«Извините, что я вас застала...» – Рина Зеленая
В мире кино красивых актрис и прежде, и сейчас просто пруд пруди, талантливых – намного меньше, а вот таких, чтобы раз увидел и не в главной роли, а в крошечном эпизоде, но запомнил навсегда – единицы. И сегодня мне хочется напомнить вам о блистательной актрисе отечественного кино – одной из тех, потеря которой невосполнима. Тот редкий случай, когда никогда нельзя будет сказать:"Свято место пусто не бывает" – ещё как бывает, поверьте!
«У нее была замечательная фамилия для сцены – типичный псевдоним. А это была ее настоящая фамилия. Ее отец был Зеленый. Но у отца был однофамилец – одесский губернатор. И этого губернатора постоянно считали ее папой, хотя у нее был свой, из Ташкента. А Риной она стала просто потому, что однажды на афише не хватило места для длинного имени Екатерина.» Валерий Кичин
Рина Зеленая
Вот люблю старое кино и ничего не могу с собой поделать...Люблю не только потому, что те фильмы запросто переносят в "то" время, о котором только читал или слышал, но ещё и потому, что пересматривая их, сам убеждаешься в том, что русская театральная школа действительно была сильнейшая.
Ну вот "Подкидыш"... Вы только вспомните – Фаина Раневская, молодой Плятт, но домработницу Рины Зеленой можно смотреть и пересматривать миллион раз и не надоест...Каждое её появление в кадре и перлы, которые она придумывала сама, нигде не уступая в этом самой Раневской и в кино, и в реальной жизни – были шедевральны! Многие из них быстро утрачивали авторство, становились, как говорила Рина, «местами общего пользования».
Вы только посмотрите и послушайте:
"Подкидыш"
О своей жизни она расскажет сама в книге "Разрозненные страницы". Название для книги она придумала, как всегда, снайперски точное: оно идеально выражало природу ее творчества - нечто обрывистое, алогичное, бессвязное, с постоянными запинками и придыханиями.
Это все, абсолютно разрозненное и прямо сию минуту сымпровизированное, на наших глазах складывалось в картинку такую типичную, что все, узнавая, радостно смеялись и потом передавали друг другу вот эти отрывки из обрывков:
– Денег с него не берут! Вы когда-нибудь видали, чтобы с человека не брали деньги?!!
– Почему вы высказываетесь? Вы же не член худсовета! ("Девушка без адреса")
Королева эпизода
«– Ведь, понимаете: зритель восхищается - артист похищается. Похищенный артист - это звучит как звание!»
Валерий Кичин:
«Для длинных ролей у нее с лихвой хватило бы таланта, но скорее всего, тогда мы не узнали бы ту Рину Зеленую, которую так любили. Она - мастер коротких дистанций. Снайпер, которому не нужно длинных очередей, чтобы поразить человека в самое сердце - достаточно одной фразы:
- От этого у меня каждые пять минут разрыв сердца делается!
И фраза улетала в вечность, потому что в ней все шедевр - от порядка слов до интонаций, абсолютно уникальных, при том что таких типичных.
И с этими коротенькими миниатюрами, с этими неуверенными и нестойкими интонациями, создала целую эпоху в нашем искусстве - эстрады, театральной миниатюры, киноэпизода.
Она эту эпоху олицетворяла. Замечательную эпоху утонувшей Атлантиды, где творили гиганты. Она с этими гигантами гуляла по набережным Ялты и играла в бильярд - как с Маяковским. Читала рассказы Горькому. Дружила с Алексеем Толстым. Вместе с Игорем Ильинским, Георгием Тусузовым, Михаилом Гаркави играла на сцене театра-кабаре с оптимистичным названием "Нерыдай".
В комедийном шоу Театра обозрений "удаляла" зуб молодому Аркадию Райкину...
Выступала на фронтах Отечественной войны вместе с Шульженко и Утесовым. Снималась в кино с Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Ростиславом Пляттом, Олегом Борисовым...
Она из тех времен, когда наши звезды жили одной жизнью со своими зрителями, испытывали те же трудности и нисколько не бравировали своей всенародной популярностью. Из тех песенных легенд, когда страна была огромной, и люди в ней не делились по национальностям и расам, чувствуя себя одной семьей. И в этой семье она была любимицей.»
! А кто-то ещё помнит, какие песни в то время пели? Ну, хотя бы эту...
Если бы парни всей земли...
- При моем щенячьем росте не угрызть мне толстой кости! Я сильнее прочих блюд эти пончики люблю! ("Сказка о Пете, толстом ребенке", Маяковский)
В те времена, о которых идет речь народ любил слушать радио и огромную популярность принесли Рине Зеленой её радиорассказы. Это было ее открытие, повторить чудо потом не удалось никому. Она имитировала не столько детский голос, сколько детскую психологию.
Детский голос
А вот и Маяковский! Так "Что такое хорошо и что такое плохо"?
Кино Рина Зеленая любила до невозможности. Ей там нравилось все - и дальние экспедиции с немыслимыми трудностями жизни на перекладных. И запах гримуборной, и потрескивание осветительных приборов, и страшная пауза перед командой "Мотор!", и гром хлопушки помрежа перед носом: "любимое, дорогое, окаянное кино!". Но режиссеры ее упорно не замечали:
– Всех снимают - а я в театре. Все говорили: "Рина! Рина!", а снимали других актрис. Наверное, тогда надо было выйти замуж за какого-нибудь кинорежиссера!
В музыкальной комедии "Весна" у Рины Зеленой в общей сложности не наберется и минуты экранного времени, но увидев этот эпизод один раз, вы никогда уже его не забудете.
... Губы такие уже не носят!
Игорь Масленников, режиссер самых знаменитых и любимых всеми Шерлока Холмса и доктора Ватсона, рассказывал о трудностях с утверждением на роли "тех самых" лучших в мире сыщика, его друга и, конечно, миссис Хадсон:
«– Ни Рину Зеленую, ни других артистов на студии долго не утверждали. Ливанов не подходил, потому что знаменитый скандалист, у Соломина для англичанина слишком русское курносое лицо, Рина Зеленая слишком стара и т.п. Но поскольку я был худруком объединения, я вымолил право сделать нечто вроде пилота. И когда мы сняли половину серии, все сразу успокоились.
А Рине Васильевне я сразу предложил расширить ее роль - но она отказалась: "Нет-нет, я никогда еще не играла мебель, и мне это очень нравится!". Она была очень остроумным человеком. Ее на самом деле звали, как мою маму, - Екатерина Васильевна. И я ее спросил: можно мне вас так называть? Она ответила: "Лучше зовите меня - Руина Васильевна". Текст она вряд ли помнила, да он ей был и не нужен: она его придумывала так, как не смог бы больше никто.»
И так оно и было:
- Извините, что я вас застала, - таким вежливым извинением она обычно начинала телефонный разговор.
- Нет, это не годится! Разве черепахи такие шляпы носят?! - воскликнул режиссер Леонид Нечаев, увидевший ее костюм для роли Тортиллы в фильме "Приключения Буратино".
- Человеческой роли не дождалась - так хоть Черепаху сыграю! - радостно ответила Рина.
И ведь как сыграла!
Песенка черепахи Тортиллы
Василий Ливанов:
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» снимались на киностудии «Ленфильм». Актеры-москвичи жили в гостинице. Как-то Рина позвонила из своего номера, чтобы узнать, какая сцена намечена к завтрашнему дню. Я ответил, что не знаю, мне никто не говорил. «В этой группе, — сказала Рина, — ничего никому никогда не говорят. Пора брать “языка”».
В ней жила огромной силы вера, что, несмотря ни на какие превратности жизни, все равно «все будет хорошо». И саму себя она представляла непременным участником этого «все хорошо».
Однажды, после запозднившейся съемки, мы с Риной спешили на вокзал к московскому поезду. Маленький студийный автобус мчался по пустому в этот час Невскому проспекту, прихваченному мартовским ледком. Я сидел спиной к водителю. Рина устроилась в самом конце салона, напротив прохода. Вдруг из переулка вылетело такси и ударило наш автобус в бок. Удар был такой силы, что Рину выбросило из сиденья, она пролетела через весь автобус и рухнула ко мне на колени, обхватив мою голову руками. И что она в этот момент выговорила? «Спокуха — я с вами!» (с)
! - Мдааа...Какие люди в Голливуде, говорите вы? Это в России какие люди - никакому Голливуду и не снилось... вот только это прочтите:
Екатерина Васильевна Зеленая; 25 октября [7 ноября] 1901, Ташкент, Российская империя (!)
У книги "Разрозненные страницы" прекрасный эпиграф:
"Унывна осени пора,
Но день сегодняшний прекрасен:
На небе волны серебра,
И солнца диск блестящ и ясен."
Н. Гоголь
И ещё:" Мгновенье мне принадлежит,
Как я принадлежу мгновенью."
Е. Баратынский
Лучше и не скажешь...На том и остановимся.
Всем хорошего дня!
Перекоп - это мощно!:)
Ничто так ни старит человека - как возраст.(с) :)
У неё такие фразы, хоть каждую в статус ставь )
*Я думаю, мне придется уйти: ей, видите ли, не нравится мой репертуар и моя манера исполнения. Как будто она что-нибудь в этом понимает. Если хотите знать, меня давно приглашают в кино "Перекоп", - я там буду петь между сеансами! ("Дайте жалобную книгу")
------------------------------------
Представь - в "Перекоп"!!!
ОК!
Не скажем )
Все так - слов нет, какие были дамы! )
*– Когда человек женится на королеве, это не значит, что он должен стать двойкой, – объявил Уэб, подытоживая свои горести.
– Ну, разумеется, – сказал Бэлди, полный сочувствия, все еще томимый жаждой и искренно увлеченный проблемой сравнительного достоинства игральные карт. – По праву ты король. На твоем месте я потребовал бы пересдачи. Тебе всучили не те карты… Я скажу тебе, кто ты такой, Уэб Игер.
– Кто? – спросил Уэб, и в его бледно-голубых глазах блеснула надежда.
– Ты принц-консорт.
– Полегче, – сказал Уэб, – я тебя никогда не ругал.
– Это титул, – объяснил Бэлди, – который в ходу среди карточных чинов..*
----------------------------------------------
Прям в точку, если ты конец рассказа помнишь )
Это да - настоящий бомонд и она очень тщательно за собой следила.
С какими людьми общалась, посмотри.
Почитай её книгу - больше поймешь, но изложено все-таки не совсем по-её.
Видно она рассказывала, а уж редактировали её какие -то косорукие, как по-мне.
Ливанов с Кичиным намного лучше её характер передают.
да мы уж и навосхищались и посмеялись )
Тебе спасибо - этого я не читал...
П.с. А тем временем АПЛ открывает сезон и время оффтопа истекло...
Мы можем теперь спокойно вздохнуть и с чувством долга заняться, наконец домом и семьей.
Лето мы пережили и сегодня ожидается какое -то суперлуние, хотя и этой ночью луна висела будь здоров - спать не могли...