4 мин.

Избранное

Что интересно. Прошла неделя с тех пор, как президент РФС Сергей Фурсенко выложил свою программу в интернет и о ней написали все спортивные газеты. Резонансу случился примерно ноль. Кстати, не видел, чтобы кто-то ее всерьез обсуждал у нас на сайте. И не получил ни одного вопроса в конференцию на этот счет. А вот сегодня в тронной речи Фурсенко пообещал выиграть чемпионат мира со сборной России (первой и мужской, надо полагать), и на этот счет мне звонят тут с радио, сыплются вопросы, люди тексты пишут. Дементьев даже написал. Все это отнюдь не неожиданно, просто очень показательно. Говорит о почтеннейшей публике весьма красноречиво. Мне кажется, что никакой оценки избранию президента РФС вообще давать не надо. Он еще ничего не сделал. Сами выборы весьма рутинны, никакой предвыборной борьбы, борьбы за голоса, убеждения голосовать именно за эти намерения, а не за те, не существует. И это, кстати, не страшно; мне вообще кажется, что на эту работу нужно назначать. В случае назначения ответственности на самом деле больше; ну, я не верю в то, что президента РФС – не конкретно Фурсенко или Мутко, а как такового президента – может заботить, что о нем думает руководитель региональной федерации футбола. А именно эти региональные федерации и составляют большинство голосующих на выборах. Тут обратная взаимосвязь – региональный футбольный руководитель всецело зависит от деятельности президента РФС. И так было, и так будет.

Главный доступный показатель работы президента РФС – это результаты национальной команды. Не единственный, конечно, может быть, и не главный даже – но точно важный, абсолютно доступный и поддающийся анализу. Развитие же футбола в стране в целом в гораздо большей степени является в общественном мнении поводом для спекуляций. Например, последние четыре года для этого развития – помимо деятельности профессиональных футбольных клубов – было сделано беспримерно много, и подавляющее большинство не просто не знает, а и знать не хочет, кем это было сделано и какие приносит плоды. Ну, и чем бы этому развитию поспособствовало общественное мнение? Способно ли оно на контроль за такой деятельностью? Да ни одной минуты. Общество способно смотреть футбол по телевизору. И непременно бесплатно. А если бы публику интересовало, как продвигается программа по развитию российского футбола, то, например, пункт в программе Сергея Фурсенко о необходимости продолжать строительство полей теми же темпами вызвал бы естественные вопросы, потому что это строительство сейчас приостановлено, и приостановлено ровно потому, что сейчас в стране не хватает специалистов, способных вести на уже построенных полях качественную работу с молодыми футболистами, и это диктует смену приоритетов. Сейчас главная проблема – подготовка тренеров. Опять же с этим можно не соглашаться, но не соглашаться почему-то, а не просто потому, что вот хочется, и все. Надо отдать должное – о необходимости подготовки тренерских кадров у Фурсенко тоже говорится, хоть и путано. В частности, в той части программы, где утверждается необходимость создания студенческой футбольной лиги, говорится, что это должны быть команды, руководимые профессиональными тренерами, которых у нас вполне достаточно (вдруг). Ну, да ладно. А вообще Колосков тоже говорил о подготовке тренерских кадров. И Мутко говорил. Теперь говорит Фурсенко. Посмотрим, кто сделает. Мне просто не кажется, что Сергея Фурсенко следует рассматривать как идеолога развития футбола. Мы его с этой стороны и не знаем совсем, и в программе его, к слову, идеологический раздел я, честно говоря, просто не понял. Он ведь в Зените тоже был не идеологом и не разработчиком программы, он был исполнителем задачи. И в этом качестве зарекомендовал себя очень хорошо. Он энергичный человек и болеет за дело, которым занимается. И личной ответственности не боится. Ну, и этого вполне достаточно. Чем он, например, хуже Мутко, прежнего президента? Да ничем. На стартовом отрезке – ничем.

А главное, что футбол в России развивается вовсе не по произволу и не по желанию президента РФС, и смена руководства в этой организации не способна остановить это развитие. Ускорить – способна. Скоординировать – способна. Замедлить – тоже. Но все это будет заметно только в процессе работы. И заметно очень немногим, потому что работой президента РФС, как она есть, интересуются единицы. А сейчас нам важнее всего узнать, что и как Сергей Фурсенко будет делать с национальной сборной. Пока мы знаем об этом только то, что есть обещание сделать ее чемпионом мира к восемнадцатому году. Это обещание много говорит нам, но не о сборной, а о темпераменте, о личности нашего нового футбольного начальника; он и в «Зените» тоже сразу говорил о наивысших задачах. И в общем-то их добился. И практически тут же его работа в клубе прекратилась. И прочертить между тремя этими фактами жизнеутверждающую прямую не получается. О сборной нам больше сказало бы обещание, например, уйти с поста в случае, если она снова не попадет на чемпионат мира. Не то чтобы я настаиваю или вообще считаю это разумным, просто в этом случае ответственность как-то понятнее. Если уж что-то обещать. Пусть Сергей Фурсенко окажется хорошим президентом. У него такая работа, что его удачи будут и нашими тоже. Я ему успеха, во всяком случае, желаю от всей души, хоть мой разум и скептик. Но он вообще скептик.