Победы в спорте не главное?
Спорт – это бизнес. Большой и серьезный, живущий по своим правилам и законам. И если на Западе на спорте уже давно зарабатывают гигантские деньги, то России еще предстоит этому учиться. Почва – то есть, нужно научиться правильно ее использовать. Но обо всем по порядку.
Несколько дней назад Forbes опубликовал очередной рейтинг самых дорогих в мире клубов. По обыкновению, на вершине «топа» Его Величество футбол! Но вот «ядро» рейтинга уверенно заняли представители североамериканских лиг – клубы NFL, MLB, NBA. То, что в Америке спорт – синоним слова бизнес, знают, наверное, все. Но не все догадываются, что многие из клубов рейтинга даже рядом не стоят со словом «чемпион». Но как же удается тогда приносить прибыль и располагаться в ведущих рейтингах?
Ответ прост: не обязательно выигрывать все и вся, нужен хороший эмоциональный контакт с болельщиком. А эмоциональный контакт – это аншлаги на матчах, спрос на атрибутику, живущий командой город. Чтобы было понятно, возьмем сухую статистику посещаемости клубов NHL и NBA, с которыми в нашей стране знакомы лучше всего.
Вот, к примеру, «Торонто» и «Калгари», которые стабильно входят в десятку самых посещаемых клубов NHL. А вы знаете сколько раз выходили в плей-офф за последние годы эти команды? На двоих – всего один (!!!) раз! Но клубы настолько популярны, что на их матчи скупают даже стоячие места, и арена заполняется больше, чем на 100 процентов. А это, 20 тысяч болельщиков на каждом матче, это тонны проданной атрибутики, это 1,15 миллиардов долларов стоимости («Торонто») и первое место в рейтинге стоимости клубов НХЛ. Нет, победы, конечно, нужны, но это не главное. Главное – любовь болельщиков.
Другой, не менее «говорящий» пример, это команда NBA «Голден Стейт». Посещаемость их матчей больше 100 процентов, но команда не претендует на высокие позиции. Это лишний раз говорит о том, что при грамотном маркетинге даже на матчи «Рубина» будет собираться большая аудитория.
В Европе все не менее интересно! Взять тот же «Манчестер Юнайтед», на днях подписавший рекордный для мирового футбола контракт с Adidas. И ничего, что «красные дьяволы» провели самый провальный сезон за последнее десятилетие, ведь болельщики любят команду, а абонементы на «Олд Траффорд» раскуплены на несколько сезонов вперед.
А что же у нас? А у нас «Спартак», презентующий форму, похожую на костюм «Спайдермена», «Зенит» и «Смешарики», «Локомотив» и поезд родом из «Третьего Рейха». Все это явно не увеличивает аудиторию на матчах, а лишь порождает смешки и недоумение.
Но не все потеряно. Тот же «Спартак» открывает свое «Открытие», и «дом» может стать отправной точкой в строительстве сильного бренда. Глядишь, через несколько лет будет подписан выгодный контракт с Adidas, с которым, кстати, «Спартак» в последний раз становился чемпионом, исчезнут «паучьи истории», а на матч с «Уфой» можно будет попасть, только если позаботиться об этом заранее.