4 мин.

Миф о Мурате. Как Якин изменил философию «Спартака»

Ровно через два месяца после начала работы Мурата Якина мы получили очень неожиданный «Спартак». «Спартак», который владеет мячом лишь 30 процентов игрового времени. «Спартак», который за два матча делает 47 фолов – то есть нарушает правила едва ли не чаще всех в лиге. «Спартак», который тянет время. «Спартак», который рвет все исторические шаблоны о себе самом.

Спартак

«Спартак» можно любить, «Спартак» можно ненавидеть. Но «Спартак» нельзя не замечать. У каждого, кто в России хоть немного живет футболом, есть свое представление о том, как должна выглядеть красно-белая игра. Если все представления собрать в кучу, получится русская тики-така – тотальный контроль мяча, мелкий пас и минимальное количество касаний. Не беда, что за последние полтора десятка так «Спартак» играл лишь считанные месяцы. Это уже миф наподобие воспоминаний «как отлично жилось в Советском Союзе». Это генетический код. Его не взломать, по крайней мере до того, пока живут те, кто думает, что помнит российский футбол 90-х.

Якин, само собой, не думает. Его единственное воспоминание о прошлом «Спартака» – это сезон «1:18». Четыре гола из этих 18 – на счету «Базеля» с центральным защитником Муратом Якином.

В этом основное преимущество нынешнего главного тренера – он освобожден от стереотипов, каким должен быть «Спартак». У него в подсознании не сидит задача найти нового Титова, он знать не знает, что такое «спартаковская игра», он вряд ли ищет «спартаковский дух» в Тарасовке и уж точно не способен осознать, какой глубокий философский смысл и национальная идея всей страны заложены в двух словах: «Валера, верим».

Мурат Якин

И теперь Якин делает то, за что спартаковские трибуны ненавидели Александра Старкова, за что в клубе меняли Станислава Черчесова, и то, благодаря чему «Спартак» выиграл половину из своего «серебра» и ни разу – «золото». Якин чистит команду под себя и наводит в ней жесткий игровой порядок. Так, как он его понимает.

Он отпускает Кариоку – зачем ему игроки, которые одним своим выражением лица внушают сопернику мысль, что против них выходит команда, которая считает футбол неприятной работой? Он спокойно в игровой день предоставляет Барриосу выходной – скамейка запасных не осиротеет. Он убирает Хурадо из основы – ему не нужны футболисты, которые работают только на созидание и не готовы 70 процентов игрового времени оставаться без мяча. И в этом решении – основная тренерская мысль, чем отличается «Спартак» Якина от «Спартака» Карпина.

В начале чемпионата страны «Спартак» предстал без нимба представлений, каким должна быть «народная команда». «Спартак» не стеснялся часто фолить. «Спартак» не боялся занимать круговую оборону. Якин не чувствовал дискомфорта, когда выходил к бровке и гнал всех своих нападающих назад, к своей штрафной. И в ответ на претензии, почему его игрокам так часто сводило ноги и они так подолгу лежали на газоне, спокойно шутил: «Я надеялся, что вы не будете об этом спрашивать».

«Спартак» в очередной раз делает выбор в пользу той красоты, которая на табло. И это далеко не первая попытка взломать построенную в 90-х философию. Все они закончились конфликтом с трибунами.

Тино Коста

Конечно, не сразу. У Мурата Якина есть время для относительно спокойной работы. Как много – это зависит от него самого. Пока главный тренер «Спартака» сохраняет способность играть на своей стороне, он будет выигрывать. Все, кто знает Якина-тренера, говорят о том, что он всегда стоит на полшага в стороне от клуба. Он всегда на полголовы над схваткой. Он всегда вежлив, но всегда чуть холоден. И он способен шутить над своей командой – редкое качество для спартаковских тренеров. Но миф о спартаковской игре ломал многих.

Многое будет зависеть и от других факторов. От того, как долго будет гореть обида у Дзюбы, насколько уверенно себя будет чувствовать с капитанской повязкой Ребров, как часто еще соперники будут обстреливать штанги-перекладины и насколько внимательно будут фиксировать арбитры чужие офсайды.

Потом будет Широков. Затем вернется Мовсисян. Но когда-то тайм-аут все равно закончится, и на трибунах вновь вспомнят о Великом Мифе Спартаковской Игры. И тогда начнется настоящее испытание для «Спартака» Мурата Якина.

Источник