, если риск оправдан.

 

Помогают МЮ зарабатывать приобретения двух последних лет: майки с фамилией Робина ван Перси составили четверть от общего объема проданных футболок и являются самыми популярными в премьер-лиге; существенные дивиденды приносит и японец Синдзи Кагава – одна из главных спортивных звезд Страны восходящего солнца.

 

11

Мадридский "Реал" вполне мог остаться в числе лидеров, реализуй он футболки только с одной фамилией – португальского нападающего Криштиану Роналду. За год по всему миру реализовано около 1 миллиона маек с седьмым номером на спине: после покупки Криштиану Роналду в 2009 году за рекордные по тем временам 94 миллиона евро большая часть его трансфера, пусть и с некоторыми оговорками, отбилась в том числе и продажей маек.

Футболка колумбийского нападающего мадридского «Реала» Хамеса Родригеса за полторы недели с момента ее появления в магазинах была куплена более 502 тыс. раз.

"Милан" сделал новый ход и ворвался на огромный азиатский рынок, подписав японского полузащитника Кейсуке Хонду, ранее выступавшего за ЦСКА. Уже в январе вице-президент клуба Адриано Галлиани подвел первые финансовые успехи этого трансфера: "За месяц мы продали в Японии футболок больше, чем за весь прошлый год – ведь Хонда там звезда ".

 

11

Выходит, что клубы покупая игрока, не всегда основываются на его профессиональных качествах, где-то национальность и выход на новый рынок, где-то фамилия игрока и его связь с общественностью. Если игрок популярен и на слуху, то естественно его стоимость будет высока и не удивляйтесь, что Фалькао или Бейла берут за такие деньги топ-клубы.

Покупатель не стал бы тратить 60-90 млн. если бы не знал, что деньги окупятся. Не просто так свои имена сделали клубы вроде ПСЖ, Монако и Ман Сити с Челси. За счет звездных игроков, они зарабатывают, увеличивают результаты и продвигают свой бренд.

 

Вот только плачевно выглядит на фоне Европейского футбола наш, российский чемпионат, в котором коммерческая составляющая развита достаточно слабо, потому покупки Манише, Халка, Это-о и Дерлея – никогда не отобьют себя.

Но прогресс уже виден, пока, что чистой прибылью могут похвастать два клуба: "Локомотив" (227 млн рублей) и "Зенит" (19 млн рублей). В результате после выплаты налогов "Спартак" получил чистый убыток в 1,236 млрд рублей, а ЦСКА — в 839 млн рублей.

11

Если сравнить с зарубежными грандами, в сезоне-2010/11 мадридский "Реал" получил доход в размере € 479,5 млн (более 19 млрд рублей), а чистая прибыль "Барселоны" составила € 40 млн (1,6 млрд рублей). Но они приносят убытки своим владельцам. Реал и Барса обременены огромными долгами.

 

Но в будущем все может перевернуться, ведь гранды делают каждый год по одной звездной покупке, не задумываясь ни о тратах и целесообразности. Если Мадридский Реал может позволить купить себе Тони Крооса за 30 млн. и продать Месута Озила за 45 млн., то это сугубо его проблемы, хотя я думаю даже не проблемы, а прибыль.

Потому не стоит удивляться, что цены игроков будут расти в геометрической прогрессии, кто захочет продавать дешево свой денежный мешок?

 

 

 

by Sergey Malashenko