«Волки» на скотобойне. Как «Рома» напомнила, что футбол – это всегда немного искусство
Если вы хотите полностью прочувствовать, что собой сейчас представляет итальянский футбол, вам прямая дорога на скотобойню. Здесь, на окраине Рима, где десятилетиями лилась кровь и огромные крюки деловито ворочали ободранные туши, теперь разместился Музей современного искусства. Лучшее место, чтобы футбольный клуб «Рома» на своей выставке предстал в блеске былых легенд и неустроенности сегодняшнего дня.
Бамбук и ржавые загоны
Время и место проведения для выставки Roma ti amo («Рома», мы любим тебя») было выбрано по всем правилам символизма. Как и антураж. Вход на территорию бывшей скотобойни преграждает стройка, довершающая художественный жест организаторов. В Риме, как известно, полно развалин, и чем глубже котлован, тем ценнее находки.
За воротами скотобойни тоже не обошлось без преград: не каждый день увидишь башню из бамбука метров в пятьдесят высотой, на которую еще и можно подняться и мирно посидеть с видом на Рим. Однако, чтобы не отвлекать истинных «джаллоросси» от настоящей цели путешествия, у подножия башни вывешен плакат с длинной черной стрелкой, указывавшей направление к футбольной истории. Ржавые конструкции ограждений для скота, которые надо было миновать по пути к стеклянному павильону Roma ti amo, подчеркивали серьезность момента.
В таких декорациях «Рома» и решила отметить возвращение в Лигу чемпионов после трехлетнего перерыва, а также свое 87-летие. Футбольная выставка Roma ti amo стала настоящим событием даже для города, где пяти метров не пройдешь, не споткнувшись о предмет культурного наследия. Звезды «джаллоросси» Даниэле Де Росси, Руди Гарсия и Франческо Тотти на экспозиции в Pelanda del Macro Testaccio встали плечом к плечу, как современные символы Вечного Рима.
Разметка поля как оружие
Свою историю «Рома» по прозвищу Lupi («волки») отсчитывает от 22 июля 1927 года, когда из трех команд – «Фортитудо-Про Рома», «Альба-Аудаче» и «ФК Роман» – путем слияния была образована одна. Так Рим собирался противостоять клубам из Северной Италии, на тот момент законодателями мод в местном футболе. В число создателей «Ромы» мог попасть и еще один римский клуб – «Лацио», но, испугавшись поглощения, прибег к помощи мощных покровителей и отстоял самостоятельность. Наверное, к счастью – так родилось одно из самых непримиримых и красочных дерби итальянского футбола.
Первый домашний стадион «волков» располагался в районе Тестаччио (testa – глиняная посуда, лат.) – на самом высоком из семи холмов Рима, в античные времена получившем известность как свалка амфор. Возможно еще и поэтому на том самом поле стадиона «Ромы» трава вообще отсутствовала. Было оно таким огромным, что разметку хозяева меняли, как им заблагорассудится, в соответствии со стилем игры соперника. Двенадцать лет «джаллоросси» обитали на «Тестаччио», но после обрушения одной из трибун стадион был признан опасным для зрителей и демонтирован. И превратился в легенду «Ромы». 161 игра, 104 победы, 377 забитых мячей – это все «Тестаччио». Именно тогда «джаллоросси» получили одно из самых громких своих прозвищ Magica Roma.
Один на один с Тотти
Если среди тех, кто дошел до выставки, и были такие, кто ступал на территорию «Ромы» без трепета, то уже в первом зале не осознать торжественность момента было категорически невозможно. Посетителю сразу грозило заблудиться в настоящем лабиринте из сорока футболок с десяткой на спине. Запечатанных в стекло. Укрепленных на круглых подставках красного цвета. Расставленных на зеленом искусственном газоне. Полное ощущение, что не просто идешь в логово «волков», а буквально обходишь каждого по отдельности и всех вместе на дриблинге. Доказывая свое право находиться в компании великих. При этом мяч виртуальный – летающая проекция от прожекторов, прикрепленных к потолку.
А когда футболки-манекены заканчиваются, при повороте на 180 градусов оказывается, что даже не половина, а почти все они – красные, белые и зеленые – принадлежат одному человеку – капитану «Ромы» ФранческоТотти.
Двадцать семь лет из своих тридцати семи Тотти отдал «джаллоросси», став главным символом верности клубу чуть ли не во всем мировом футболе. Тотти в Италии вездесущ. Он герой анекдотов, которые сам же издает, рекламных кампаний для взрослых и детских комиксов. А еще Тотти – актер и бизнесмен. Так что команда из одних Тотти непобедима. Или, во всяком случае, точно абсолютно непредсказуема. А чтобы в этом еще раз убедиться, достаточно вспомнить, что жена ФранческоТотти – телеведущая Иллари Блази – болельщица «Лацио».
«Займитесь собой, сукины дети!»
Из «зала Тотти» попадаешь в узкую комнату, вдоль стен которой двадцать шкафчиков со стеклянными дверцами, надписанными фамилиями выдающихся игроков «Ромы» прошлого. Командная раздевалка на все времена. Люди, чьи судьбы достойны книг, фильмов и компьютерных игр.
Первый среди равных – капитан «волков», чемпион мира-1934, центральный полузащитник Аттилио Феррарис IV. Он дебютировал на профессиональном уровне сразу в сборной Италии. А потом перед каждым из своих 210 матчей за «Рому» собирал команду в центральном круге и вдохновлял на победу своеобразными, но доходчивыми словами: «Займитесь собой, сукины дети!»
За пределами поля Аттилио Феррарис вел себя примерно так же, как сейчас Марио Балотелли – любил жизнь, женщин, сигары, покер и быструю езду. Как-то раз, купив новый автомобиль, Аттилио отправился на гостевой матч с «Ливорно», но машина заглохла на кладбище. В итоге капитан все же успел к началу игры, но в последний момент обнаружил, что взял с собой две бутсы на одну ногу – левую.
В конце карьеры Феррарис был списан из «Ромы» и перешел в «Лацио», за что тиффози «Ромы» на дерби встретили его криком «продажный». В шкафчике Аттилио стоит старый железный вентилятор. Возможно, это отсыл к фильму «Вентиляторы, игрок, судья», герой которого болел за одну команду, но был вынужден скрывать свою страсть. А умер Аттилио Феррарис IV на поле от инфаркта, в матче за ветеранов «Ромы».
Восьмой царь Рима
Фульвио Бернардини – еще один капитан «Ромы» – друг Аттилио Феррариса. Тот сам уговорил товарища перебраться в Рим из «Интера». Бернардини не просто был техничным и креативным полузащитником – именно он и вытеснил из состава «волков» Феррариса, но еще и имел диплом по экономике и торговле, за что на поле партнеры и соперники обращались к нему не иначе как Dottore. А еще именно с уходом Бернардини совпал переезд «Ромы» с «Тестаччио»…
Гвидо Мазетти, Джузеппе Джанини, Джанкарло де Систи, Агостино Ди Бартоломеи, Бруно Конти, Пауло Роберто Фалькао – первый бразилец в Серии А, который за короткое время стал главным действующим лицом «Ромы» начала 1980-х. За умение конструировать атаки он получил прозвище Восьмой царь Рима. В шкафчике Фалькао, помимо футболки, пристроен еще и бритвенный станок – намек на умение одеваться и стильный вид бразильца, сумевшего удивить своим вкусом даже итальянцев.
Стоять у каждого экспоната можно бесконечно. Даже если какие-то имена ничего сразу и не говорят, тут же на экранах телевизоров можно увидеть, что именно умели на футбольном поле эти игроки. И почему их до сих пор вспоминают с восторгом.
Туфли не снимать
В современный мир из прошлого на Roma ti amo возвращает двадцатиметровый настольный футбол. Это еще один вариант клубного зала славы. «Рома» настоящего против символической сборной «Ромы» всех времен и народов. Каждый игрок высотой в два метра. Только поиграть не очень получается: между футболистами все время ходят посетители, на выставке слишком многолюдно.
Зал с интерактивными викторинами, на вопросы которых родители отвечают вместе с детьми, переходит в коридор, завешанный плакатами с нынешним составом «Ромы». Особенно многолюдно у портрета темнокожего нападающего Куасси Яо Жерве – он же Жервиньо. Ивуарец, недавно взорвавший интернет фотографией своей обуви – модными женскими туфлями на каблуках с бантиками, хотя и обошелся на этот раз без эпатажа, все равно в центре внимания. Возможно, помня о той истории с туфлями, итальянки и фотографировались на фоне Жервиньо с нескрываемой страстью.
Мимо Капелло
А вот упоминаний о нынешнем главном тренере сборной России Фабио Капелло на выставке не нашлось. Хотя он оставил след в «Роме» и как игрок, побеждавший в Кубке страны, и как тренер. А ведь под его руководством «джаллоросси» в третий, и пока последний, раз выиграли чемпионство в сезоне-2000/01. При этом Капелло запомнился конфликтами со звездами Монтеллой и Кассано, а также закрытым оборонительным футболом. Тиффози и вовсе считают Фабио предателем, так как из Рима тот отправился в Турин, хотя и клялся, что никогда не будет работать в «Ювентусе». Но потом передумал, видимо, из-за денег.
Зато в «Роме» до сих пор тепло относятся к Лучано Спаллетти, хотя и считают его странным. Об этом свидетельствовал фрагмент одного из послематчевых интервью тренера, который безостановочно крутился на одном из мониторов. Удивительно, но отвечая на вопросы репортера, Спаллетти даже улыбается – такое за ним водится нечасто. До прихода в «Зенит», в период с 2005 по 2009 год, тренер трудился в Риме. При нем «волки» дважды выигрывали Кубок Италии и один раз Суперкубок страны и в тоже время трижды останавливались в шаге от скудетто. Однако футбол «Рома» тогда демонстрировала коллективный и зрелищный настолько, что ту команду до сих пор сравнивают с революционным «Миланом» Арриго Сакки.
Пасть в небо
В соседнем зале снова экскурс в далекое прошлое. На черной стене крупными белыми буквами выведено: Io non penso. Io Tiro («Я не думаю. Я бью», итал.). И подпись: Rodolfo Volk. Если бы в «Роме» со всеми ее волчьими атрибутами не было такого игрока, его следовало бы придумать. Но хорват Волк был и вошел в историю как таранный форвард, ставший лучшим бомбардиром чемпионата Италии 1931 года.
Сразу за «волчьим признанием» выясняется, почему выставка называется Roma ti amo. В этом зале к потолку прикреплены цепями десять экранов, на которых каждые пять секунд появляется изображение одного или нескольких фанатов, произносящих всего одну фразу: «Рома», мы любим тебя». Выглядит завораживающе.
А при выходе из музея никак не пройти мимо огромного волка, нарисованного на стене семиэтажного дома. Зверь замер в прыжке, его раскрытая пасть устремлена в небо. И это счастливый знак: итальянцы, желая друг другу удачи, произносят: In bocca al lupo («В пасть волку»).
Самые точные слова для сегодняшней «Ромы».
Рим
Текст: Денис Вдовин
Глеб, спасибо что залил статью на сайт)