Быть опорным полузащитником
Пятнадцать лет назад на широкие экраны вышел кинофильм «Быть Джоном Малковичем», главные герои которого нашли некую потайную дверь, войдя в которую они оказывались внутри киноактёра Джонни Малковича, и получали возможность пожить немного жизнью известного актёра. Герои устроили из этого аттракцион: предлагали всем желающим за 200 баксов 15 минут побыть Джонни Малковичем. Одной из основных задумок сценариста Энди Кауффмана было показать, как многослоен и сложен мир профессионального актёра, которому постоянно приходится пускать в свою «шкуру» другого человека, зачастую каждый день нового.
В рамках современного футбола Кауффман сейчас мог бы спокойно написать сценарий продолжения этого фильма, с названием в духе «Быть опорным полузащитником». Ещё не так давно с этим амплуа всё было достаточно просто, игрокам надо было всего лишь выходить на поле и соответствовать своему зловещему прозвищу: Эдгар "Питбуль" Давидс, Дженнаро "Рино" Гаттузо, Марко "Бешенный пёс" Тарделли и т.д. Нет, конечно, не всё сводилось к тому, чтобы выйти на поляну, занять место перед своей линией защиты и на 90 минут превратиться в самую большую и злую мазафаку в лесу, методично вытаптывающую всю опорную зону вместе со всякой мелкой живностью, в лице зазевавшихся нападающих соперника, но в целом технологии сводились к чему-то подобному.
Сейчас, когда футболистов выращивают в футбольных школах как бройлеров на птицефабриках, когда британские игроки даже в самых смелых фантазиях не осмеливаются после игры пососать пивка в близлежащем пабе, а гонка тактических вооружений судорожно мечется между тики-такой, автобусами всех марок и стратегическими заменами вратарей, все игровые амплуа на футбольном поле переживают серьёзные пертурбации. Ни одна большая команда в мире сейчас не может себе позволить держать в стартовых одиннадцати полузащитника исключительно конановарварского образца. Унификация и универсализация – вот девиз современного футбола. Современный опорник он и жнец атак соперников, и швец атак своей команды, и на дуде, вдобавок ко всему, игрец.
Любая команда сейчас мечтает найти своего собственного Хаби Алонсо, Хедиру, Фернандиьно или, на худо конец, Каррика. Универсального, физически крепкого игрока, с хорошими навыками отбора мяча, но при этом и с отличным видением поля, с техникой и первым пасом. Опорник может не быть сердцем, мозгом или душой команды, но он всегда один из важнейших нервных узлов футбольного организма, и переоценить роль хорошего опорника в успехах команды просто невозможно. Есть множество причин и совокупных факторов, почему Арсенал так долго был «бестрофейником», и одна из наиболее важных из них связана с тем, что всё это началось когда из команды ушёл Патрик Вийера, последний по-настоящему большой опорный полузащитник, надевавший футболку лондонской команды.
Именно после исхода из команды француза Арсен Венгер решил придумать своих собственных опорников, современных таких, бокс-ту-боксовских, умных и опасных. Так через команду прошли такие люди как Алекс Сонг, Абу Диаби, Денилсон, Коклен, Фримпонг (Фламини вынесем за скобки, как игрока олдскульного и срулившего на вольные хлеба ещё в 2008 году). Вершиной этой селекции на данный момент является испанский полузащитник Микель Артета, пополнивший ряды команды в 2011 году. О нём мы сегодня и поговорим.
Микель Артета, уроженец Сан-Себастьяна, воспитанник Барселоны, перебрался на туманный Альбион в 2005 году, в возрасте 23 лет. Он был приобретён Эвертоном у Реал-Сосьедада за солидные 7 миллионов фунтов стерлингов. В составе Ирисок Микель провёл 6 счастливых сезонов. Сыграл чуть более двухсот матчей, в которых по системе гол+пас заработал 68 очков. Болельщики Эвертона до сих пор вспоминают Микеля очень тепло, за его креативные пасы, великолепные стандарты, пушечные дальние удары, скромность, работоспосбность и лидерские качества. Если кто-то забыл, как именно Артета играл в составе Ирисок, то можете освежить воспоминания вот этим роликом, или любым другим, благо на ютубе подобных видео с Микелем много.
Тем удивительнее сейчас, после того как Артета в 2010 году перебрался из Ливерпуля в Лондон, на стадион Эмирейтс, чаще слышать от болельщиков его новой команды негативные отзывы об игре испанского хавбека, чем привычные восторги. За три полных сезона в Арсенале Микель Артета провёл 124 игры, в которых набрал всего 24 результативных очка.
В первом сезоне в стане канониров испанец составлял пару центральных полузащитников вместе с камерунцем Сонгом. Кто из них тогда был больше опорником, а кто созидателем, оставим судить потомкам и сочинителям анекдотов. Главное, что следующим летом Сонг перешёл в Барселону, и наш любимый Арсен Венгер окончаельно отвёл Артете на поле нелёгкую роль: быть опорным полузащитником.
В настоящий момент, когда трансферные слухи упорно сватают в лондонскую команду то одного, то другого звёздного волнореза, и когда было почти что официально объявлено, что Артета проводит в команде последний год, мы можем начать потихоньку подводить итоги его выступлений за Арсенал. И, в общем и целом, констатировать, что фокус скорее не удался.
Опыт, скилл и физика
Сложно ли в 30 лет кардинально изменить стиль жизни и из офисного сотрудника превратиться в квалифицированного сталевара? Да, сложно. Но не невозможно. Было бы, как говорится, желание и «природная предрасположенность». Но в любом случае понадобится куча времени и вагон набитых шишек, прежде чем выйдет толк. Микеля Артету, после десятилетия в шкуре плеймейкера, практически в одночасье превратили в чернорабочего. В отнимателя, если позволите, и в тоскателя рояля.
Не имеет смысла спорить о том, где на поле играть тяжелее или проще. Суть в том: что каждое игровое амплуа требует от исполнителя набора определённых навыков, умений и качеств. Например, каждый из полевых игроков должен уметь отнимать мяч, но опорный хавбек должен это делать едва ли не лучше всех остальных. И так далее. Я уже молчу о тактическом аспекте игры на этой позиции и о том, что она требует от игрока предельной концентрации все 90 минут матча. У Микеля Артеты никогда не было опыта игры опорником на высоком уровне. И у Микеля не было, и все ещё нету ряда игровых умений, присущих игрокам этого амплуа. Практически всё, что делал Микель-опорник, он делал и продолжает делать хуже своих новых цеховых коллег
Тут можно было бы долго и красочно придаваться воспоминаниям, о некоторых ярких перфомансах испанца в этой новом для него роли (предположу, что всем было бы что вспомнить), но вместо этого давайте просто посмотрим на табличку, отображающую основные статистические данные по важным для опорного полузащитника компонентам, где сравниваются выступления в сезоне 2013-14 Артеты, Каррика (опытного зубра), Якоба (таже проводящего всего второй год в качестве опорника АПЛ), Моргана Шнейдерлина (молодого талантливого "модерн дефенсив мидфайлдера) и Йединака (представителя вымирающего вида "ломать не строить"-опорников).
Сразу бросается в глаза серьёзное отставание Микеля по большинству основопологающих параметров. И это при том, что некоторые показатели он улучшил по сравнению с предыдущим сезоном. Так, например, годом ранее Микель совершал в среднем по два с лишним фола за матч. А во втором сезоне этот плачевный показатель уменьшился почто что вдвое. Вот так вот, путём ошибок трудных, набирается опыт и растёт мастерство. Даже у тридацатилетних игроков. Учиться ведь никогда не поздно, как гласит народная мудрость. Глядишь, будет преподавать в детской академии какой-нибудь: пригодится!
Очевидно, что помимо отсуствия богатого опыта и отточенных навыков, испанца подвозит и не самая выдающаяся "физика". Никто не может упрекнуть Артету в непрофессионализме, в том что он бывает плохо готов к играм или невыкладывается на все сто. Но, тем не менее, игровые моменты, когда более габаритные нападающие соперника легко оттесняют его корпусом, когда он как мячик отскакивает от игры «плечо в плечо» с условным Лукакой, или когда его тупо перепрыгивают и перебегивают, увы, случаются с ним сплошь и рядом. Он проигрывает больше половины единоборств как на земле, так и в воздухе. У Артеты нет ни габаритов, ни мощи, ни скорости. Есть хладнокровие, есть видение поля и понимание игры, есть в конце концов, богаты общеигровой опыт, накопленный за годы футбольной карьеры. Но со всеми этими приятными вещами зачастую происходит такая же лабуда, как с пресловутой старательностью: этого не всегда хватает.
Ментальность
По задумке Венгера, Артета в команде должен был образовывать мощную синергию в центре поля с представителями модного в Британии молодёжного течения бокс-ту-бокс. Таковых, молодых да ретивых, в конюшне Арсенала сейчас аж два: Уилшер и Рэмзи. Именно эти парни должны были действовать исходя из принципа одна нога здесь, другая там, в то время как Артета должен был их во всём этом прикрывать. Команда бежит в атаку: два шага вперёд. Соперник бежит в атаку: три шага назад. Подключился к атаке Санья: два шага вправо. Гиббс: два шага влево. На опыте, на скилле. Оставаясь всегда чуть сзади основного креативного кулака команды, Артета должен был не только страховать своих парнеров, но и выполнять роль этакого перевалочного пункта для мяча. Всегда быть открытым, всегда быть готовым к тому, что партнёры используют его чтобы обыграться на коротке, если соперник активно прессингует, или изменить вектор развития атаки, если впереди всё наглухо перекрыто
Именно такого идеального теневого плеймейкера хотел видеть в своей команде Арсен Венгер. Хотел придумать себе человека, способного исполнять этакого реджисту по-английски. Во всяком случае, сложно как-то иначе объяснить шесть трансферных окон, без каких либо серьёзных попыток усилить эту линию.
Однако в итоге всё приобрело достаточно гротескные черты. Мы никогда не сможем заглянуть в головы Артеты и Венгера, можем лишь только смотреть на них со стороны и пытаться сделать какие-то выводы. И вот со стороны, со стороны может показаться, что оказавшись впервые в жизни, на пороге своего тридцатилетия, в составе настоящего топ-клуба, регулярно играющего в Лиге Чемпионов и борющегося за трофеи, Микель Артета решил делать всё, что ему скажут, и быть в первую очередь пай-мальчиком, а не знойным мачо. Сказали играть сзади - окей. Сказали страховать - окей. Сказали затолкать куда поглубже старые привычки и любимые финты - сделаем. Всё забудем и всему научимся заново. Лишь бы не прогнали со двора.
Я уже приводил в первой части статистику гол+пас у Артеты за Эвертон и Арсенал, 68 против 24. Но тут показательна даже не сколько сама статистика, сколько то, насколько визуально изменилась игра Артеты. Раньше Артета клал со штрафных мячи в ворота как рукой, а сейчас почти не бьёт по воротам. Раньше у него был прекрасный средний пас и хороший навес, а сейчас он катает мячик ближнему и очень редко пытается обострить игру. Так и не став по-настоящему сильным опорником, Микель, как кажется, быстро растерял навыки атакующего полузащитника. Его поклонники часто называют его «умницей», человеком который постоянно поддерживает и начинает атаку, отдаёт огромное количество передач с невероятным процентом точности, и вообще держит в руках толстую связку ключей от всех дверей. Однако по большому гамбургскому счёту, испанец один из рекордсменов премьер-лиги по пасам назад. А две трети его передач вперёд: пасы на Санья или Гиббса. Он как телефонистка на коммутаторе: обрабатывает огромное количество запросов, и делает это с большой старательностью и аккуратностью, но всё равно при этом остаётся всего лишь телефонисткой на коммутаторе. Тоже, в общем-то важная работа.
Вероятно, это именно то, чего хочет от Артеты Венгер. Остаётся только развести руками. Лично мне жаль того Артету, которого мы потеряли.
Микель Артета, безусловно, хороший футболист. Он старательный и высококвалифицированный исполнитель, который, к сожалению, большей частью в Арсенале занимался не своей работой. Да, все эти годы Артета был важнейшим звеном команды. Звеном, без которого эта самая команда играла в целом хуже, чем с ним. Микель назубок знает свою партитуру и играет её настолько старательно, насколько вообще может. Тяжело смычком водить по арфе, что уж там. Но будем честны перед собой, он был важным звеном команды, пребывавшей в определённой стагнации. Мог бы быть Артета железным стартовым опорным полузащитником в любой из трёх команд, которые в последние три сезона неизменно на финише обходили канониров? Я сильно сомневаюсь в этом.
Давайте напоследок просто взглянем на графику, где отображено откуда наносились удары по воротам Арсенала в четырёх случайно выбранных играх из концовки прошлого сезона.
Нельзя что-то выиграть в современном футболе, не являюсь хозяином в собственной опорной зоне. Слишком велико сейчас её значение. Слишком больно большие команды наказывают за допущенные там оплошности.
Итак, сегодня мы рассказали вам почему Микель Артета недостаточно хорош, чтобы быть основным игроком Арсенала. Завтра новый пост в котором мы будем выбирать достойного кандидата на эту позицию. Не пропустите
Идеальный опорник по Моуру: всегда настроен на отбор, умеет ловко оттеснить даже самого жесткого и тяжелого форварда, обезмячить самого ловкого вингера. Отбирает мячи во сне, отбирает у собственных маленьких детей, прессингует свою собаку, соседей в лифте, всех прохожих. (Примеры: Неманья Матич, Давид Луиз)
Идеальный опорник по Конте: centrocampista centrale dai piedi buoni, т.н. реджиста и одновременно центральный пз, человек, который управляет игрой команды. всегда смещается в глубину для получения мяча. Почти не участвует в отборе, исключительно дирижирует. Требует наличия в пару к себе игрока для подстраховки, кто бы отбирал мячи за себя и за того парня (Пример: Андреа Пирло)
Идеальный опорник по Бьелсе: Абсолютный бокс-ту-бокс, может пробежать за матч 30 км, забить гол, отобрать мяч, вынести с ленточки, убежать в атаку на 120-й минуте на максимальной скорости. Обязан делать огромное количество перемещений и действий на поле, невероятно много пасовать вперед при переходе из обороны в атаку. (Примеры: Артуро Видаль, Андер Итурраспе)
Идеальный опорник по Анчелотти: игрок, способный отбирать мячи, при этом очень здорово подключающийся в атаку, отлично играющий головой, в любой момент времени знает свою позицию и задачи на поле, владеющий коротким пасом и виденьем поля. (Сами Хедира, Блез Матюиди)
Идеальный опорник по Карпину: левый бразильский игрок, умеющий регулярно совершать позиционные ошибки (не менее 10 за матч), с отсутствием первого паса, обязан давать назад вратарю "в борьбу" под прессинг и "привозить" мячи. (примеры: Рафаэл Кариока образцов 2011, 2012, 2013 годов). Переквалифицирован в защитника. Функции остались прежними.
Идеальный опорник по Венгеру: идеально выполняющий неудобную и непривычную для себя работу, полностью ограниченный в правах, и не органичный на позиции, человек - маэстро, переквалифицировавшийся в грузчики роялей. Обязательно в прошлом креативный плеймейкер, ныне прозябающий в опорной зоне. Участие в Венгерболе минимальное. (Пример: Микель Артета)
К чему это я - опорники бывают настолько разные по функциям и по игре, что я даже склоняюсь к тому, что больше это слово больше не несет в себе смысловой нагрузки. Опорная зона - это лишь место, где игрок находится в момент защиты, и разгона атаки от своих ворот. Все зависит от того, что он там делает.
Спасибо им за гифки и графики и вообще
на высшем уровне недостаточно просто что-то делать, надо делать это хорошо
так что зопилите мне Хедиру или по крайней мере Шнайдо
за текст спасибо, Леха
Хедира будет куплен на позицию десятки, так как Артета уже есть в опорной7??
Про передачи, то эта табличка изначально должна была войти в текст, но потом мы её убрали ибо это было бы ну совсем уж вторичной информацией, но раз тебе так интересно, то вот огрызок этой таблицы, поучайся: http://savepic.ru/5328119.jpg
У Кэррика три из четырёх передач идут вперёд, вот это я понимаю развитие и поддержка атаки, а у Артеты каждый второй пас это пас назад. Deal with it.
Средняя продолжительность паса у Артеты абсолютно точно такая же, как у всех игроков, приведённых в табличке, плюс-минус пара сантиметров. Это тоже было в табличке, но она не сохранилась, можешь сам проверить. А как отбирали игроков для таблицы - написано в тексте. Вот прямо так и подбирали.
Про пасы в свободные зоны - все мы знаем, что это за свободные зоны. "Отдай Санья, Санья разберётся". Вот кто у нас самый креативный.
"Микель игрок, который нацелен на сохранение мяча и очень им дорожит. фланги - возможность развития атаки с уменьшенным риском. опорник по Венгеровски - это игрок, который дает возможность команде перестроится и развить атаку по новому вектору. он важная составляющая игры команды в удержание мяча"
абсолютно повторяет кусок моего текста, где я писал, почему Венгеру нужен Артета. Все понимают, зачем Венгеру нужен Артета. Но при все при этом ещё и понимают, почему Артета не тянет эту роль так, как должен тянуть. Про это весь остальной текст :3
Ну и можно сколько угодно разбирать каждый частный случай, говоря, что "рафик неувиновен" виноваты все остальные, но так или иначе факт налицо, в опорной зоне есть проблемы. И Артета за это отвечает в первую очередь. Капитан последним покидает корабль, а опорник первым отвечает за то, что происходит в опорной зоне и т.д. и т.п. всё остальное в пользу бедных.