Под местным наркозом
Что умеет делать Грасс, так это удивлять. Не эпатажем или «чёрными» приёмчиками, а главным: структурой романа или героем(ями) — достаточно вспомнить его «Жестяной барабан», где главный персонаж в качестве протеста перед окружающей реальностью отказался расти. Физически.
Ты берёшь его роман (любой), и не знаешь, чего ждать на этот раз (если, конечно, в твоём ближайшем окружении нет любителей спойлеров… но читавших Грасса надо ещё поискать): фотографий, вызывающих параллельную реальность, гротеска, вызывающего спазмы различной направленности, символизма в концентрации, вызывающей у тебя головную боль, или чего-то нового. В случае с «Под местным наркозом» боль была зубная. И не у тебя, а у главного героя. Хотя у тебя она тоже может быть одновременно с штудиенратом.
Главный герой данного произведения оказывается в стоматологическом кресле, в котором рассказывает доктору (тебе же правда наплевать, как можно говорить с открытым ртом, когда у тебя во рту слюноотсасыватель или какой-нибудь стоматологический бор?) историю своей жизни, как оно всё было (или не было? или ты всё-таки не любишь спойлеры и мне лучше заткнуться?).
Как его девушка спонсировала новую челюсть, потому что променяла своего штудиенрата (тогда ещё всё-таки специалиста по цементу) на человека, способного приносить ей шпионо-разведывательные данные из стана оппонента — собственного отца, не последней шишке в немецких оккупационных гитлеровских войсках, наконец-то вернувшегося после плена из советских концлагерей.
Отец и дочь в сарае проигрывают все важные битвы на восточном фронте и пытаются изменить историю. Ты всё ещё не удивлен таким хобби? Бесчувственный сухарь. Чтоб ты скрывался по городам и весям за убийство собственной невесты, у тебя болели зубы, но ты не мог пойти к стоматологу из-за боязни быть узнанным (есть в романе и такой кратковременный сюжетец).
Тебя вообще не удивляет, что «за жизнь» рассказывают не парикмахеру или бармену, а врачу, в кресле которого все нормальные люди могут преимущественно лишь мычать? Ну, это же Грасс.
Главный герой у Грасса своему стоматологу может даже звонить, чтобы рассказать о своих учениках, среди которых один хочет поджечь свою любимую собаку в центре Берлина, потому что жителям этого славного немецкого города собаки дороже людей. Поджечь, разумеется, в качестве протеста. И только горящая собака может обратить внимание этих дамочек в кафе — из-за горящего человека они ни за что не оторвутся от своего кофе.
А ещё эти дети могут поддержать твой монолог о Сенеке. Поспорить, приведя контраргументы. И вообще они начитаннее, чем ты в почти 30 лет.
Итак, ты что-нибудь понял из этой рецензии? Лишь нагромождение слов и сюжетов, связанных неуловимой нитью. Или это только кажется, что эта нить есть? Нет-нет, есть-есть, нить — книга, сам роман, от которого может болеть голова. В нём нет ничего сверхъестественного, но после него так и хочется задать вопрос «что имел в виду автор под синими занавесками?».
6,5/10