Метод Хука. Кто помог Голландии выйти в полуфинал
Иван Калашников рассказывает о тренере вратарей Франсе Хуке, который подсказал Луи ван Галу поменять голкипера перед серией пенальти.
Хук – справа. Фото: Fotobank/Getty Images/Lars Baron – FIFA
За 10 минут до конца дополнительного времени в матче Голландия – Коста-Рика журналист Бен Литтлтон, автор книги «12 ярдов: искусство и психология идеального пенальти», выдал в эфир убийственные цифры. За последние пять лет в ворота Кейлора Наваса было назначено 10 пенальти, из которых он отбил 5. Голландскому голкиперу Ясперу Силессену не удалось взять ни одного из трех.
Пенальти всегда были слабой стороной голландцев. На крупных турнирах (ЧМ и ЧЕ) им удалось выиграть лишь одну серию из пяти. Это второй с конца результат среди всех команд – разумеется, после сборной Англии (одна из семи). В полуфинале домашнего Евро-2000 против Италии голландцы не забили пять пенальти: два по ходу игры и три после матча. Даже Йохан Кройф не любил исполнять 11-метровые – по словам Роба Ренсенбринка, штатного пенальтиста Голландии в 70-х, Кройф слишком боялся промазать.
Перед ЧМ-2014 тренерский штаб сборной решил подойти к проблеме с другой стороны – поработать не с теми, кто бьет, а с теми, кто отбивает. Этой работой занялся человек по имени Франс Хук – тренер вратарей, ближайший помощник ван Гала, работавший с ним в «Аяксе», «Барселоне» и «Баварии». «Он научил меня всему, что я знаю. Он помог мне прийти к успеху», – рассказывал Эдвин ван дер Сар, начинавший карьеру под присмотром Хука.
Система подготовки голландского тренера носит название «метод Хука» (видимо, отсылка к методу Хука-Дживса). Его смысл в том, чтобы использовать сильные стороны вратарей с максимальной выгодой для команды. Например, Хук вспоминал, что вратарь «Барселоны» Витор Байя идеально подходил под тренерский стиль Бобби Робсона и расстановку 4-4-2 с низкой линией обороны. После прихода ван Гала и смены тактики Байя стал чувствовать себя некомфортно, потерял психологическое равновесие, а после и игровую форму. Тогда Хук принял решение заменить его на Руда Хеспа, уступавшего Байе по некоторым вратарским параметрам, но более приспособленного к новому стилю игры.
Ван Гал, Моуринью, Хук и Куман в «Барселоне». Фото: Fotobank/Getty Images/VI-Images
«Основа моего метода в том, что голкипер должен развивать и использовать свои сильные стороны, – объяснял Хук. – Например, вратарь с отличной реакцией может не бояться ударов с разных дистанций, и его защитники не должны тратить лишние силы, пытаясь во что бы то ни стало заблокировать удар. Но если при этом игра на выходах не является его сильной стороной, ему придется как следует поработать над расстановкой защитников в штрафной перед подачей со стандарта, чтобы не лезть в гущу игроков, а спокойно дожидаться мяча на линии ворот».
Хук разделяет голкиперов на два типа: R-вратарь, главным навыком которого является реакция, игра на ленточке, и A-вратарь, который действует на перехватах и умеет читать игру (от слов reaction и anticipation, реакция и предугадывание). R-вратарям сложно забить прямым ударом, они совершают невероятные сэйвы, после которых начинают играть еще лучше. Обычно они обладают харизмой и лидерскими качествами – как Оливер Кан и Джанлуиджи Буффон.
А-вратарь вряд ли когда-нибудь станет капитаном команды и редко будет радовать зрителей, потащив мяч из дальней девятки. Зато он будет сохранять спокойствие при выходе один на один, правильно оценит ситуацию перед выходом из ворот или легко подстрахует защитников – как Мануэль Нойер в матче с Алжиром. Такой вратарь не боится получать мяч от своих игроков и начинать атаку точной передачей. Для организации игры команды он может быть не менее важен, чем полевой игрок.
Перед ЧМ-2014 ван Гал и Хук предпочли менее именитого и опытного вратаря «Аякса» Яспера Силессена парням из английской премьер-лиги – Крулу и Ворму. Силессен – А-вратарь, которому легче найти общий язык с обороной и привыкнуть к постоянным тактическим экспериментам ван Гала. Его вряд ли смутит, что перед ним то три, то четыре защитника, а команда то играет первым номером, то отдает инициативу сопернику. Кроме того, Силессен довольно редко выбивает мяч вперед – он третий вратарь ЧМ по количеству передач на своей половине поля.
Хук и Силессен. Фото: Fotobank/Getty Images/VI-Images
Но даже выбор основного вратаря на турнир не означает, что в какой-то момент не пригодится его сменщик – голкипер R-типа с другими качествами: реакция, харизма, драйв. Видели, каким заряженным Тим Крул выскочил на поле? Как он что-то говорил костариканским игрокам перед ударом? За свои 10 минут Крул успел произвести впечатление зарвавшегося наглеца, которого хочется поставить на место, но этот ход сработал – он все пять раз прыгал по удару и отбил два из них.
«До игры мы ничего не говорили основному вратарю Силессену, чтобы не отвлекать и не расстраивать его, – признался ван Гал. – Но у каждого есть свои достоинства. Крул – лучший в команде по отражению пенальти. Все мы немного гордимся, что этот трюк прошел». Конечно, ведь этот трюк придумал Франс Хук – человек, к которому сразу после победы побежал обниматься Тим Крул.
P.S. Игорю удачи
Думаю, еще габариты Крула сыграли свою роль. Он в раме головой перекладину подпирал, руки длиннющие, плечи широкие. После 120 минут игры увидеть такого, и ворота покажутся очень мелкими. А еще и по мячу играющий кипер.
Ван Гал знает, когда надо прислушаться. Берег ведь эту замену)
И не устану повторять, спасибо Коста-Рике за эмоции. Это было восхитительное, эмоциональное, ярчайшее приключение!
1. Выкинул из состава весть шлак типа Ван дер Варта, который подрывал дух команды
2. Построил новую команду, и разобрал все руины оставленные Ван Марвейком
3. Ввел в команду молодежь, для перспективы
4. Создал фантастическую атмосферу в команде
5. Вдохнул в Кёйта новую жизнь
6. Каждый игрок знает свое место и не зазнается как это было у Ван Марвейка.
Вывод: Ван Гаал лучший тактический тренер в мире, а не Маур как многие думают.